ЗНАЧЕНИЕ И МЕСТО ИДЕЙ МИРОВОЙ ФИЛОСОФИИ КАЗАХСКОГО МЫСЛИТЕЛЯ АБАЯ КУНАНБАЕВА В РАЗВИТИИ МИРОПОЗНАНИЯ

 

Шайзадаев Улан Назарович

Международный казахско-турецкий университет им. Х. А. Ясави

 

This article deals with the importance and place of world philosophy ideas of Abai Kunanbaev in development of world understanding.

 

Бұл мақалада қазақтың ойшыл ақыны Абай Құнанбаев философиялық дүниетанымының әлемдік философияның даму тарихындағы маңызы мен ролі берілген.

 

        У каждого народа есть гениальные личности, рожденные в свою эпоху. А значит, что через эти личности мир познает народную гордость и жизнелюбие этого народа. Вот таким был и есть, вышедший из казахского народа, один из великих личностей, живший во второй половине XIX века и в начале ХХ века поэт Абай Кунанбаев.

        Миропознание Абая в XIX веке стало началом в развитии общественно-демократических идей в Казахстане, а главное, в развитии этих идей исходило из трех начал:

1.Из казахского устного литературного фольклора и письменных памятников прошлого, исходивших из передовых народных традиций.

2.Произведения мыслителей Востока древних и средних веков.

3.Достижения философских идей русской материалистической философии и демократической культуры, в зависимости от мировых (в первую очередь Западной Европы), философских идей.

        Наряду с этим, на формирование  взглядов Абая на мир, повлиял его евроазийский образ жизни. На его философию повлияли две мировые цивилизации: Запада и Востока, в их кругу можно назвать европейскую, арабскую, русскую, тюркскую (казахскую) культуру и исламскую религию. По этой причине в произведениях Абая ярко выражено формирование особого вида рационализма. Здесь соединены рациональные т.е. логические, абстрактные и иррациональные т.е. мистические, магические начала.

        Рационализм превращает в центр анализа причин такие главные человеческие качества как ум, интеллект, мышление здорового субъекта, а как сторона объективной сущности поддерживает рассудительный и логический порядок вещей.  Рационализм известен как главная особенность Западной цивилизации. Его представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц, Вольф, Кант и Гегель. Он был закреплен как метод мышления эпохи Просвещения и веру в безграничную силу  человекопознания. Рационализм распространил безграничное право власти умомышления. К направлению рационализма относятся марксизм, позитивизм, прагматизм, в современности такие течения как неовитализм, логицизм, неорализм. Рационализм придает огромное значение образованию, науке [1. 173-176].

        В философии Абая высшим уровнем осознанного действия считаются сознание или мышление, интеллект. Сущность человека связано с умением мыслить. Ум, мышление, интеллект открывают значение сущности на земле и вне земли, это связано с материальным, вещественным и практическим действиями. В своем «седьмом слове» Абай сказал: «Человек утверждается на земле, постигая тайны явлений природы или делая определенные умозаключения. Это отличает его от животного, выдает его душу, говорит о выделении разума и воли» [1. 326].

       В учении Абая субстанция мира – это природа, а бог растворен во всей природе. Это отличительный вид пантеизма. Здесь природа – это Вселенная, это Космос, показывающий активность, достаточность и самопроизводительность. [1. 332].

        Во всех произведениях Абая видна проблема познания. Она показывает, что присущие человеку ум, чувство, воля – это не только путь познания, но и присущий человеку изначальные атрибутивные качества. Восприятие, воображение, чувствительность, память, фантазию, размышление и интеллект Абай относит в видам ума. В философии Абая прослеживается евроазийский облик понимания ума. Это не европейский рационализм с абстрактным мышлением. Надо обратить внимание на умение Абая «видеть» мысль:  его творческие и философские образы сразу предстают перед глазами. Вместе с этим его точные, согласованные, абстрактные, иррациональные, мистические, лирические описания гармонично сливаются воедино. Хотя подсознание и глубокая интуиция в его взглядах являются более весомым, чем сознательность и дедуктивность, его время – вечно(сейчас и всегда), место – Там (здесь и везде), а Там красота и нравственность без сомнений.

        В своих произведениях Абай показывает такие качества как умность, точность, воздержанность и остроумие. К чувствам он относит доброжелательность, радость, гнев, любовь и страсть. Рассматривает характер человека волей, умением сдерживаться, регулировать свои эмоции и увлечения. Все эти качества складываются воедино, но если зарождаются разногласия, человек должен полагаться на веление сердца и голосу чувств. Это должно быть на главном месте. Чувства должны направлять интуицию на правильный путь и правильно пользоваться силой воли.

        Абай в своих «Словах Назиданиях» не только объясняет, но и анализирует такие качества как ум, чувствительность и волю, показывает понимание практического направления бытия. В понимании Абая человек всегда должен быть в действии, так как бездействие его уничтожает.

        Поэт – мыслитель был знаком с наследием древних философов: Сократа, Платона, Аристотеля, а  также с трудами великого мыслителя Востока Аль-Фараби., с философскими трудами Западной Европы, а точнее Р.Декарта, Б. Спинозы, Г. Спесера, Л. Фейрбаха., «…свою рациональную философию Абай создал не случайно, он прошел эту богатую школу, сделал творческую обработку и только потом создал все это» [2. 141].

        Он знал  теорию развития и основы анатомической науки Ч. Дарвина. В расширении знаний Абая в познании естествознания сыграла огромную роль русская материалистическая психология, а точнее научные труды: И. М. Сеченева, К. Д. Ушинского, а также на миропознание поэта повлияло общение с ссыльными политическими людьми, живших в то время в Семипалатинске. Среди них были, воспитанные на демократических идеях, представители прогрессивной интеллигенции как Е. П. Михаэлис, М. И. Долгополов и другие. Во многих произведениях Абая нашли место глубокие философские мысли о природе, о познании и о разуме: «Пусть умрет природа, но не человек», «Будущее – синий туман» и другие состоящие из 45 «слов», написанные словами назиданий, «Ғақлия», зерна философских взглядов поэта, которые являются значимым наследием во много раз выше, чем суть и глубокое суждение национальной культуры. Эти «слова - назидания» взяли начало из жизненного опыта казахского народа (культура, история, традиции, привычки быта, нравственность и другие качества) на протяжении многих лет о человеке и человечности. [3].    

        В философии Абая наблюдается близость с этическим рационализмом Сократа: он поддерживает образование как основу развития духа и нравственности. Анализируя возможность миропознания посредством пяти органов чувств, через познание и образы, Абай говорит о постоянно изменяющейся  его форме. По мнению мыслителя, сила духа в начале бывает слабой и в это же время, она зависит от объема и меры познания. Человек, не раздумывающий о услышанном и увиденном, и не получающий новые знания, теряет знания, которые уже получил. Человек с критическим образом мышления, умеющий анализировать и отличать нужное от не нужного, обладает сильным духом.   Человека, понявшего всего этого можно считать разумным.

        Абай, рассмотрев изменения в развитии человеческого разума, жизненного духа, доказал, как можно укрепить и сохранить мастерство посредством бесперебойного творческого труда и тренировок. Бездействие приводит к уничтожению некоторых сторон мастерства, а затем возможно потере и самого умения. Человек может и не заметить изменения в себе, так как мастерство и знание не предупреждают о своем уходе. Абай говорил: «Человек должен помнить о трудностях в познании и росте духа». Здесь Абай говорит о правилах развития, о правильном чувстве, о воспитании, о не согласии взглядов, о воображении и мышлении, о постоянном стремлении к познанию.

        Ставя вопрос об истине, Абай разделяет научную истину, трансцендентную(через мышление) истину и божескую Истину.

        Первое, похожая на «каплю в океане», в сравнительном описании – это земная истина. Человек к нему приходит через разум. Начало чистой, абсолютной истины – это Создатель. К этой Истине человек должен стремиться. Через эту Истину человек должен найти свое место в мире, как «упавшая песчинка из космоса на землю», найти себя, остаться самим собой и совершать добрые деяния. Это мысль в учении Абая показывает мотивы философии персонализма.

        Великий Абай много думал о жизни, об окружающем мире, о природе, тайнах бытия, об их закономерностях, вникая в тайны жизни, он искал ответы на беспокоящие его вопросы. Кто я? В чем суть жизни владельцев душ? Все люди, животные, насекомые едят, спят, оставляют после себя поколение. Тогда, в чем же различие человека от других живых существ?  Абай искал ответы на вопросы, которые были волнующими для каждого из нас. Он в своем учении и своих произведениях отражает и открывает цель жизни человека, путь к достижению идей, суть мирового бытия, внутреннюю взаимосвязь и общие закономерности.

        Абай говорит: «Развитие и достижение совершенства – это цель каждого человека». Что такое достижение совершенства? Есть разные виды совершенства. Например, занятие спортом, усовершенствование тела и укрепление силы, а в науке и знании – учиться искусству и расширять кругозор. Говоря об этом, Абай отмечал, что есть боле важное совершенство – это духовное совершенство и усовершенствование души.

        По словам Абая, душа – сердце человека. Душа управляет человеком через сердце и осуществление действий. Если душа несовершенна, то в действиях человека будут ошибки. И, только человек с чистым внутренним миром и совершенной душой не ошибется, не сделает неправильный шаг, и будет жить правильно. Абай учит: «Счастье человека зависит от чистоты его сердца». Итак, основой совершенства являются сердце и душа. Это и есть очищение нежной внутренней сущности человека.

        Абай в своих произведениях показал пути достижения совершенства и их разные горизонты. Каждый человек, проходя через эти пути совершенства, может определить, на каком уровне он находится, и узнать следующий этап своей жизни. Жизнь человека будет значима только тогда, когда глубоко откроется сущность и конкретизируется будущее. Вот так, учение Абая дает возможность каждому открыть сущность своей жизни, выйти на яркий путь дороги будущего.

        В наследии поэта нет произведений с системным суждением во взглядах. И, все  таки, во многих поэтических произведениях Абая и прозе Абая «…человек и нравственность, честь и совесть имеют прямое отношение к философии морали, бесспорно разделенных на объемно-качественное мнение мыслей. На начальном этапе 1920-1930 годах, изучение произведений, идейных наследий поэта, стали причиной жарких дискуссий. Нашлись те, которые хотели отнести «Философию Абая к религиозно-буржуазной, идеологической философии» [4.2].

        Видные казахские деятели культуры и писатели: М. Ауезов, С. Муканов, К. Жубанов, С. Садуакасов, С. Кожанов и другие выступили в защиту поэтического наследия Абая от вульгарных социологических нападок, написав статьи. С. Муканов писал: «Несмотря на противоположные взгляды, Абай, как прогрессивный художник-реалист написал эти «Слова назидания» и за это мы его уважаем, поэтому его литературное наследие для нас является бесценным кладом. Казахский народ знает Абая как своего великого национального поэта» [5.2].

        М. Ауезов вложил много труда на изучение направлений миропознания Абая. Он, сравнивая и изучая многие поэтические произведения Абая с произведениями видных русских мыслителей XIX века, выяснил, что они глубоко похожи.

        М. Ауезов, говоря об этих идейных направлениях эпохи Абая, отметил, что для него было важно его знакомство с произведениями русских классиков, в будущем оказавших большое влияние на процветание общественного мышления в Казахстане.

        Ученый выступил против мнений тех, кто хотел доказать связь Абая не только с русской литературой и ее прогрессивными философскими идеями, числом переведенных им произведений, но и влиянием демократическо-революционных идей. Он выразил свое сожаление об очень мало изученной связи Абая с наследием теорий мыслителей прошлого; не только с русской литературой, но наряду с этим, что  рассмотрение связей всех человеческих душевных культур в стадии единого развития, «связь русского и казахского народов, доказывающих содержание органически связанных политических разногласий» методически важна [6. 148-149].

          Гений своего времени Абай прочитал и изучил многие произведения русских философов и писателей особенно А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. Передовые мысли русских революционеров демократов повлияли на его миропознание.

«Мир – большое озеро,

                                                            Время – ветер,

                                                            Волны впереди -

                                                            Старшие братья,

                                                            Волны за спиной –

                                                            Младшие братья,

                                                            Постепенно угасая,

   Покажутся как всегда»

        Философские взгляды Абая, только ему присущими особенностями, своими знаками, говоря по другому, присущими признаками только этой эпохи, историческими правилами, можно принять и принимать исходя из этих правил. Миропознание Абая, окружающий мир и его объективная правда, суть познания важна вместе с верой в Бога, бессмертием души и противоречивых взглядов. Но поэт все же не считает, что бог первопричинная суть природы и человечества, а говорит, что мир создана какой-то силой. Как говорил М. Ауезов «…даже стихи поэта связаны с его верованием и верой, противоречивостью постулатам книги мусульманской религии». Человека он ставит центром природы, его философские взгляды в большинстве «человек и нравственность» и этой проблеме от уделяет главное внимание.  В XVII-XIX веках антропологизм и даже сам Фейрбах рассматривали человека в абстрактном виде, просто биологической жизнью и все его качества и особенности объясняли природным происхождением [3. 22-24].

        Абай, проблему человека, рассматривал по-разному, это и философские, и биолого-психологические, эстетическо-этические. Коренное суждение Абая о человеке сходится с трудами Чернышевского «Антропологический принцип философии». Произведение написано в 1860 году. По объяснению Чернышевского, в бытие человека происходит два явления: материальное (человек спит, ест, ходит), нравственное (человек думает, чувствует, любит). В своем седьмом «слове» Абай, поэт-мыслитель сказал: «С самого рождения жизнь ребенка складывается из двух различных влечений. Одно – это потребность есть, пить и спать, без чего тело ребенка не может стать приютом души и не будет расти и крепнуть. Второе – желание знать. Дитя стремится ко всему, что видят глаза и слышат уши: тянется к блестящему предмету, пробует его на ощупь и на вкус, ищет сближение с домброй и свирелью, услышав их необычные звуки».

        Миропознание поэта направлено на узнавание правдивых вещей, что счастье не в загробном мире, а в настоящей светлой жизни. Поэт очень высоко ценил научные истины: «…если дойти до истины старался, дошел до нее упорством, то держись за нее и не упускай!». Раскрывая религиозные постулаты, он усомнился во всемогущей силе Аллаха: «Если нет в нашей вере тайной неправды, подумай, разве можно говорить и не думать? Если разум не совершенен, откуда взяться вере? Если совесть не чиста, что будет со сделанным добром? Он догадывался, что связь бога и всего остального без решения Всевышнего не делается». И это противоречит постулатам Корана. Миропознание Абая опирается на сознание, а не на стойкое верование и постулат религии. Он в ряде своих стихов жестоко критиковал и обвинял служителей мечети, агитирующих мусульманские постулаты, мулл, невежество и суеверие. В наследии Абая проблемы познания и логики заняли особое место. Во второй половине XIX века, в связи с развитием общества появились потребности, которые закономерно пробудили интерес поэта-мыслителя к этим проблемам, открыли свой взгляд на это. Высоко оценив в общественной жизни значение знания и науки, тесно связав их социальными новшествами, поэт считал службу познания в нескончаемом развитии общества главной силой. Он объективно решил проблему миропознания и закономерность развития. По его мнению, что исток истины человек познает через свои органы и это объективная правда. Говоря, что наши знания относительная величина, Абай сказал: «…новации, хорошие или понравившиеся должны оставаться хорошими и понравившимися, плохие оставаться плохими, и каждый попадает на глаза своим изображением. Он остается в памяти…и только после прохождения пяти вещей их можно расположить и обрисовать в своей душе». Когда он решает проблемы познания, он опирается на веру свободного человека, в его активную борьбу и его самого лично. Вероучениям, считающим человека слабым и беспомощным владельцем души, поэт-мыслитель, напротив, считает человека активным, сознательным, умеющим заняться плодотворным трудом и обладателем мощной силы. Абай считает, что в борьбе против невежества надо упорно трудиться и укреплять свой дух и сознание. С одной стороны «сознательно и своевольно объединять», с другой стороны – сознание и труд должны быть вместе. Для людей с чистой совестью трудолюбивых и грамотных нет границ в познании тайн природы. Поэт показывает, что грамотный человек из явлений и вещей может получить возможность узнать их неизвестные стороны и качества. О науке он сказал: «Знание человека заключается узнать истину и достоверность, достижение цели, желание в каждой вещи узнать все до донышка и его происхождение».

        Мыслитель говорил: «Возможность человека познать мир, его природные качества должна всегда развиваться». Чтобы развить душевные качества ребенка надо его познакомить с окружающей средой и его качествами, ознакомить с работой людей. Человек, через понимание явлений природы или связанных с этим действий, должен делать определенные предположения и с этим укреплять свою деятельность: «Познавая тайны мира и не ощущая их – ты не человек. Не зная это у него не душа человека, а душа животного». И, все таки, признавая, что возможность познать окружающий мир и наряду с этим, возможность действий ограничены, он предупреждает, что все познания неполные и нескончаемые. Причиной всего этого, он считает безграничность и нескончаемость материального мира. «Увидишь этот мир, красоту и происхождение закономерностью гармонии и увидишь его неразрушимость. На все это не хватит желания и ума» [3. 63].

        Гений, прожив этот путь, оставил нам исполнять его назидания. День за днем будешь очищать свою распростертую душу, будешь развиваться и достигнешь великих высот.

        Подытоживая можно сказать: «Философия Абая и его рациональные взгляды нужно принять как синтез западной и восточной философии».       

           

Использованная литература:

 

  1. Мырзалы С. Философия. А., 2008.
  2. Ауезов М. 20-ти томный сборник трудов. А. 1969. т.15
  3. Абай. Слова назидания (Пер. С каз. Санбаева С.). А., 1983.
  4. Кабдолов З. Критика на философию казахского поэта Абая. «Советская степ». 1928. 2-августа,  №5.
  5. «Казахстанская правда». 1934. 30-апреля. №3
  6. Ауезов М. Ежегодные мысли. 1961.