ЕДИНСТВО ВСЕМИРНО – ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Назарбекова З.М. - ст. преподаватель кафедры философии Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова

         Логика всемирной истории выражена в смене общественно-экономических формаций, в общей направленности всемирно-исторического процесса. Она отражает единство, целостность исторического процесса, фиксирует определенную тождественность порядков, судеб различных стран  и народов. Вместе с тем реальная история человечества не сводится к одной  всеобщности. Она представляет собой и конкретный процесс  развития отдельных стран, народов, классов, которые живут и развиваются в конкретном  историческом времени, в реальном социальном  пространстве, которые

В истории отдельных стран и народов не раз возникали коллизии, когда противоречие всеобщей логики истории и конкретной судьбы страны приобретало вполне реальный смысл.

Противоречие всеобщей логики истории и особенности конкретных историй стран и народов является своеобразным выражением глубинного единства всемирно-исторического процесса.

Логика всемирной истории сопрягается с бесконечным разнообразием судеб отдельных стран и народов. И чем богаче это многообразие, тем больше возможностей, импульсов для складывания действительно единой логики истории.  Исторически специфические особенности тех или иных стран или народов выступают как единственный реальный источник обшей логики. Логика истории выражает общую направленность всемирно – исторического процесса и тяготеет  к определённой однозначности, однонаправленности исторических взаимосвязей.

История отдельных стран и народов отличается актуальным  множеством различных  возможностей и  альтернативных вариантов. Любая страна, любой народ в любой момент исторического времени всегда стоят перед определённым выбором. И его реальная история всегда осуществляется в процессе реализации этого выбора.

Поскольку конкретная  история всегда  базируется на наличии разных вариантов, реализации одного из них и отказе от других, постольку все это выступает плацдармом становления различных интересов и борьбы различных социальных и политических сил. На разных этапах общества эта борьба, естественно, носит разный характер, принимает разные формы, но присутствует она всегда.

Многовариантность истории отражает многозначность, разнообразие внешних и внутренних условий жизни каждой страны, каждого народа.

Общая логика исторического процесса и многовариантность свидетельствуют об определенной противоречивости исторического процесса: однонаправленности всемирного процесса в определенной мере противоречат разные варианты, предполагающие разные направления исторического процесса.

Противоречие не раскалывает исторический процесс на различные и самостоятельные потоки, а представляет собой форму связи двух сторон целостного исторического процесса. Более того, каждая из этих сторон невозможна без другой и представляет собой то, что она есть, только через связь, противостояние со своей противоположностью.

Единство этих сторон проявляется в первую очередь в том, что многовариантность конкретно-исторических процессов не является беспредельной, а включена в определенные рамки общей логики истории.

Общая логика выглядит вроде общего обрамления, за пределы которого выходить запрещается. Направленность всемирно-исторического процесса существует  как итог, сумма того множества вариантов  развития, которая свойственна каждой стране, каждому народу. Безвариантность логики всемирной истории есть своеобразное следствие вариантности ее конкретной истории. Однонаправленность, в самой глубокой  своей основе вариативна. Если бы конкретная история стран, народов была бы немноговариантной, то не было бы и однонаправленности, однозначности всемирно-исторического процесса.                     

В основе вариативности истории отдельных стран и народов содержится единство, однонаправленность  всемирно-исторического процесса.  Единство и однонаправленность выступают не как внешние пределы конкретной истории, а именно как ее имманентные качества, как своеобразный внутренний импульс, стимулирующий конкретно-историческое развитие  общества. Связь однонаправленной логики истории и  многовариантности конкретно-исторического развития глубоко органична и неразрывна.

         Несмотря на противоречивость всемирно – исторического процесса, логика истории раскрывается как восходящее, прогрессивное развитие человечества.

Конец ΧΧ века ознаменовался распадом СССР и образованием ряда независимых государств. Становление РК и демократическое преобразование казахстанского общества. представляет собой сложный и длительный процесс. Казахстан гармонично вписался в единый однонаправленный всемирно – исторический процесс при сохранении своих исторических корней и особенностей конкретно – исторического развития .как гарантии прогрессивного развития страны. В данный период развития нашей страны необходимо учитывать все факторы логики всемирного процесса и вариантности конкретно – исторического развития.

Использованная литература:

 1.  Гегель Г.   Соч. Т. VIII.

 2.  М а р к с К.,   Энгельс Ф.   Соч. Т. 21.

 3. Барулин В.С. Социальная философия. Москва, 1993.