Ерохин Игорь Юрьевич

                      Кройдон Колледж, Лондон, Великобритания

 

                   СОВРЕМЕННОЕ КАЗАЧЕСТВО И ВОПРОСЫ

                                     ГОСУДАРСТВЕННОСТИ                      

 

                       

        Аннотация: Исследование истории казачества в настоящий момент представляет огромный интерес. Особенную актуальность представляют вопросы взаимоотношения современного казачества с государственной властью и властными институтами. Основы казачьей государственности были заложены ещё в древнейшие времена. В статье предприняты попытки определить основы глубинной сущности данных исторических процессов.

 

        В 1980-1990 гг. спонтанно было воссоздано и вновь организовано около двух десятков казачьих войск, объединившихся под эгидой Союза Казаков России (СКР). СКР сразу же мыслился его создателями как полу-государственная структура, имеющая тесные отношения с властью. Союз Казаков России был образован  28-30 июня 1990 г. на учредительном Большом Казачьем круге в Москве. Принят Устав, учреждены Совет атаманов и Атаманское правление. Первым атаманом объединения был назначен Александр Мартынов. В правление кроме него вошли ещё два товарища атамана, кошевой атаман и восемь войсковых старшин. Примечательно, что в казачьих источниках говорится именно о «назначении», а не «избрании» А.Мартынова на должность, что никак не было свойственно вековым традициям казачества.[1]

        В 1991 г. в Москве была создана альтернативная Союзу Казаков общественная казачья структура, - Союз Казачьих Войск России (СКВР), который во время событий августа 1991 г. активно выступил в поддержку президента Б.Н.Ельцина.

         Войсковая Православная Миссия была создана позднее других общественных организаций казаков, в 1999 г. В отличие от них, своей основной целью она поставила взаимодействие армии, казаков и православной церкви. В марте 2005 г. Миссия была преобразована в филиал Общероссийской общественной организации «Федерация Союза Казаков».  В плане государственного развития и укрепления начал государственности в своих программных положениях Миссия декларирует: «Пресечение деятельности тоталитарных сект. Запрещение абортов. Борьба с незаконной миграцией, этническими преступными группировками. Содействие укреплению национальной экономики. Оказание помощи в совершенствовании учебно-методической базы подразделений специального

 

 

 

 

 

назначения». Так же миссия ратует за возрождение смертной казни по фактам изготовления и распространения наркотиков и наркотических средств, детской порнографии, считая эти преступления, преступлениями против российской государственности.[2]

        Ельцинский период «парада суверенитетов» внёс мощный раскол в казачье движения и немало способствовал  возрождению дремавших до того

момента опасных тенденций казачьего сепаратизма. Очень тревожные вести в этот период приходят с Кубани, где уже в ноябре 1991 г. в качестве полноправных субъектов РСФСР были провозглашены, - Армавирская Казачья Республика и Верхнее-Кубанская Казачья Республика. Создание этих государственных образований поддержал II Большой Круг Союза Казаков, прошедший 7-10 ноября 1991 г. в Ставрополе. 20 ноября 1991 г. на созванном Союзом казачества Юга России в Новочеркасске Большом казачьем круге Юга России было провозглашено объединение нескольких провозглашенных казачьих республик (Донской, Армавирской, Терской, Верхнее-Кубанской, объединившей две республики – Зелечукско-Урупскую Казачью Советскую Социалистическую Республику и Баталпашинскую Казачью Республику) в Союз Казачьих Республик Юга России (СКЮР) со столицей в Новочеркасске и со статусом союзной республики в предполагавшемся новом союзном государстве.

        На волне противоречивости политических и исторических процессов современной России я ряде казачьих кругов оживились идеи о создании независимой и самостийной Казакии – объединённого государства казаков. Вот что говорят нам об определении Казакии источники: «Казакия – земля принадлежащая Казакам. Это географическое название образовалось от племенного имени «Казак» с суффиксом «ия», определяющим край, территорию. Вообще такая форма географических наименований не характерна для древних славянских языков; в летописях она принята только для названий, взятых из западных источников, преимущественно греческих (Либия, Киликия, Мидия, Фракия). Обычно летописцы употребляют названия одинаковые и для народа и для страны им занятой (Чехи, Моравы, Болгары, Русь, Казары, «путь из Варяг в Греки» и т.п.). Такая форма сохраняется для стран и теперь еще у Поляков (Пруссы, Чехи, Венгры). Следовательно, названия Чехия, Болгария, Россия, Черкасия и др., только заимствованная Славянами и прогрессивная форма прежних – Чехи, Болгары, Русь, Черкасы и пр. Также и Казакия – только прогрессивная форма старого названия вашей земли Касак-Казаки («был в Казаках», как «был в Черкассах», «в Болгарах, в Казарах»).[3]

        В качестве аргументов на право Казаки на существование делаются отсылки к древнейшей истории: «В 948 г. Константин Багрянородный 

 

 

 

 

 

(Порфирогенит) употреблял термин «Касахия» по греческому обычаю. На 30 лет позднее, персидский географ сохраняет его почти без изменения – «Земля Касак» (Гудуд ал Алэм). Оба указывают ее нахождение на землях Северного Кавказа, причем у первого она находилась за Кавказской горой от Алании, а у второго она и принадлежала Аланам и упиралась в Азовское море. Писавший тогда же, Араб Масуди отличал народ Касак от горских Кешеков.

В академических комментариях к Константину Порфирогениту  (С.Петербург, 1744 г.) Сигфрид Байер говорит о земле Казахии: «Сие есть всех древнейшее казацкого народу поселения упомянутие». Из русских историков Дона первым вспоминает Казакию А.Попов. Его «История о Донском Войске», пройдя все цензурные испытания, увидела свет в 1814 г. На 111 странице труда значится фраза, - «Мы усматриваем, что сие Войско издревле называлось Донскими Казаками, а земля их Казакиею, ибо на персидском языке Казак значит Скифа».[3] Можно назвать и другие источники, упомянающие феномен Казаки.[4-5]

        Идеи возрождения Казаки были взяты на вооружение наиболее непримиримой по отношению к государству частью современного казачества, которая не собирается забывать обиды нанесённые СССР казачьей общности и считает современную Россию правоприемницей советского имперского наследия со всеми вытекающими отсюда следствиями.

        До настоящего времени очень остро стоит и вопрос определения системы основных терминов, понятий в отношении казачества. Исследователи очень осторожно и с большой опаской подходили к его решению: «Для того чтобы говорить об истории и культуре казачества необходимо первоначально определиться с операционными определениями понятий, которые будут являться основополагающими для всей дальнейшей работы. Это такие понятия как «этнос», «народ», «культура», «традиция»… При этом под определениями следует понимать определения, которые не претендуют на всю полноту раскрытия, но наиболее удобны и достаточны для осмысления».[6] Возникает удивительный парадокс, - по-существу, глубокого, детального и системного анализа структуры казачества и не предпринималось. Всё сводилось лишь к тому набору факторов, как «легче и удобнее, проще» описать данный этнос.

        Этническое сознание, этнический менталитет. Определяет жизнь и жизнеспособность, глубинность любого этноса.

         Казачьи общины разных регионов сами проявляют немалую инициативу в разработке и подготовке тех или иных нормативных актов и документов в деле укрепления казачьей государствообразующей миссии. Например, в Кабардино-Балкарии Президентом Республики был утверждён

 

 

 

 

 

устав окружного казачьего общества, составленный при деятельном участии самого казачества. Это была казачья инициатива «снизу». Президент Республики Дагестан Муху Алиев неоднократно участвовал в собраниях казаков. Гораздо дальше продвинулись казачьи сообщества Ставрополья и Северной Осетии – Алании, где действуют программы поддержки казачьих

объединений. В Ставропольском крае это – региональный закон «О казачестве Ставропольского края», а в той же Северной Осетии – Алании, - закон «О поддержке казачьих обществ Республики Северная Осетия-Алания».[7]

         Ещё Лев Николаевич Толстой справедливо отметил, - «…Границы России и государства Российского прирастали могилами казаков. Казаки собирали и защищали Россию.»

         3 июля 2008 г. Президент Российской Федерации Д.Медведев утвердил новую «Концепцию государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества». Это был знаковый шаг в отношениях власти и казачества. Целью концепции является развитие государственной политики Российской Федерации  по возрождению российского казачества, обобщение принципов государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества и задач российского казачества в области государственной службы, взаимодействия казачества и казачьих общин с органами государственной и муниципальной власти. Согласно концепции, «казаки активно содействуют решению вопроса местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции».

        К сожалению, хозяйственно-экономическая составляющая казачьей государственности в практическом и организационном русле не проработана и находится в совершенно плачевном состоянии, базируясь ещё на Федеральном Законе «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г.[8] Устаревшие организационно-правовые формы сдерживают поступательное развитие казачьего движения.

        О близости казаков к системе государственной власти нам говорит институт казачьей геральдики, учреждение собственных казачьих наград, призванных отразить заслуги казачьей общности как перед отдельными казачьми организациями и войсками, так и перед Российским государством в целом.[9-10] Зачастую казачьи награды очень схожи с учреждёнными государством.

         Один из исследователей казацкого вопроса Сергей Маркедонов ещё в 2004 г. писал о всей сложности изучения проблемы «казачьего ренессанса» на современном этапе: «Лидерам неоказаков было бы небесполезно обратиться к мнению крупнейшего исследователя социально-политической истории казачества и казачьего права профессора С.Г.Сватикова о том,  что

 

 

 

 

 

«казачество не есть явление вечное. Оно вызвано к жизни определенными условиями исторической жизни и исчезнет как таковое, когда эти условия исчезнут». Очевидно, что сейчас говорить о «конце истории» казачества преждевременно, поскольку само имя его притягательно для многих россиян. Но будущее развитие казачества возможно лишь с опорой на лучшие традиции, выработанные в его среде: демократию, местное самоуправление,

уважение к труду и собственности, патриотизм. Всякий иной вариант будет лишь консервацией архаичного сообщества, пребывающего в состоянии перманентной ностальгии  и сверяющего каждый свой шаг с тем, как было до 1913 г.»      

 

                                                 Литература

 

1.История казачества.

   http://kazak.neftekumsk.ru/history/56-kazak-history.html - С.25.

2.Федерация Союза Казаков. Войсковая православная миссия.

   http://cossac-awards.narod.ru/Kazak_Federation.html

3.Губарев Г. Казачий исторический словарь-справочник, 1970.

   http://interpretive.ru/dictionary/405/word/kazakija

4.Перри М. Казаки и государство в России и на Украине в XVII в.: народ и

  власть на южном порубежье.

5.Пшенишнюк Н. Казаки на Дунае и Днестре в XVIII-XIX вв. (по материалам

  книги И.А.Анцупова «Казачество российское между Бугом и Дунаем») -

  Кишинев, 1999.

6.Определение понятий // Казачий Центр. 30.06.2009.

   http://kazak-center.ru/blog/2009-06-30-7 - C.1.

7.Государственный ген казачества // Cегодня.ру – 30.05.2008.

   http://www.segodnia.ru/content/20435 - C.1.

8.Федеральный закон «О некоммерческих организациях» 12.01.1996 №7-ФЗ.

   Глава II. Cт.6.2.

9.Награды и нагрудные знаки современного казачества.

   http://cossac-awards.narod.ru/ - C.1-2.

10.Скворцова А. Наградная система современного казачества //

   POO Академия русской символики «Марс».

   http://www.simvolika.org/mars_009.htm - C.1-2.