К.п.н., доцент Акбаева Ш.А.

Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахстан.

 

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

 

 

       Современная система образования сегодня призвана обеспечить эстетическое воспитание будущего специалиста буквально во всех сферах, формирование высокой гуманистической культуры личности, ее способности противодействовать проявлениям без духовности.  Среди основных принципов наиболее актуальным является  принцип гуманитаризации, направленный на формирование духовности, культуры личности, развитие ее мировоззрения и глобального мышления.

       В контексте сказанного обратим внимание на искусство, роль и значение которого состоит как раз в том, что она является своеобразным видом практически-духовного освоения мира, его познания, понимания. Именно изобразительное искусство в значительной степени способно формировать личностный, внутренний мир человека, поднимать общественное сознание от будничного уровня  к высшему-научно-теоретическому, формировать и развивать эстетические вкусы и способности, а так же обогащать интеллект человека. По словам Аристотеля «…Искусство часто завершает то, что природа не может сделать, часто наследует ее». Философ особенно акцентирует внимание на великой силе  искусства, к которой относил живопись, скульптуру, музыку.

       Приобщая студентов к произведениям изобразительного искусства, мы тем самым способствуем формированию у них определенных ценностных ориентации, И здесь вполне уместными являются слова Гегеля о том, что любое произведение изобразительного искусства представляет собой диалог с каждым человеком, который стоит перед ним. Кроме этого именно изобразительного искусство вступает с человеком в душевный контакт, вызывает его активное  сопереживание, размышление. 

      Изобразительного искусства по-своему, специфически влияет на формирование внутреннего мира человека. Под художественным восприятием понимается специфический вид духовно-практической деятельности, который не ограничивается  персептивным актом, а включает уровень эмоционально-смыслового постижения содержания художественного произведения.

     Мы предлагаем такую модель  художественно-эстетического воспитания в ВУЗе, которая отражает получение студентами необходимых  эстетических, культурологических, художественно-исторических и теоретических знаний, формирующих представления о способах художественной деятельности.

     Далее предусмотрено непосредственное общение с изобразительным искусством, которое влияет на формирование перцептивно-интеллектуального опыта будущих специалистов. Как правило, это не только просматривание художественных произведений, но и одновременно прослушивание музыкальных произведений и одновременно воспринимаются работы художника, и в конце обсуждение увиденного и услышанного.  Так, например, студенты, просматривая работы знаменитых художников как: А.Кастеева «Турксиб» С.Романов «Освобождение от цепей», К.Т.Тельжанова «Кокпар», С. Айтбаева «Счастье», А.Галымбаевой «Дастархан», О. Тансыкбаева «Каракум таны», Г.Исмайловой «Кумыс» и.т.п. наблюдают за работой  художников, одновременно слушают знаменитые куйные произведения: Д.Нурпейсовой, Н.Тилендиева, К.Ахмедьярова, Т.Момбекова и.т.п. Студентом предстоит сравнить переживание художников, музыкантов и свои собственные, отметить какие-либо нюансы, соотнести все произведения искусства, высказать свою точку зрения на происходящее, Последнее осуществляется на третьем этапе, который являет собой продолжение первых двух, направленных на самопознание своих художественных впечатлений, а через них на самосознание себя как личности. То есть, в своей собственной творческой деятельности будущие художники-педагоги, (специалисты) пытаются реализовать смысловые восприятия, ведь объект живет художественным произведением, результатом чего становится гуманистическое «ценностное уплотнение мира вокруг человека». (М.М. Бахтин)

       То, о чем мы упомянули выше, как нельзя лучше соотноситьсо с концепцией развития культуры личности средствами изобразительного искусства, согласно которой влияние художественных произведений направленно на формирование духовного мира человека способности  реализовывать свои собственные позиции, убеждения, взгляды в практической деятельности. Практическая деятельность в рамках  художественно-эстетического воспитания  осуществляется будущими специалистами изобразительного искусства на различных  уровнях – от участия в художественно-творческих выставках факультета до практической профессиональной деятельности  в арт-студий, персональной  выставке, художественных галереях и.т.п. Это деятельность тем более ценна, потому что в последнее большинство молодых людей  воспринимает  изобразительного искусства только лишь как фон.

Говоря,  о сущности  художественно-творческой деятельности будущего специалиста изобразительного искусства, необходимо отметить, что для нее свойственны все основные закономерности, которые характерны для творческого труда художников-профессионалов.

Благодаря вниманию будущий специалист выделяет наиболее важный для решения возникшей задачи объект, а благодаря способности запоминания использует в процессе художественного творчества накопленные знания и умения. Всякая художественно-творческая деятельность предполагает решение определенных задач, и это достигается в большой мере не простым восприятием, а посредством мыслительной деятельности, в результате которой на базе имеющихся знаний и умений делаются новые выводы.

      Мы придерживаемся  четко той позиции, что художественные произведения могут опосредованно передать самые тонкие процессы внутренней жизни индивида, раскрыть целый комплекс его сознательных и бессознательных  реакций. А проникновение в глубинный смысл изобразительного искусства  через игру линий, тона, пятна, штриха, цвета, цветовых оттенков и.т.п. требует от каждой личности напряженных переживаний, размышлений, диалогов самим собой, что связанно как с объективной  реальностью существования произведения, так и с внутренней диалектикой воспринимающего. Ведь необходимость общений с изобразительным  искусством  возникает под воздействием стремления человека духовно осознать внутренний и внешний предмет, представить его как предмет, в котором он узнает свое собственное – «Я», - отмечал еще Гегель.

     По мнению философа, размышляя над художественным произведением, человек может подняться до постижения высоких духовных ценностей, которые заложены в нем, и через них осознать самого себя.

     Последнее нам представляется, несомненно, важным фактором в подготовке будущего специалиста, обладающего рядом необходимых компетенций, среди  которых  наиболее важной является способность к самообразованию (позволяет самостоятельно осваивать новые знания, и умения, совершенствоваться профессионально и личностно, изменять квалификацию). Одной из наиболее значимых идеологии  Евросоюза  считают сегодня компетенцию в области «решения своих проблем»: способность человека организовать свои внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, характер, волю, способности) и «внешние ресурсы» (обстоятельство и людей) для достижения поставленных целей. Сегодня нет нужды доказывать, что  регулярные занятия  изобразительным искусством  способствует развитию всех типов восприятия: чувственного, визуального, а также, и всех типов памяти (зрительная память, образная и.т.п.) 

    Как видим, плюсов у художественно-эстетического воспитания  предостаточно. Подтверждением  сказанному является то, что многовековой опыт и специальные исследования показали что,  изобразительное искусства  влияет на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. В связи с этим все тверже заставляет о себе системе эстетического воспитания тезис о важности  художественно-эстетического воспитания  личности, его значении для развития общих психических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических идеалов личности. Проще говоря, участие изобразительного искусства в учебно-воспитательных процессах приобрело особую актуальность в настоящее время. Это утверждение и явилось одним из факторов, способствовавших развитию идеи о   художественно-эстетическом воспитании студентов в педвузе.

   В жизни мы видим, что студенты не проявляют в годы учебы вузе многих сторон своего эстетического развития, их творческий потенциал не раскрывается, так как в эти годы они лишь «накапливают» свои возможности для будущего.

  Все предшествующие годы   художественное  высшее учебное заведение в той или иной степени занимались передачей студентам определенного объема стандартных знаний по специальным предметам. Только в последнее время стали уделять внимание собственно умственному их развитию, художественно-эстетическому  воспитанию, пробуждению творческого мышления. В связи  с этим встает проблема широты и глубины общего образования студентов именно в наиболее необходимых для жизни областях.

    В наше сложное время функционирования рыночных отношений проблемы художественно-эстетического  воспитания  студентов стоят особенно остро. Необходимо возродить в ХГФ культ знаний, культ искусств.

     В ХГФ, как отдельных очагах культуры и искусства, возможно, сформировать высоко эстетическую, культурную элиту. Речь идет о целенаправленном изменении эстетической среды, творческих ценностей, вкуса, которые должны воздействовать на становления личности будущего специалиста.

  На наш взгляд, художественно-эстетическое воспитание студентов должна предусматривать достижения следующих целей:

1.     Умение глубоко творчески мыслить;

2.     Способность выявлять истинное, чистое искусство и  умение  самостоятельно анализировать художественно-эстетические проблемы в обществе;

3.     Иметь хотя бы, общее представление о наиболее выдающихся  деятелях искусств и  культуры  Казахского народа;

Следует отметить, что, по сравнению с другими видами изобразительной деятельности, знакомство народному декоративно-прикладному искусству обладают наиболее благоприятными возможностями для развития личности благодаря широкому разнообразию используемых технологий, позволяющих каждому учащемуся найти дело по душе на доступном уровне. Приобщение студентов к сокровищам мировой и отечественной культуры формирует у них подлинно эстетические взгляды и принципы. Воспитание высокого уважения к памятникам культуры, народному творчеству, проведениям музыки, литературы, живописи благодатная и почетная обязанность каждого учителя предметника, т. к. народное искусство является огромным человеческой деятельности.

Кроме того, в процессе знакомства с произведениями народных умельцев студенты не только приобретают изобразительные навыки и умения, но и постигают специфику данного вида творчества. Перед ними открывается удивительный и неведомый мир прекрасного; они становятся свидетелями поистине мудрого и образно-философского отношения своих далеких предков к окружающей природе и вещами. К сказанному можно добавить, что взаимосвязь современного и народного прикладного искусства, направленная на соприкосновение с творчеством различных народов, во-первых, впитывает любовь к родному краю, во-вторых, формирует бережное отношение к творческому труду предков, в-третьих, воспитывает эстетическое отношение к миру.

Для успешного осуществления художественно-эстетического развития будущего специалиста необходимо не только знакомить их с красотой окружающего мира путем восприятия эстетических явлений действительности искусства, но и пытаться отразить его в ходе собственного творчества рисовании, резьбе по дереву, росписи по металлу, ткани, ткачестве, рассказах и.т.п. Богатые возможности в этом направлении открывает изобразительная деятельность, т.к. по существу она носится образующий и созидательный характер. В данной ситуации  студент отразит свои впечатления об окружающем мире, передаст художественные образы и  воображения, воплотив их в реальные формы с помощью различных материалов.

В связи с этим, в наше время возрастающая потребность общества в людях, способных глубоко творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью  подготовки будущих специалистов изобразительного искусства к жизни в быстро меняющихся условиях. Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе будущих специалистов, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем художественного творчества, изучение его природы и форм проявления, его источников, стимулов и условий.

В современных условиях творческая личность будущих специалистов изобразительного искусства становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требует от будущих специалистов изобразительного искусства качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, будущий специалист изобразительного искусства  должен активизировать свой творческий и научный потенциал. Таким образом, возникает  противоречие между репродуктивным  характером традиционно сложившейся системы обучения и насущной потребностью общества.

Вышеуказанные обоснования и доказательства искусствоведов, практиков-педагогов и учителей предметников школ, а также, эстетическое восприятие и художественно-творческое освоение будущих специалистов изобразительного искусства различных приемов и методов декоративно-прикладного искусства в процессе обучения предмета методики преподования изобразительного искусства, позволили  сформулировать проблему исследования, которая состоит в определении совокупности педагогических условий, обеспечивающих необходимый уровень предметной (методика преподования изобразительного искусства) подготовки будущих учителей изобразительного искусства в соответствии с требованиями современного социума.