Солодовиченко Любовь Николаевна, к.п.н., профессор

Карагандинский государственный университет им. академика Е.А. Букетова, Республика Казахстан

 

ПРИНЦИПЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

Современное понимание образования как части культуры, определяет взаимосвязь проблемы реформирования системы образования и современных тенденций этнокультурного развития. Процесс реформирования системы художественного образования в целом и дизайн-образования в частности является значимой проблемой современной культуры, так как дизайн выступает ведущей формой организации среды жизнедеятельности человека, ему отводится особое место в обеспечении визуально-экологичных условий формообразования объектов. Объекты дизайна окружают человека на протяжении всей жизни, они являются носителями специфических признаков, характерных для каждого народа. Это позволяет идентифицировать объекты дизайна как своеобразные «этномаркеры». Термин «этнический маркер» использует в своей работе Р.А. Шермерхорн (R.A. Schermerhorn) [1]. В настоящее время его научные труды в области этнокультуры считают наиболее полными и теоретически оправданными. Шермерхорн Р.А. определяет признаки этнической группы, которая, по его мнению, является коллективом, выделяющимся из большего сообщества: «представители его имеют реальных или предполагаемых предков, воспоминания об общем историческом прошлом, один или несколько символических элементов, которые играют в их культуре роль этнических маркеров. Примерами таких маркеров могут быть нормы взаимоотношений в обществе, конфессиональная принадлежность, размещение в пространстве и его восприятие, языковые особенности, племенной состав, национальность, фенотипические признаки, или комбинации вышеперечисленного. Необходимым дополнением является общность самосознания членов группы» [цит. по 2]. Следует отметить значительное количество научных исследований на тему наций и национализма, этнических особенностей, этнокультурной идентификации, адаптации и толерантность в социокультурной среде разных народов, с учетом общественных трансформаций, в эпоху глобализма, в контексте современной идентичности и т.п. [2-12]. Имеются научные исследования этнокультурных процессов и этнической идентификации в Казахстане [13-18]. Однако недостаточно исследованы тенденции этнокльтурного развития средствами художественного творчества, в системе художественного образования и воспитания.

Востребованность разработки проблем реформирования художественного образования с учетом этнических особенностей дизайна заключается в потребности осмысления закономерностей развития традиционных и инновационных элементов культуры народов, населяющих Казахстан: казахов, русских, украинцев, немцев, корейцев и других наций и народностей в связи с обостренным стремлением людей к возрождению национальной культуры, к поиску «этномаркеров», к формированию поликультурной общности. Уникальное поликультурное сообщество Казахстана создавалось в течение длительного времени. В разных условиях, в разное время сюда прибывали переселенцы, обустраиваясь на его территории, преодолевая сложные периоды адаптации к новым для них природно-климатическим и этнокультурным условиям, что нашло отражение в духовной жизни переселенцев, сказалось на развитии традиционного народного творчества и формировании современного искусства, определяющего визуально-эстетическую среду жизнедеятельности.

Определение форм и методов возрождения и развития традиций национальной культуры, выявление принципов этнокультурной адаптации, воспитание толерантности в условиях поликультурного общества Казахстана вызывает потребность всестороннего научного обоснования. По мнению исследователей, внешнеполитическая деятельность России за сферу влияния в Средней Азии в XIX веке, в отличие от политики Британской империи, характеризовалась тем, что русские стремятся вникнуть в культуру побежденного народа, чтобы его ассимилировать. Р.А. Шермерхорн, определяя взаимосвязь понятий «империализм» и «расизм», утверждает, что «Российская империя расизма не знала никогда»  [1, с. 156]. Сложные политические явления XX века существенно повлияли на устои этнокультурных традиций казахов как титульной нации и на проявления культуры других народов, волею судьбы оказавшихся в Казахстане. Остается пока не решенной проблема взаимосвязи особенностей искусства как части этнокультуры с историческим контекстом процесса этнокультурной адаптации, несмотря на то, что определена необходимость ее осмысления.

Для выявления возможностей существования этноса в изменяющейся социально-экономической, экологической и полиэтнической ситуации, для решения проблем интеграции, толерантности и этнокультурной адаптации требуются специальные подходы различных наук и немаловажную роль здесь могут сыграть искусствоведение и художественная педагогика. Динамизм и информатизация культуры, повышение интенсивности межкультурных коммуникаций, трансформация этнокультурных ценностей определяют необходимость поиска позитивного потенциала в реформировании системы художественного образования. Организация обучения и воспитания в поликультурном обществе, равноправие доступа и результатов художественного образования, гарантирующего его инклюзивность, предполагает конструирование нового содержания художественно-творческой деятельности, опосредованного личностным культурологическим потенциалом обучающихся в процессе творческой деятельности. Совершенствование художественного образования определяется концептуальными принципами этнокультурной адаптации: «1) приоритета общечеловеческих ценностей жизни и здоровья человека; 2) отношение к образованию как к социо-культурному процессу, направленному на диалог и сотрудничество его участников, а к вузу как к целостному поликультурному пространству; 3) целостности восприятия и креативности развития личности студента; 4) модульности образования, предполагающий отбор целей, содержания, форм и методов обучения, которое формируется в виде блоков-модулей и где особое внимание уделяется саморазвитию и самостоятельной творческой деятельности учащихся» [19]. Научные исследования указанных концептуальных принципов толерантности и этнокультурной адаптации должны способствовать прогнозированию и управлению, выработке обоснованных рекомендаций и методик развития каждого самобытного общества при условии сохранения их неповторимости в контексте единства культуры мира.

Формирование новой модели художественного образования связано с всеобщим возрождением культурно-исторических типов развития через взаимопонимание и толерантность, которое должно основываться на принципах расцвета национальных культур в единой мировой цивилизации. Мы являемся свидетелями глубокой трансформации общества в результате действия процессов глобализации, стандартизации и унификации, именно в системе образования. Данные процессы значительно влияют на развитие системы художественной подготовки и ее роль в процессе осмысления национальных традиций и сближения культур. В науке и практике выявлена тенденция к поликультурности, обусловленной задачами вхождения в мировое культурно-образовательное пространство в условиях подписания документов ЮНЕСКО и Болонского процесса.

Необходимо акцентировать внимание на еще одной культурологической, эстетической и общепедагогической проблеме, связанной с направлением развития культуры, искусства и художественного образования в евразийском регионе, это вопросы сохранения культурного и природного наследия. Активная роль Республики Казахстан в интеграционных процессах, взаимодействие с ЮНЕСКО и МФГС (Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества стран-участниц СНГ) определили качественно новый этап ее гуманитарного сотрудничества на всех уровнях, в целях расширения межкультурных обменов, становления национальной системы художественного образования. Перспективы развития художественного образования Казахстана активно исследуются научными, социальными и общественными организациями.

Казахстанская национальная Федерация Клубов ЮНЕСКО (KazFUCA) по поручению Штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже подготовила материалы, отражающие анализ состояния художественного образования в стране, список проблем, решаемых в рамках национальных программ художественного образования, а также различные методы и направления, осуществляемые в области художественного образования. Участие автора статьи в подготовке данных материалов в качестве эксперта в области изобразительного художественного образования, дизайнера и члена авторского коллектива, позволило глубоко изучить и проанализировать базовые документы, разработанные в результате дискуссий, проходивших во время и после Всемирной конференции по образованию в области искусств 6-9 марта 2006 г. в Лиссабоне (Португалия), в которых определено, что «…дорожная карта призвана способствовать более четкому и разделяемому всеми пониманию важности художественного образования для построения творчески ориентированного и культурно образованного общества» [20]. Одной из целей художественного образования, сформулированных в данном документе, является «содействие выражению культурного разнообразия», как средства передачи культурных знаний. «Многообразие культур и их художественные произведения представляют современные и традиционные формы творчества людей, которые вносят уникальный вклад в высокие достижения, наследие, красоту и целостность цивилизаций. Знакомства с достижениями культуры и формами творчества, а также знание их укрепляют личностную и коллективную самобытность людей и их ценности и способствуют сохранению и расширению культурного разнообразия» – указано в дорожной карте по проблеме воспитания культурной толерантности и этнокультурной адаптации. Особо подчеркивается необходимость использования «новых технологий в творческой деятельности, электронной музыки и новых медийных средств», так как это «повышает роль художественного образования и возлагает новые функции на преподавателей художественных дисциплин в XXI веке. Компьютерное искусство, например, уже признается как художественная форма, как допустимая форма художественного творчества и как метод обучения в области искусств» [20].

В дорожной карте отмечено, что исследование проблем художественного творчества, культурной толерантности, осмысление национальных традиций  и сближение культур средствами художественного образования могут проводиться «на глобальном, национальном и учрежденческом уровнях или на основе конкретных дисциплин. При этом они должны охватывать следующие области:

-                   Описание характера и объема существующих программ художественного образования.

-                   Связь между художественным образованием и творчеством.

-                   Связь между художественным образованием и социальным потенциалом / активной гражданской позицией / расширением прав и возможностей.

-                   Оценка программ и методик художественного образования, в частности их вклад в результаты развития общества и личности.

-                   Развитие методов художественного образования.

-                   Эффективность политики в области художественного образования.

-                   Характер и воздействие партнерских связей между образованием и культурой в процессе художественного образования.

-                   Развитие и использование стандартов подготовки преподавателей.

-                   Оценка успеваемости учащихся, получающих художественное образование (оценка примеров наилучшей практики).

-                   Влияние отраслей культуры (таких как телевидение и кино) на детей и других обучающихся с точки зрения их художественного образования, а также методы, с помощью которых отрасли культуры обеспечивают получение гражданами социально-ответственного художественного образования» [20. с.11-12].

На основе понятий, стратегии и рекомендаций дорожной карты и аналитического материала по развитию художественного образования в Казахстане было выработано экспертное заключение аналитического доклада о состоянии художественного образования. Основные положения и проблемы были обсуждены в ходе научно-практического коллоквиума «Художественное образование в Республике Казахстан: осмысление национальной идентичности и сближение культур» организованного KazFUCA при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Министерства культуры и информации  Республики Казахстан, Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО, а также Кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы по Казахстану, Кыргызстану и Таджикистану (Шымкент, 29-31 марта 2010 года) [21]. Итоговый документ подготовлен к представлению его в ходе Всемирной конференции ЮНЕСКО в Республике Корея в Сеуле в мае 2010 года в дополнение к информации, уже представленной каждым государством-участником в форме «Дорожной карты». В докладе рассмотрены особенности реформирования художественного образования в Республике Казахстан в аспекте различных видов искусств, в содержании материалов предусмотрено несколько разделов:

-             Диалог культур на Шелковом пути: Ретроспектива.

-             Государственная политика в области художественного образования в Республике Казахстан.

-             Система художественного образования в Республике Казахстан.

-             Художественно-эстетическое образование и этическое воспитание.

-             Художественное образование в Республике Казахстан в аспекте различных видов искусств.

Целеполагание данного содержания определено фактами исторической ретроспективы, пониманием многообразия мира и единством человечества на одной планете, поиском целей, которые помогли бы нам жить в условиях толерантности и мира, уважая культурные особенности и индивидуальные качества других людей. Внедрение ценностного художественного образования, основанного на уважении многообразия культуры и стремлении к достижению консенсуса должно стать важной составляющей программы художественно-эстетической подготовки наряду с информацией, методикой и средствами познания. Реформирование этнокультурного художественного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания, базирующейся на идее культурной толерантности и лингвистического плюрализма, сочетающих высокий уровень мировой технической и информационной оснащенности с традиционными культурными ценностями всех народов, населяющих страну с учетом концептуальных принципов этнокультурной адаптации.

Культурологический подход к проектированию содержания художественного образования, понимание образования как части культуры, постановка и решение общепедагогических проблем и этнокультурных задач художественного образования играет значительную роль в развитии культурного и духовного потенциала страны. Сегодня наметились новые тенденции, которые позволяют на ином качественном уровне рассматривать вопросы этнокультурной адаптации и художественной педагогики.

Выявленные подходы к проблемам реформирования содержания художественного образования определяют необходимость сохранения всего многообразия культурно-духовного наследия, художественных традиций в процессе определения целостной картины мира, что позволит решать философские, методологические и профессиональные задачи художественной подготовки, способствующей воспитанию культурной толерантности, этнокультурной адаптации, осмыслению национальных традиций и сближению культур средствами художественного образования. Таким образом, определена важность поставленных задач и сформулированы концептуальные принципы этнокультурной адаптации и толерантности на пути развития творческого потенциала личности в культуре XXI века средствами художественного творчества.

Литература:

1 Schermerhorn R.А. Comparative Ethnic Relations: A Framework for Theory and Research. –  New York: Random House, 1970.

2 Майничева А.Ю. Проблемы этничности и самоидентификации в работах зарубежных авторов: историографический очерк // Сибирская заимка: Научная жизнь. – 2004. – №1 // http://zaimka.ru.

3 Майничева А.Ю. Русские Сибири: зодчество в аспекте этнокультурной адаптации. XVII-XX вв.: автореферат дис. ... доктора исторических наук: 07.00.07 / Ин-т археологии и этнографии РАН. – Новосибирск, 2005. – 46 с.

4 Малькова В.К. Этничность и толерантность в средствах массовой информации: Опыт исследования современной российской прессы: автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.07 / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М., 2006. – 57 с.

5 Сміт Е. Нації та націоналізм у глобальну епоху / Пер. з англ. М. Климчука і Т. Цимбала. – К.: Ніка-Центр, 2006. – 320 с.

6 Кавыкин О.И. Конструирование этнической идентичности в среде русских неоязычников: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Ин-т Африки РАН. – М., 2006. – 24 с.

7 Хаховская Л.Н. Этническая идентичность и культура камчадалов Магаданской области: XVIII-XX вв.: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дал. Востока ДВО РАН. – Владивосток, 2004. – 22 с.

8 Примак П.В. Этнокультурная адаптация евреев ЕАО к общественным трансформациям конца XX - начала XXI вв. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Ин-т истории, археологии и этнографии народов Дал. Востока ДВО РАН. – Биробиджан, 2006. – 26 с.

9 Халтурина Д.А. Московские мусульмане: уровень этноконфессиональной толерантности: По материалам опроса в мечетях : автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Ин-т Африки РАН. – М., 2003 – 23 с.

10 Монгуш М.В. Тувинцы России, Монголии и Китая: этнические и этнокультурные процессы, современная идентичность: автореферат дис. ... доктора исторических наук: 07.00.07 / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М., 2005. – 50 с.

11 Шаховцов К.Г. Этническая идентификация южных селькупов: XX - начало XXI века: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М., 2007. – 26 с.

12 Выскочил А.А. Этническая идентичность и межэтническое взаимодействие в Северной Башкирии: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М., 2005. –24 с.

13 Тарасова, Елена Владимировна Миграционный обмен с Россией как фактор формирования этнического состава населения Казахстана: XVIII - начало XXI века: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Ин-т Африки РАН. – М., 2004. – 24 с.

14 Октябрьская И.В. Казахи Алтая: Этнополитические и социокультурные процессы в пограничных районах Южной Сибири XIX-XX вв.: автореферат дис. ... доктора исторических наук: 07.00.07 / Ин-т археологии и этнографии РАН. – Новосибирск, 2004. – 46 с.

15 Савин И.С. Этническая идентификация городского населения Республики Казахстан 1992-2005: На примере казахов и русских Южно-Казахстанской области: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М., 2006. – 33 с.

16 Мейрманова Г.А. Культура общения у казахов: трансформация традиционного этикета: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. – М., 2008. – 28 с.

17 Бижанова М.Р. Башкиро-казахское этнокультурное взаимодействие в XVIII-первой половине XIX вв.: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.07 / Удмурт. гос. ун-т. – Ижевск, 2006. – 21 с.

18 Шевцова А.А. Казахский народный орнамент как этнографический источник: На материалах XIX-начала XX вв.: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.00, 07.00.07 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М, 2004. – 22 с.

19 Бережная М.С. Концепция социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности // Институт художественного образования РАО. Электронный научный журнал «Педагогика искусства». – 2008. – №2, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-2-2008.htm - Объем 0,5 п.л.

20 Дорожная карта художественного образования: Создание творческого потенциала для XXI века // Всемирная конференция по образованию в области искусств. 6-9 марта 2006 г. (Лиссабон, Португалия). Полная версия деклараций и рекомендаций размещена в рабочем документе Всемирной конференции по образованию в области искусств на портале ЮНЕСКО: http://www.unesco.org/culture/lea.

21 IV Республиканский научно-практический коллоквиум «Художественное образование в Республике Казахстан: национальные традиции и сближение культур». Программа. 29-31 марта 2010г. – Шымкент, 2010. – 24 с.