Жаналина Л.К.

Казахский национальный педагогический университет имени Абая

СОВРЕМЕННАЯ ЛИНГВИСТИКА: ПОЛИПАРАДИГМАЛЬНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Развитие современного языкознания характеризуется рядом черт, которые представляются через определения разных научных принципов (экспансионизма, антро-, этноцентризма,  когнитивизма, функционализма и т.д.), подходов, направлений (системно-структурного / функционального и т.д.), аспектов языка (статического / динамического синхронного / диахронического и др.), через выявление особенностей научного описания (интегративность / синтетичность, гипотетичность / плюралистичность и подобное).

При этом в качестве основной метафоры научной картины языка   используется образ парадигмы, называемой то функциональной, то антропоцентрической, то когнитивной, что свидетельствует о доминировании в науке интереса к естественному языку, который выступает в качестве одного из компонентов человеческой активности, находясь в ней  неразрывном единстве с другими психологическими  проявлениями человека, в первую очередь с когнитивной деятельностью.

Разноименная квалификация лингвистической парадигмы вносит неопределенность в обобщение результатов исследования языка с новых позиций. Эта неопределенность обусловливает, с одной стороны,  и поддерживает,  с другой стороны,  синонимическое или очень близкое употребление терминов «функциональная»,  «антропоцентрическая», «когнитивная» в сочетании со словом «парадигма». Такое общее понимание характера лингвистического знания отражает  одновременное сосуществование  в нем соответствующих научных направлений и подходов, которые не разводятся «по разным квартирам», а подводятся под одну науку, или, иными словами, под одну парадигму, что, по сложившейся традиции, является критерием ее целостности, самостоятельности.

Но если обратиться к тем теориям, которым они обязаны своим появлением, то оказывается, что, как справедливо отмечает Е.С. Кубрякова, лингвистика полипарадигмальна, что научные теории сосуществуют не в рамках одной парадигмы, а группируются в внутри трех основных парадигм - функциональной, антропоцентрической и когнитивной. Множественность  парадигм складывалась постепенно. За одновременностью осмысления разных аспектов языка стоит  постепенность их выявления и некоторая самостоятельность их изучения. Каждая парадигма объединяет общие по нацеленности исследования.  Становление и современное состояние функциональной парадигмы связано с изучением языка с точки зрения его функций и функционирования, так что функциональные теории раскрывают устройство языка, приспособленное не для хранения, а для использования в речевой деятельности, и механизмы самой речевой деятельности.  Антропоцентрическая парадигма пополняет и накапливает знания о языке в связи с его носителем – индивидуумом и социумом в их пространственно-временном континууме, в виде истории,  географии, культуры.  Когнитивная парадигма проникает через язык в тайны человеческого интеллекта, разума и эмоций, которые формируются в сложном переплетении с ощущениями, представлениями, воображением и так же хранятся.

Степень очеловеченности лингвистического знания возрастает от одной парадигмы к другой. Так, ее представленность в функциональной грамматике А.В. Бондарко демонстрирует «интерпретационный  компонент» значения, который оказывается на весьма второстепенных ролях. Также весьма условно намечается  говорящий в коммуникативной грамматике Г.А. Золотовой. Он представлен через типы текста, в которых фиксируется в разных своих ипостасях - перцептора в описании, вербализатора в повествовании, менталиста в рассуждении. Углубление в мир человека усиливается в лингвокультурологических, прагматических концепциях через представление невербальной информации, отражающей как национально-культурную, так и типовую ситуативную, индивидуальную ситуативную ннформацию. Еще большее отдаление от языка характерно для когнитивных исследований, обращенных к ментальному пространству, большая часть которого остается невербализованной. Высокой степенью антропоцентичности обладают теории языковой личности, в которых проявляется конверсивная аспектуализация взаимосвязи «язык и человек» в виде «человек в языке» и «язык в человеке». Тенденция движения лингвистики от языка к тому, что не охватывается им, просматриваемая в научных парадигмах, становится все более отчетливой тенденцией  в лингвистических исследованиях, нередко отражающих подмену актуальности погоней за новыми понятиями (или «модными терминами»). Перспективы развития лингвистики требуют анализа данной тенденции и связанной с ней угрозы размывания границ науки.

Одним из путей сохранения лингвистикой собственного облика является разработка интегративной лингвистики, которая, с одной стороны, не отрывается от материи языка, а другой - демонстрирует ее идеальную сторону с ее многочисленными компонентами, представляющими действительность, мышление, человека, как в статике системы, так и в динамике ее вербализации в речевой деятельности.

В основе интегративной лингвистики лежит интегративный принцип - научный принцип, который диктует изучение языка в единстве его статики и динамики, языковой системы и языковой деятельности, исследование языка в синхронии и диахронии на основе объединения семасиолого-ономасиологического и синхронно-диахронического и когнитивного подходов.

Автором данной работы разработаны две модели интегративного описания языка, объектом для которых выступает единство «язык – речь (речевая деятельность)». Первая модель включает коммуникативную деятельность как форму речевой активности человека и интегрирует системно-структурный и собственно функциональный аспекты всех уровней языка – фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. Вторая включает номинативную деятельность и интегрирует грамматику номинации, номинативную деятельность и систему (когнитивно-) номинативных парадигм.

 

Исследование знака как соединения формы и значения выводит на триаду «язык – мышление – действительность». Ее рассмотрение с позиций направления функциональной лингвистики, которую интересует динамика речевой деятельности как процесс присвоения значения форме, кодирование, и как процесс восстановления значения, закрепленного за формой, декодирование, позволяет выявить соотношение понятий коммуникация, номинация и семиозиса и тем самым уточнить состав функциональной парадигмы.

Речевая деятельность делит единицы языка на  «предречевые» и «постречевые» единицы. Они различаются по роли в речевом процессе и по отношению друг к другу. Первые выступают как строительный материал для вторых, т.е. являются элементными. Вторые представляют собой результат соединения элементных, рождаются в динамике конструирования, т.е. являются конструктивными. Связь части и целого определяет  несходство по функциям. Элементные выполняют синтагматическую функцию, а конструктивные выполняют разные функции, в зависимости от заданности речевой деятельности.