К.пс.н. Никифорова О.В., ст. преподаватель Эльрих И.В.

Карагандинский университет «Болашак», Казахстан

К проблеме расширения возможностей развития личности

История развития образования неотделима от истории развития общества. И поэтому трансформация ценностных векторов во всех сферах жизнедеятельности государства обозначила и в системе образования приоритетность таких ценностных доминант, как саморазвитие, самоосуществление, самопроектирование личности, в опоре на которые вчерашний школьник, сегодняшний студент и завтрашний специалист будут мыслить не рецептурно, в узких рамках штампов и профессиональных шаблонов, а «широко, масштабно, по-новому».

И это требование сегодняшнего дня предполагает адекватную педагогическую позицию: ведь известно, что только учитель, считающий высшей ценностью саморазвития, способен актуализировать потребность к самоосуществлению в своих учениках.

И не случайно, поэтому Президент страны Н.А. Назарбаев в своем послании народу Казахстана подчеркнул: «Без современной системы образования мы не сможем создать инновационную экономику. Необходимо принять адекватные меры, направленные на развитие профессионального образования на всех уровнях. Мы обязаны вернуть престиж и достоинство профессии учителя.

Но следует подчеркнуть, что это процесс не директивно-механический, а творческий и созидательный предполагающий такое профессиональное самоопределение педагога, которое направлено на проектирование ценностного горизонта развития собственной личности через способность превращать свою профессиональную активность в предмет практического преобразования, чтобы смысл и ценность труда учителя были источниками развития учеников.

И поэтому представляется возможным подчеркнуть, что личностное как системное качество учителя и ученика, студента и преподавателя, их динамическое личностное восхищение начинает выступать в виде особой социальной ценности, в виде социального заказа современному образованию.

Исследование, проведенное среди выпускников нескольких карагандинских школ, показало: что, конструируя модель «учителя, у которого хотелось бы учиться», большая половина выпускников очертила его профессиональный портрет такими качествами, как креативность, широта знаний, эмоциональная сопричастность окружающим, жизнерадостность, успешность, открытость диалога, проявление собственной индивидуальности. Иными словами, не просто добрая учительница, не ставящая двоек, а интересная, самоценная личность ожидается сегодня учениками.

Очень интересна мысль японского профессора Фукуями, ректора университета Асия. Он сказал: «Что толку! Показывать ученикам на ту вершину, путь на которую труден и на которую они должны добраться». «Только тот учитель, который сам дошел до вершины, может привести туда своих учеников». И добавил: «Во взрослом (учителе, наставнике) ученики видят образец своего развития, а не только специалиста по профилю».

Наверное, сегодня не случайно усиливается интерес к смыслообразующей стороне личности педагога, когда его профессионализм предполагает ориентацию не только на овладение «новыми технологиями» и «технологическими средствами», а осмысление своей миссии в образовательном процессе.

Зачем педагог приходит в класс, открывает дверь аудитории? Ответов здесь может быть много, но полюсами выступают два: чтобы пересказывать информацию, и толкуя учебник; или показывать ученику путь освоения культуры для расширения границ его жизненного мира.

И здесь необходимо учитывать как говорил еще Л.С. Выготский, что «те педагогические воздействия, которые не соответствуют психологическим законам, никогда не достигнут желаемой цели».

Именно поэтому, подчеркивает В.Е. Клочко, современное образование ставит своей целью организацию педагогического процесса на основе понимания психологических механизмов преобразования культуры в мир личности ученика.

И поэтому, сегодня субъект - развивающем образовании педагог выступает не как «пересказчик информации», «передатчик знаний», а как медиатор, посредник между культурой и развивающейся личностью ученика и студента.

В связи с этим на него возлагаются функции, которые не вменялись ему в прежней субъект-объектной образовательной модели.

Культура и ученик с его жизненным миром существует как бы в разных плоскостях, они не тождественны друг другу, а потому и не вступают в непосредственные взаимодействия. И педагог, выступая как медиатор, замыкает через себя связь ученика с культурой, делает их сообразными, тождественными. Для личности ученика тем самым создаются условия «выхода за собственные пределы», «несовпадение с самим собой», это раздвигает границы его жизненного пространства через открытие новых отношений к миру, людям и самому себе.

И именно поэтому смысловая форма представленности личности педагога, отраженность в ученике его смыслов и ценностей, выступает как один из источников самодвижения личности ученика, как активное начало, изменяющее его взгляд на мир и самого себя. И безусловно педагог, выступает для ученика как источник новых ценностей и смыслов, тем самым помогает ему конструировать и дополнять то, что Асмолов называет «смысловой картиной мира». Вспомним, что еще Выготский, обращая наше внимание на «совмещенность психологических систем», совмещенность сознания, утверждал простую, но чрезвычайно важную в контексте нашего размышления мысль: «Через других мы становимся собой».

Именно поэтому, сегодня важной задачей психологизации образования выступает развитие потребности и способности педагога в персонализации, овладения им приемами смыслообразования и смыслопередачи, которые не могут быть тотально единообразными и рецептурно универсальны, а адекватны индивидуальным возможностям личности педагога.

Личностный выбор определяет и своеобразие построения учителем взаимодействия с учеником в совместной познавательной деятельности, поднимая тем самым на новый уровень значимости педагогическое общение.

М.М. Бахтин, давший видовое определение человека как «человека диалогичного», видит в диалоге не средство, а сущность сознания. И поэтому диалог для него выступает как психологический эквивалент диалектики сознания.

В одном из известных школьных сочинений не тему «Мое представление о счастье» ученик написал: «Счастье – это когда тебя понимают». В одной из дневниковых записей М.М. Бахтина есть строки: «Само бытие человека – есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться. Абсолютная смерть (небытие) – есть неуслышанность. Быть – значит быть для другого, и через него – для себя».

Представление о реципрокности («совмещенности психологических систем») выступило основой концепции межсубъектной сущности человека. И проецируя эту идею внутренней глубинной сопричастности одного человека другому на педагогическое общение, нельзя не согласиться с тем, что именно в состоянии диалога две личности (учитель и ученик) начинают образовывать общее жизненное пространство, создающее условия для взаимо-раскрытия и взаимо-развития обоих участников образовательного процесса.

Это предполагает развитие педагогической рефлексии, осознание учителем подлинных мотивов своей деятельности, флексибильности, вариативности, гибкости, эмпатии, эмоциональной вчувствованности в ученика.

И поэтому для практики современного образования, которое должно открыть возможность молодому человеку мыслить «широко и по-новому», важен поиск и реализация тех условий личностного развития, в которых сам педагог хотел бы мыслить «широко и по-новому».

Литература:

1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва-Воронеж, 1996.

2. Абульханова - Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е.В. Шороховой. М.,1987. С.137-145.

3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер Ком, 1999.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д., Феникс, 1997

5. Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. Томск, 1998, Вып. 8-9. С.7-15.