Григорьян Е.Н, Нургалиева Р.Д.
Казахская Головная Архитектурно-строительная Академия,
Казахстан
НЕКОТОРЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ВЗАИМОСВЯЗИ
РУССКОГО АВАНГАРДА И СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ОБЪЕКТОВ З.ХАДИД.
Рассматриваемый
в данном исследовании стилистический и концептуальный характер Авангардизма (от
франц. Avant-gardizme), движение в художественной культуре ХХ века, порывающее
с существующими нормами и традициями предыдущих столетий эстетики и
мировоззрения, превращающее, в свою очередь, новизну выразительных средств в
самоцель. Принципы авангардизма прослеживаются в художественных течениях, таких как экспрессионизм, кубизм,
футуризм, дадаизм, конструктивизм и пр.
Если
обратиться к термину «русский авангард», то это общий термин для обозначения
значительного явления в искусстве в России с 1890 по 1930 года, хотя некоторые
ранние его проявления относятся к 1850, а поздние — к 1960 годам. К русскому
авангарду можно отнести различные новаторские направления в российском
искусстве, - «новое искусство», «футуризм», «кубофутуризм», «левое искусство» и
др. (интернет-энциклопедия «Викпедия» http://ru.wikipedia.org).
Идея
параллельного всматривания в один из
главных феноменов культуры – авангард и восприятие его основывается, казалось бы, на поверхностном сопоставлении форм композиций
цвета в художественном языке авангарда и современных исканиях авангардных
архитекторов творивших позже на 70 лет прежде всего, рассматривая визуальный
ряд архитектурных форм. Анализ показывает, что эта идея не лишена оснований и
представляется даже плодотворной в свете изучения путей развития художественной
культуры одного столетия.
Так,
Й. Фишер и Х. Делитц рассматривают архитектуру с точки зрения «сложного
средства коммуникации» общества, которое, благодаря своей «материальности»,
неустранимости и вездесущности, не может быть адекватно передано через текст,
картину или музыку, но помогает человеку реализовать его сущность. (Вильковский Михаил Борисович «Социология
архитектуры»).
А.В.
Иконников советский искусствовед также отмечал важность связи архитектуры и
утопий и также подтвердил архетипический характер архитектуры.
Таким
образом, яркие художники русского
авангарда обращались к особому типу
передачи информации, основано на
архетипических формах выражения.
Наше исследование ставит задачу увидеть
связь в методах русских авангардистов -
К.Малевич В.Кандинский М.Мельников
Я.Чернихов Родченко и
современных архитектурных подходах, таких звезд как З.Хадид, Н.Фостер, Б.Чуми,
Ф.Гери.
Так, композиция К. Малевича черный квадрат – это
особый символ. Возводя всеобщее - в сферы Формы, он не только обозначает и
выражает их, но и реально являет изображаемое в нашем преходящем мире. Это
сакральный квадрат - символ, наделённый силой, энергией, сила квадрата,
согласно её почитателям, обусловлена самим подобием со вселенной, сходством
образа с архетипом.
Квадрат реально являет свой первообраз формы, так же
как и все современные художники формы эксплуатируют идею вневременного
происхождения архитектуры, когда время и пространство являются к нам внеземными
антигравитационными составляющими системы взаимоотношений предъявляемой
геометрии, которую когда-то открыли
авангардисты и выразили как протест устоявшемуся и невозмутимо живущему
в своей неизменности формы классическому опыту.
Конечно,
от зрителя потребуются дополнительные усилия для понимания «переживать «чистую»
форму», но они открывают ему в этом искусстве новые неведомые пространственные
и духовные миры. Цель абстрактного искусства – обогатить душу человека,
бесконечно расширить его духовные горизонты, приобщением к новым реальностям.
Отсюда живопись понимается В.Кандинским как мироздание и созидание новых духовных миров.
В
исследовании на слайдах композиций представлены работы авангардистов и
современный объект архитектуры так как бы мы видели это все в одной цепи,
достигающей одной цели только или в двухмерном представлении или в уже готовом
реализованном трехмерном, при этом преследуется их общая цель - высказаться
одним методом:
На 1 слайде: частный дом в Подмосковье Заха Хадид
2003.
Данному
объекту присуще нежелание быть ограниченным какой-либо классификацией или
определением, - стилистическая формула деконструктивизма в которой выполнен
объект базируются на композиционных мотивах конструктивизма, но прибегает к их
некоторой деформации («искажению абстракции»), что придаёт их композициям
динамизм и остроту. В творчестве З.Хадид прослеживается стремление к постоянной
изменчивости и поиску иных форм самовыражения, т.е. иных миров.
К.
Малевич «Динамический супрематизм»,
антигравитация в композиции - поток воздуха несет их без цели как движение
материи вообще…. Так, являясь разновидностью
абстракционизма - супрематизм выражал себя в лишённых изобразительного
смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний
(в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника).
Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные
внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.
Памятник Христофору Колумбу в Санто-Доминго
Конкурсный проект 1929 г. К.Мельникова - композиционно ось развития объекта
направлена вверх и завернута вокруг себя, как вскинутые руки, как протест против всего статичного… в
нем есть неопределенность и тайна, он внутренне напряжен и динамичен, хотя и
неподвижен. Его развитие называют естественной реакцией на растительные мотивы
модерна, которые сменились желанием поиска нового. Цель конструирования -
организация оптимальной функциональной связи элементов композиции.
В.Кандинский «Сумеречное
1917 г.» - передал движение материи в
неясности и спонтанности формы.
Колористка и композиция осуществлена живописными средствами — цветом, точкой,
линией, пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных пятен.
Направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к
действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей
абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых
сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные
ассоциации.
Беспредметное, нефигуративное искусство – форма изобразительной деятельности,
не ставящая своей целью имитацию или отображение визуально воспринимаемой
реальности. «О духовном в искусстве»* и в
других статьях и книгах Кандинский.
Я.Чернихов
нагромаздил Форму, дал ей Динамику, вдохнул остроту жизни и заставил этим
преобразиться внешней среде... Композиции
Я. Чернихова провозгласили основой художественного образа не композицию, как таковую, а
конструкцию. Форма представляется отчасти как идеалистическая, но не оторванная
от реальности и несет строгость геометризма, лаконичность использованных форм и
монолитность внешнего облика.
А.Родченко - «Беспредметная композиция 1918 г.»
это стремление к преобразованию формы, движения, цвета. Мастер придавал своим
абстрактно-геометрическим произведениям
минималистский строго-рациональный характер, где есть только бездушные
без названия пикселы формы.
Второй слайд: З.Хадид.
«бизнес-центр 2007 г». В образному ряду трактуется нами как «слойка-хамелеон». Образ,
которому присуще нежелание быть ограниченным какой-либо классификацией или
определением и имеет стремление к постоянной изменчивости и поиску иных форм
самовыражения..,
К.Малевич... «живые миры, готовые улететь в
пространство», выводящим его не только из плоскости холста, но и за пределы
Земли, помогая преодолеть силу притяжения и, более того — вообще из нашего
трех-четырехмерного пространства в особые космическо-психические измерения.
Супрематизм — для художника это высшая ступень развития искусства на пути
освобождения от всего внехудожественного, - на пути предельного выявления
беспредметного, как сущности любого искусства. «Икона и русский авангард начала ХХ века» В.В. Бычков.
В.Кандинский ... инстинктивно привносит в
свои композиции некую бесконечность явлений, полностью раскрыть которую не
способен ни один рассудок. Каждое сочетание содержит бесконечное число замыслов
(В.Кандинский «Т. и лин. На пл-ти.»стр.6), в
котором отказ от изображения форм
реального мира заменяется «беспредметными» сочетаниями цветовых пятен или
геометрических элементов и линий.
К.Мельников «Павильон для Международной выставки в Париже
1925 г.» такой диагональный уонструктив дает ощущение безграничности,
непознаваемости с первого взгляда, что делает простой павильон сложным и
многоплановым. Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и
монолитностью внешнего облика.
А.Родченко «Конструкция 1917 г.»
индивидуальность, указавшую ему путь, диаметрально противоположный
метафизической абстрагированности супрематизма. с плоскостью, линиями и точками
в качестве самостоятельных живописных единиц, сочетанием монохромных цветов.
Характерные проявления конструктивизма в живописи, графике и скульптуре -
абстрактный геометризм, использование коллажа, фотомонтажа, пространственных
конструкций, иногда динамических.
Третий слайд: В
экспозиции З.Хадид «Pierres Vivies Building» массивная структура, тема изгиба,
непрерывность поверхностей и линейная структура, перекликающейся с мотивами организационной диаграммы. Новаторы
провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было
служить… производству. …
В.Кандинский «композиция
№ 223» 1919 г.на наш взгляд создавал
ощущение сильной концентрации всех сил в центре полотна. Живописная
композиция выражает мощные лирические
ощущения, сходные с чувствами,
пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных ландшафтов.
Седьмой слайд: З.Хадид «CHANEL MOBILE ART 2008» по виду напоминает
органику застывшую в ожидании…., не то
панцирь гигантской улитки из будущего, не то корпус инопланетного корабля. Этот
проект больше похож на сценарий, на классическое арт-шоу, которое по
расписанию на время «включается» в
жизнь мегаполиса, проникает в его социум и становится культурным контекстом
проекта и историей дома Chanel. Это новая форма художественного жеста,
соединяющая архитектуру, искусство, звук и моду и Имя мастера Шанель-
концепция, Лагерфельд – заказчик, З.Хадид – третий носитель супербренда
исполнитель.
К.Малевич «Черный круг» 1923г. Выводя формы и цвета в некое иносостояние,
Малевич показывает возможности внехудожественного и внеэстетическое измерение,
что-то, как нечто не выговариваемое, но - ощущаемое.
В.Кандинский «Сумеречное 1917г.» Ритм, эмоциональное
звучание цвета, энергичность линий и пятен. Носитель внутренних переживаний.
Я.Чернихов «Композиция №28». «Фантастическая
композиция сложных по форме и сочетанию элементов сооружения». Из цикла
«Архитектурные фантазии. 101 композиция». 1925-1933гг.
Все
вышеперечисленные образные ряды легко укладываются в современный стиль -
деконструктивизм- направление в архитектуре 1980-х гг., общей моделью которого
послужил советский конструктивизм 1920-х гг. Существует стилистическая и
культурологическая взаимосвязь авангарда и современной цифровой архитектурой на
границе излома, динамики, антигравитации и архетипа формы. Профессионалы и
общественность в последнее время обсуждают концепт-проекты, не удивляясь их
смелости, где на смену великим идеалам гармонии, единства и ясности пришли
идеалы дисгармонии, разлома и таинственности. Образно говоря, вместо
совершенства возможно нарушенное совершенство и наиболее ярким архитектором наследия авангарда является на
наш взгляд З.Хадид.
Литература: