История/ 4. Этнография

Сергеева Е.В.

Чувашский государственный институт гуманитраных наук,

Россия, Чувашская Республика

Трансформация традиционной системы питания чувашей

в XXI веке*

 

Пища — это наиболее устойчивый элемент материальной культуры этноса.   Чувашская кухня и трапеза представляют собой один из вариантов модели питания Волго-Уральской историко-этнографической области. У чувашей, как и у каждого народа, имеется определенный набор пищевых продуктов, тесно связанных с особенностями природы и хозяйства. В традиционной пище находило отражение наличие промыслов, прежде всего охоты, рыболовства, бортничества-пчеловодства. Разнообразие блюд и способы их обработки сопряжены также с этническими традициями чувашей.

На современном этапе, чувашская кухня, сохраняя традиционные черты, обогащается новыми. В рацион питания чувашей проникли блюда из кухонь других народов. Например, борщ из украинской кухни, солянки и рассольники из русской, харчо и другие подобные супы из кавказской кухни. На место традиционным чувашским мясным (шăрттан, тултармăш — виды вареных колбас) и молочным (турăх — простокваша, варенец, чăкăт — домашний сыр) блюдам пришли покупные колбасы, сыры и кисломолочная продукция. Мучные изделия, которые ранее выпекались в домашних условиях, теперь являются покупными. Кроме того, в рацион питания чувашей проникли такие тестяные изделия, как сладкие открытые пироги (шарлотка), пицца, торты. В питании появились различные овощи, которые не употреблялись ранее: перец, баклажаны, салаты и др. Не последнее место занимает рыба (жаренная, тушеная, соленая и копченая), которая ранее была речная, теперь в употреблении морская. Наиболее употребляемым напитком среди чувашей является чай, традиционные квас (кăвас), пиво (сăра) готовятся редко или являются покупными.

Все же, присутствие традиционных чувашских блюд обязательно на прздничном столе. Приведем пример из обрядов жизненного цикла. По случаю рождения ребенка раньше готовили кашу и называли торжество ача ури çуни. Существовали и другие названия, отличающиеся прежде всего тем, какая пища считалась главной жертвой: ача сăри «пиво в честь ребенка», ача чăкăчĕ «сырок в честь ребенка», ача пăтти «каша в честь ребенка», ача яшки «суп в честь ребенка». Теперь же из этого обряда осталось только приготовление каши. Во время календарных праздников традиционные блюда превалируют над современными. К примеру, во время пасхи мункун, крашение яиц луковой шелухой сохранилась до наших дней. Конечно же, используется покупная краска.

Немало блюд вышли из употребления (например, тинкĕле — толокно, присутствие в питании таких круп, как просо, чечевица и т.д.). То, что еще сохраняется в рационе сельского населения, также изменилось в связи с новыми способами приготовления, либо появились некоторые современные ингредиенты.  Приготовление традиционных чувашских блюд сохраняются только на праздничной трапезе.

Наряду с традиционными пунктами общественного питания (столовые, кафе др.), появилась система западного фаст-фуда (пиццерия, МакДональдс и др.). В условиях глобализации культура питания, этика, да и сама пища претерпевают изменения. С появлением бытовой техники (микроволновая печь, кухонный комбайн и т.д.), которые облегчают приготовление пищи, даже в чувашской деревне меняется рацион питания. Таким образом, трансформация системы питания чувашского этноса связана следующими основными факторами: появление новых культур и продуктов питания (овощи и фрукты); использование современных видов обработки пищи (жарение, паровое приготовление блюд и т.д.); межэтнические контакты с другими народами; появление новой кухонной утвари.

 

Литература

1. Научный Архив Чувашского государственного института гуманитарных наук (НА ЧГИГН). Отд. I. Ед. хр. 177. №5093. С.441442.

2. Салмин А.К. Праздники и обряды чувашской деревни. — Чебоксары: ЧГИГН, 2001. — 48 с.

3. Сергеева Е.В. Родильный обряд «ача яшки» // Вестник чувашского университета. — 2010. — №4. — С. 89—92.

4. Сергеева Е.В. Этнические особенности питания современных чувашей // VIII Конгресс этнографов и антропологов России: тезисы и докладов. Оренбург, 1-5 июля 2009 г. / редкол.: В.А.Тишков [и др.]. — Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2009. — С. 57.

5. Чуваши: история и культура. Том 1 / Отв. ред. В.П.Иванов. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. — 415 с., ил.



*           Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ (проект № 11-11-21601 е/В)