О.И. Лузина

Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, РК

 

Визуальное кодирование учебной информации

по истории и теории изобразительного искусства

 

The visual coding to educational information

of history and theory of graphic arts

 

Взятое в настоящее время в Республике Казахстан направление на интенсификацию и активизацию учебного процесса высшей школы требует внедрения новых форм преподавания входящей в программу изучения учебной информации. Обновление учебно-методического обеспечения высшей школы представляет собой актуальную педагогическую проблему, от оптимального разрешения которой во многом зависит конечный результат обучения и формирование у студентов профессионально значимых знаний и умений. Одним из современных эффективных способов закрепления получаемой вербальной и текстовой информации является ее визуальное кодирование. Так как вербаль­ный и невербальный способы представления ин­формации в памяти тесно связаны между собой, то визуализация дает возможность извлечь текстовую информацию из изображения или схемы, и, наоборот, с помощью словесной метки восстановить зрительный образ. Эти способности человеческой памяти позволяют предположить, что информация, хранящаяся как в вербальной, так и в образной форме, должна быть более доступна, нежели хранящаяся в одной форме, так как это удваивает количество информации о закодированном элементе [1, с. 278-279].

Поскольку визуальное кодирование вполне привычно для восприятия современного человека, так как оно находит опору в обыденных действиях по опознанию принятых знаковых и символьных систем, это позволяет вводить визуальные знаки и символы в процесс обучения, существенно оптимизируя процесс усвоения учебной информации. Накопленный к настоящему времени обширный материал, посвященный исследованию проблемы эффективности передачи информации с помощью визуализаций (Б. Айсмонтас, Г. Лаврентьев, Е. Машбиц, В. Шаталов, П. Эрдниев и др.), доказывает действенность применения визуального кодирования в учебном процессе. По мнению Г.В. Лаврентьева, использование пиктограмм, символов, кванторов, цветовой символики визуально разнообразит монотонность линейного текстового изложения, создавая своего рода «маяки» для запоминания на первоначальном этапе получения информации, а далее – для ее опознания и восстановления [2, п. 8.1]. Взаимное дополнение и обогащение двух форм подачи учебного материала – вербального и визуализированного, помогает усвоению студентами больших массивов учебной информации. При этом экономится время ее усвоения, так как трудоемкое и малоэффективное конспектирование заменяется работой с пиктограммами, таблицами, схемами, листами опорных сигналов и другими дидактическими средствами. Самостоятельная работа студентов по визуальному кодированию и раскодированию учебной информации представляет собой действенное средство развития памяти и творческого мышления.

Практика показывает, что если в процессе преподавания дисциплины «История и теория изобразительного искусства» в рамках подготовки по ГОСО РК бакалавров педагогической специальности «Изобразительное искусство и черчение» применять визуализации,  то это поможет в решении проблем, связанных с усвоением, запоминанием и воспроизведением учебной информации данной базовой дисциплины:

·                   Большой объем информации по истории и теории изобразительного искусства и ее сложность – за достаточно короткий срок (4 учебных семестра по 15 недель) студентам необходимо изучить полную эволюцию искусства Востока и Европы от древнейшего до новейшего периодов, а также эволюцию искусства Казахстана. Поэтому большие массивы специальной искусствоведческой информации, характеризующейся высоким уровнем сложности, вынесены за пределы аудиторных занятий. Небольшой объем контактных аудиторных часов в семестрах предполагает активность и эффективность предварительной и последующей внеаудиторной работы студентов, в ходе которой информация по теории и истории искусства, полученная на занятиях, закрепляется и обобщается. Традиционное вербальное изложение учебного материала в аудитории и классическое конспектирование в самостоятельной работе в данной ситуации малоэффективно.

·                   Разветвленность взаимосвязей между компонентами информации (разделами тем и смежными темами) – поскольку развитие искусства представляет собой чрезвычайно сложный одновременно циклический и ступенчатый процесс, обладающий специфической структурой и характеризующийся большим числом уровней-взаимодействий, необходимо учитывать разнообразные взаимосвязи и взаимовлияния между эпохами, школами, художниками. Держать в памяти такую сложную информацию и оперировать ею, многим студентам очень трудно, учитывая их общую учебную загруженность в семестре по остальным дисциплинам.

·                   Перенасыщенность специальной терминологией – дисциплина «История и теория изобразительного искусства», соединяя несколько научных дисциплин – историю искусств, теорию искусства (искусствознание, искусствоведение) – имеет сложный аппарат исследования, особые методы исследования и обилие дефиниций. Механическое запоминание большого числа терминов, названий, определений,  имен, не позволяет выйти на требуемый уровень изучения дисциплины, которая является базой для профессионально значимого умения организации процесса восприятия произведений искусства на уроках в школе. Необходимо не только прочное запоминание специальной терминологией, но и свободное оперирование ею в процессе анализа произведений искусства.

В процессе разработки визуализаций для аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов по истории и теории изобразительного искусства необходимо придерживаться некоторых правил и ограничений, обусловленных особенностями восприятия визуальной информации:

1) Фон должен быть нейтральным, но достаточно контрастным к изображениям. Наиболее оптимальный выбор цвета фона – из ахроматической «профессиональной» гаммы [3, с. 113]. Например, спокойно-серый цвет является идеальным фоном, оттеняющим остальные цвета, так как на фоне серого они выглядят более интенсивными. Возможны также варианты выбора фонов визуализаций в рамках профессиональной гаммы, более теплые или холодные, но в любом случае, контрастные к изображениям, как по тону, так и по оттенку – серо-охристые, серо-голубые, оливково-серые и др.

2) Важную информацию (всевозможные стрелки-направления, узловые элементы и др.) необходимо выделять активным цветом – ярко-красным, светло-желтым, ярко-оранжевым.  А также акцентировать толщину линий этих элементов.

3) Текст должен быть предельно кратким, по возможности словесные обороты необходимо превращать в знаки – для того, чтобы оставить больше пространства для изображений.

В качестве примера разработанных визуализаций по истории и теории искусства можно привести следующую схему, выполненную в программе PowerPoint, с помощью которой студенты осваивают раздел темы «Искусство Древнего Египта» – древнеегипетская храмовая архитектура. Фон визуализации выбран нейтрально-серый, достаточно темный в сравнении с основным изображением и надписями. Общий вытянутый прямоугольник храма – светлый серо-сиреневый, на фоне которого изображены тонкие линии планировки и следы размещения колонн вокруг перистиля (прямоугольник перистиля выделен светлым нейтрально-зеленым цветом) и в гипостильном зале. Основное направление движения в храме показано с помощью стрелы красного цвета, пронизывающей все помещения храма. Выноски-цифры отсылают к расшифрованным определениям элементов планировки, которые располагаются в отдельной светлой рамке. Рядом в рамке – фотографическое изображение сохранившихся колонн храма Амона-Ра в Карнаке, дающее дополнительную зрительную информацию о внешнем виде колонн египетских храмов.

Схемы для  визуального кодирования информации помимо программы PowerPoint, можно выполнять с применением других компьютерных редакторов, имеющих возможности создания изображений и обработки фотографий и рисунков – Corel Draw, Photoshop, Photo-Paint, Corel Painter, ArtPage и др.

Литература:

1.    Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. / Перевод с англ. Т. Сидоровой. Под ред. д-ра биолог. наук Е. Соколова  – М: Мир, 1978. – 320 с.

2.    Лаврентьев Г.В. Лаврентьева Н.Б. Неудахина Н.А. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. // http://www.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part 2/ch8/clava8._1._html

3.    Леса Савахата. Гармония цвета. Справочник. //pdf-STDU Viewer