Ст. преподаватель Шагинова В.А., студентка Белашова А.П.

Могилевский государственный университет, Беларусь

Формирование осознанного родительства у старшеклассников из неполных семей

 На современном этапе социального развития в условиях культурной глобализации, открытости общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают и сферу семейных отношений. Социальный институт семьи является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности в истории народа, традиций, как условие национальной безопасности государства.

     Формирование у старшеклассников готовности к семейной жизни предполагает формирование у них ответственного родительства. Ответственное родительство понимается как духовно-нравственная и социальная потребность личности, ее ориентация на сознательное и добровольное принятие ответственности за свое поведение в семье и за членов семьи, готовность к обеспечению и воспитанию детей; позитивным когнитивным, эмоциональным и поведенческим отношениям в семье; субъективное ощущение себя родителем и осознанное формирование ценностных установок родительства.

          В целях решения задач, поставленных нами на этапе констатирующего эксперимента были, выбраны следующие  авторские методики: тест-карта «Оценка готовности к семейной жизни» автор И.Ф. Юнд (Приложение 1), опросник  «Анализ семейной тревоги» авторы Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис (Приложение 2), опросник «Распределение ролей в семье» авторы Ю.Е. Алешина, Л.Я Гозман, Е.М. Дубовская. (Приложение 3) С помощью которых мы попытались определить уровень осведомленности учащихся старших классов из неполных семей к семейной жизни и осознанному родительству.

Таким образом, проанализировав результаты  методики тест-карты «Оценка готовности к семейной жизни» можно сказать, что подростки из полных семей более подготовлены к семейной жизни, чем подростки из неполных семей. Это обусловлено тем, что они воспитываются обоими родителями и непосредственно видят пример как со стороны отца так и матери, а у ребят из неполных семей нет  представлений о ролевых функциях отца, матери, жены, мужа. А также по данным методики «Распределение ролей в семье» мы получили результаты, что испытуемые высказали свои суждения о том, как вообще должны распределяться семейные роли, достаточно хорошо был отмечен такой тип как эгалитарная установка в семье. Он характеризуется совместным разделением семейных ролей без разделения их на «мужские» и «женские», таким семьям присуща  взаимозаменяемость друг друга в домашних делах. А вот по результатам методики «Анализ семейной тревоги» у испытуемых из неполных и полных семей мнения разошлись. У испытуемых из неполных семей в очень значительной степени присутствует наличие как семейной вины, тревожности и напряженности. Характерным признаком «семейной тревоги» является то, что она у испытуемых данного состава проявляется в сомнениях, опасениях, страхах, касающихся, прежде всего семьи, здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих между членами семьи. А у испытуемых из полных семей наличие практически всех трех показателей отсутствует, что отражает нормальный общий фон переживаний, связанный с членами семьи.

   Для формирования у старшеклассников из неполных семей осознанного родительства мы выделяем три этапа. Первый этап – ориентационный, направленный на построение перцепционного образа, в основе которого лежит синтез духовно-нравственных ощущений. Данный этап тесно связан с эмоциями, переживаниями, уже имеющимися ценностями. На этом этапе нередко осуществляется разрешение противоречий между желаемым и должным, добродетелью и пороком, приоритетом собственного блага и блага других. Второй этап – оценочно-смысловой, связанный с пониманием и осмыслением знаний о семье и семейных духовно-нравственных ценностях, умений и способов поведения в контексте этих понятий. На этом этапе осуществляется соотнесение новых представлений, понятий, ценностей с системой ранее усвоенного на основе диалоговых отношений, в единое смысловое целое объединяются потребности, интересы, установки, позиции. Третий этап – ценностно-деятельностный, в котором происходит присвоение субъектом личностного духовного смысла, при котором духовная ценность становится личностной ценностью, регулятором образа жизни. Данный этап призван способствовать «вхождению» семейных ценностей в мировоззрение личности, обретению человеком целостности мировоззрения и поведения.

     Реализация этапов формирования готовности к семейной жизни и осознанному родительству у старшеклассников из неполных семей осуществлялась нами в ходе реализации программы «Сегодня – дети, завтра – родители», включающую цикл занятий для учащихся старших классов, для родителей и цикл совместных занятий для старшеклассников и родителей. Основная цель программы – глубокая и фундаментальная подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни и выполнению роли ответственных родителей.

     Эффективными технологиями в формировании у старшеклассников из неполных семей готовности к семейной жизни и осознанному родительству являются традиционные и инновационные коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия: Интернет-собрания, создание семейных сайтов, презентация семейного совета, консультационные центры, опережающие обучающие семинары, альбомная технология, семейный вернисаж, семейный архив, семейный музей, тетрадь «Доверия» и многое другое.