Е.В. Дмитренко (Полтава)

 

Соотношение романтических и реалистических мотивов в повестях В.Ф. Одоевского.

 

Вопрос о соотношении романтических и реалистических мотивов в творчестве известного представителя  русской романтической прозы  XIX столетия Владимира Федоровича Одоевского (1803-1869) сохраняет свою актуальность в связи с теоретическими спорами и разногласиями исследователей по этому поводу. Круг основных идей в творчестве В.Ф. Одоевского оставался на протяжении всей его жизни устойчивым и определенным. Писателю присущи универсальность взглядов и интересов, высокий уровень нравственных требований, оригинальность мысли. Все это нашло отражение в его художественной прозе.

В.Ф. Одоевский был ярким представителем философского направления в русской романтической литературе. Но некоторые исследователи (П.Н. Сакулин, В.В. Гиппиус, Е.Ю. Хин), учитывая особенности писательской манеры автора позднего периода, приходят к выводу о том, что в его творчестве наблюдается отход от романтических позиций [7; 2; 9]. С данным мнением не соглашается Е.А. Маймин. Отстаивая противоположную точку зрения, исследователь пишет: “Вопрос о романтизме или реализме литературного произведения отнюдь не простой, и его нельзя решать без учета всей системы воззрений писателя, вне контекста всего его литературного творчества” [3, с.27]. Действительно, в поздних произведениях В.Ф. Одоевского (“Княжна Мими” (1834), “Княжна Зизи” (1839), “Черная перчатка” (1838), “Катя или История воспитанницы”(1834)) наблюдается преобладание реалистических тенденций. В этот период внимание автора привлекает высшее общество и его представители. Указанные произведения В.Ф. Одоевского лишены элементов фантастики и аллегории, богаты точными бытовыми и психологическими деталями. Но это, на наш взгляд, не является веским аргументом в пользу их “реалистичности”. Ведь в них, наряду с реалистическим изображением высшего света, огромную роль играет антитеза, соответствующая романтическому мироощущению: положительный герой и враждебное ему общество. В этой связи уместным будет привести высказывание О.Н. Николенко, которая подчеркивает: “В литературе нет и не может быть четких границ между литературными направлениями, течениями, стилями. Они тесно взаимодействуют между собой, и их взаимодействие и взаимовлияние определяют движение литературы как динамичного живого организма” [4, с.87]. Синтез субъективного и объективного в творчестве В.Ф. Одоевского свидетельствует о многогранности его художественного мышления.

В 30-40-е годы ХІХ столетия тематика художественной прозы В.Ф. Одоевского расширяется и обогащается. В его творчестве действительно преобладают произведения с реалистическим сюжетом. Этому способствовала жизнь и служба писателя в Петербурге, которая давала обильный материал для изображения великосветского общества. Принадлежность В.Ф. Одоевского к этому обществу, знание его скрытых пороков позволили писателю объективно воссоздать картину жизни, а, порой, выступить с позиции обличителя высшего света. Образ высшего света не случайно привлекал внимание писателя. Князь В.Ф. Одоевский принадлежал к высшему обществу, а его служба протекала в бюрократической чиновничьей среде. Светские приличия требовали от князя такого образа жизни, который соответствовал бы его титулу и положению. Поэтому ему, как никому другому, хорошо были знакомы законы высшего света, а в “милом светском” разговоре он мог усмотреть “зародыш тысячи преступлений, тысячи бедствий” [6, с.239]. В связи с этим объектом изображения в творчестве писателя становится Петербург с его равнодушием и жестокостью к судьбе “маленького человека”. Сатирические и обличительные мотивы присутствуют во всем творческом наследии В.Ф. Одоевского, включая сказки писателя, а в произведениях с реалистическим сюжетом указанные мотивы являются доминирующими. Как справедливо заметил Л.Г. Фризман, в сказках «проявилась одна из наиболее характерных особенностей таланта В.Ф. Одоевского – склонность к соединению несоединимого: фантастических ситуаций с точным ироническим воссозданием деталей современного быта и нравов, скептицизма с глубоким сочувствием человеческим страданиям, философского дидактизма и интереса к иррациональному с злыми насмешками над пустотой и пошлостью современного общества» [8, с.97].

Сочетание реалистической правды и романтической мечты было характерно для многих произведений В.Ф. Одоевского, что, как нам кажется,  не должно служить поводом объяснять поздний период творчества писателя его отходом от романтических традиций. Следует подчеркнуть, что реалистические тенденции, безусловно, присутствуют в художественной прозе В.Ф. Одоевского. Но они, на наш взгляд, скорее продиктованы общим ходом развития литературного процесса первой половины XIX столетия в России. Уже в 1830 годы основной тенденцией в развитии художественной литературы было стремление к реалистическому изображению современной жизни.

Известно, что критическое изображение действительности присуще не только реалистическому, но и романтическому искусству. Романтизм, стремящийся в своей основе к возвышенным характерам и сильным страстям, сумел отобразить и общественную жизнь на всех ее уровнях, и быт различных слоев общества. Стремясь в мир мечты и тайны, романтики иногда вплотную приближались к насущным проблемам человека. Авторы романтических произведений часто отталкивались в своем творчестве от жизненных конфликтов, черпали свои образы и характеры из реальной жизни. Не являются исключением в данном плане и повести В.Ф. Одоевского, написанные в поздний период его литературной деятельности. В 1830-е годы, при всех довольно значительных достижениях реализма в творчестве многих писателей, “русская литература остается в основном романтической” [1, с.174]. Таким образом, не следует, на наш взгляд, преувеличивать значение реалистических тенденций в художественной прозе В.Ф. Одоевского, поскольку романтическое начало было движущей силой всего творчества писателя.

 

Литература

 

1.     Волков И.Ф. Романтизм // Творческие методы и художественные системы. – М.: Искусство, 1978. – 264 с.

2.     Гиппиус В.В. Узкий путь // Русская мысль. – 1914. -№12. – С.1 – 26.

3.     Маймин Е.А. Владимир Одоевский и его роман “Русский ночи” // Одоевский В.Ф. “Русские ночи”. – Л.: Наука, 1975. – С.247 – 275.

4.     Ніколенко О.М., Мацапура В.І. Романтизм // Тема: Літературні епохи, напрями, течії. – К.: Педагогічна преса, 2004. – №1. – 128 с.

5.     Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве. – М.: Современник, 1982. – 223 с.

6.     Одоевский В.Ф. Романтические повести. – Л.: Прибой, 1929. – 399 с.

7.     Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель: В 2-х тт. – М.: Изд-во Сабашниковых, 1913. – Т.1. – Ч.1. – 613 с.

8.     Фризман Л.Г. Одоевский В.Ф. // Русские писатели. Биобиблиограф. словарь: В 2-х тт. – М.: Просвещение, 1990. – С.96 – 99.

9.     Хин Е.Ю. В.Ф. Одоевский // Повести и рассказы. – М.: Худож. лит-ра, 1959. – С.3 – 38.