Политология/10.Региональные политические процессы

 

Доктор политических наук Литвиненко В.Т.

Филиал ФГОУ ВПО «Северо-Кавказская академия государственной службы»

в г. Ставрополе Россия

 Межэтнические отношения в Северо-Кавказском Федеральном округе в аспекте  проблем и путей их решения

 

Проблемы позитивного развития межэтнических отношений, выстраивания конструктивного межкультурного и межрегионального диалога в Северо-Кавказском Федеральном округе и пути их преодоления по содержанию мало отличаются одни от других именно из-за специфики межэтнических отношений.

Как известно, в республиках, входящих в состав СКФО русскоязычного населения практически осталось очень мало. Общества, проживающие в этих регионах в большей степени относятся к традиционным, где предпочтение отдаётся этнической самобытности и укладу жизни, а межэтническим отношениям отведена второстепенная роль.

Вместе с тем, Северный Кавказ не является исключением из интеграционных процессов, где пересекаются множество отличающихся друг от друга культур, и, где вместо осознания их субъектами необходимости интеграции с сохранением своей идентичности и использованием основ своей культуры в развитии этих процессов, происходит самоизоляция, образование на территориях других регионов анклавов, а в случае возникновение конфликта, откровенное непонимание друг друга спорящих сторон и отстаивание своих субъективных интересов, ведущее к огромному числу неоправданных жертв. 

По вышеуказанным причинам такая интеграция скорее оборачивается проблемой, ведущей к межнациональному кризису, нежели позитивом межэтнических отношений.

Таким образом, в настоящее время получили своё развитие две тенденции: с одной стороны дезинтеграционная, с другой стороны интеграционная.

Как справедливо отметили Закиров Ш., Джураев А. «Нынешний этап развития человечества характеризуется множеством тенденций, сгруппировав которые можно выделить две основные: интеграционная и дезинтеграционная. Интеграционные процессы в мире осуществляются как в интенсивном плане, проникая во все более глубокие пласты человеческого бытия, так и в экстенсивном, охватывая новые регионы проживания людей. Диалог и взаимозависимость культур, социально-экономических систем, экономической и духовной сферы общества становится существенным фактором жизни современного человека».[1]

В этом случае для решения насущных и краеугольных проблем межэтнических отношений, а также для установления и дальнейшего развития межкультурного и межрегионального диалога следует провести самый глубокий анализ всего спектра элементов, входящих в состав этих отношений и воздействующих на них изнутри. Как известно, лечение  любого организма сводится к лечению его внутренних органов в целях его полного выздоровления, аналогично и с межэтническими отношениями.

В пору отметить, а когда-нибудь межэтническим отношениям уделялось должное внимание, проводилась ли конструктивная работа по их укреплению, совершенствованию с целью позитивного становления и развития межнационального сообщества, в частности, на Северном Кавказе, помимо программ, концепций, которые в большей степени носили чисто декларативный характер и, в результате этого не приносили ровно никакой пользы, с одной стороны. С другой стороны, межэтнические отношения в советский период в определённой степени являлись объектом поля зрения политической элиты и на него оказывалось воздействие с целью сохранения существующих политического и правового порядка. Такой ответ можно было бы услышать из уст приверженцев и сторонников советской системы и идеологии. Но это не совсем так. Всё это происходило в целях сохранения существовавшей административно-командной системы, т.е. жёсткое управление межэтническими отношениями с категорическим отказом от предоставления этническим группам какой-либо самостоятельности в этой области, являлось одним их условий сохранения этой системы. В подтверждение вышесказанному следует обратиться к периоду распада СССР и характеристике межэтнических отношений, а скорее сразу же проявившему себя кризису, перешедшему в ряде случаев в открытое вооружённое противостояние вплоть до военных действий.

Межнациональное сосуществование сохранялось с помощью политико-силового воздействия и как только рухнула эта система управления, называемая административно-командной, сразу же волнообразно проявил себя и кризис в межэтнических отношениях. 

Это всё происходит по одной причине, не установлен «диагноз» для верного выбора оздоровления межэтнических отношений.

Позитивному развитию их и установлению межкультурного и межрегионального диалога всегда противостоят либо скрытые, либо явно выраженные конфликты.

Как известно, рецептов, способных предотвратить такого рода конфликты в природе не существует и что в первую очередь в этом случае необходимо сделать, так это определить набор индикаторов, посредством которых представиться возможность определять факторы, угрожающие стабильности и позитивному развитию межэтнических отношений.

Однако, кризисные ситуации в любой сфере общественных отношений, в том числе и в межэтнических с политическим, экономическим, социальным содержанием, всегда имеют и несут в себе одно общее ядро – удовлетворение человеческих потребностей, а это удовлетворение способствует разрешению конфликта.

Временнàя характеристика, в этом случае, зависит от степени удовлетворённости этих потребностей и выбранных средств и способов её достижения.

Что касается нашего аспекта исследования, то здесь во главу следует поставить вопрос – что же мешает конструктивному межкультурному и межрегиональному диалогу, тем самым, позитивному развитию межэтнических отношений – главенство человеческих потребностей, являющихся причиной конфликта, или отсутствие эффективных средств, методов и способов удовлетворения этих потребностей?

Если во главе проблемы находятся факторы человеческих потребностей, то и они должны быть выстроены в определённую вертикаль по степени значимости.

Отсутствие же верных путей, ведущих к стабильному и позитивному межнациональному сосуществованию, требует тщательного выбора для этого средств, методов и способов, а во избежание ошибки выбора, как было сказано выше, необходим набор индикаторов, определяющих уровень качества межэтнических отношений.

Распад Советского Союза выступил своеобразным стартом экономического кризиса, социального неравенства и несправедливости – молниеносного обогащения одних и обнищания других, прихода к власти элиты с явно заниженной планкой нравственности и морали и ставшей в дальнейшем причиной образования «элитарного клуба носителей и любителей власти» и «элитарного клуба носителей и любителей экономических преимуществ и привилегий», строившие отношения между собой на принципах взаимовыручки и поддержки, политического хаоса из-за предоставления огромных полномочий правящим элитам в субъектах федерации, основанием которого послужила высказанная однажды первым Президентом России Б.Н. Ельциным и ставшая крылатой в своё  время, фраза: «Берите суверенитета кто, сколько проглотит», игнорирования, в связи с этим в регионах решений федеральных органов, что могло привести к угрозе сохранения целостности и безопасности Российской Федерации, стремлению наций к удовлетворению национальных интересов, к самосохранению, к национальной идентичности что является объективной реальностью и закономерностью, с одной стороны, но, с другой стороны,  этот фактор стал причиной многих межнациональных конфликтов,  а причина кроется в отсутствии верного набора средств и методов политического управления и регулирования в области межнационального сосуществования.

Причинами конфликта, таким образом, выступают либо обстановка «дефицита средств», в которой протекает борьба за удовлетворение потребностей, либо результат действий, цели которых вовсе не связаны с потребностями, а продиктованы лишь соображениями «интереса», либо по причине того, что на уровне обыденного сознания действительность приобретает искаженные формы и т.д.[2]

Фактором, способным повлиять на воссоздание полиэтничного общества на Северном Кавказе может стать «преобразование  округа в единый консолидированный субъект Российской Федерации»[3]. Данная концепция была предложена профессором Ю.В. Васильевым.

Необходимо также   выделить группу потребностей, которая требует обязательного проведения её классификации, удовлетворение или неудовлетворение которых будет служить одним из основных индикаторов межнациональных отношений.

Что касается классификации потребностей у зарубежных исследователей, то среди множества специалистов в этой области первое место принадлежит классификации, предложенной А. Маслоу. Согласно его мнению, высшие или социальные потребности тесно связаны с потребностями физиологическими. Как отмечает Н.С.Кузнецов «исходя из идей целостности человеческой личности и ее развития, Маслоу строит иерархию потребностей, убедительно показывая значение удовлетворения именно физиологических потребностей: это избавляет организм от их преобладания и дает возможность развиваться и проявляться другим, более социальным потребностям».[1]

Таким образом, после удовлетворения физиологических потребностей, последние уступают место потребностям с социальным и духовным содержанием и их удовлетворение так же необходимо как и физиологических, другой вопрос – какие для этого будут использоваться методы, способы и средства и в этой части данная проблема является особенно актуальной для Северного Кавказа.

 

Литература:

1.     Закиров Ш., Джураев А. Проблемы социальных и межнациональных конфликтов. – Ташкент: Ангрен, 2005.

2.     Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности. - Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1992.

3.      Ю.В. Васильев. Политика этничности или этничность политики. Всероссийский информационно-аналитический журнал «Экспертиза власти» №19, 2011г.



[1] Закиров Ш., Джураев А. Проблемы социальных и межнациональных конфликтов. – Ташкент: Ангрен, 2005.