ДЕМОКРАТИЯ В СОДЕРЖАТЕЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ.

 

  Статья первая действующей Конституции Российской Федерации определяет Россию как демократическую федеративную и правовую.

  Однако в последние годы в нашей стране достаточно активно поднимаются вопросы лишь демократической или не демократической природы России.

  Так, этому вопросу было уделено очень большое внимание на Ярославском мировом  политическом форуме, который два года подряд, 2009-2010 годы, проходил под лозунгом осмысления современного государства. Если в 2009 году тема форума была названа «Современное государство и глобальная безопасность», где большое внимание было обращено и на демократию, то в 2010 году тема форума была еще более приближена к демократии и называлась: «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности». И в том, и в другом году форум проходил под патронажем Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, с его основными докладами.

  Чтобы не было никаких  rривотолков относительно нашего отношения к тематике Ярославского форума скажем сразу: проблемы, поднимаемые здесь очень актуальны для России и, в основном, они правильно поставлены. Единственно, что бросается в глаза – это теоретическая слабость, неоточенность выступлений, связанных с демократией. Хотелось бы обратить внимание на два момента.

  Первое. В соответствии с традиционной философской категорией «содержание и форма» демократия – это форма.  Так, говорили и говорят о капиталистическом демократическом государстве, о социалистическом демократическом государстве, где форма - демократия, а содержание в одном случаи – власть имущих, капиталистов, а в другом – власть рабочих и крестьян, т.е. трудящихся. Речь, конечно, здесь не о том, что как капитализм, так и социализм не удовлетворяли потребности общественного развития и, например, в России были очень сильно переосмыслены. Речь о том, что демократия как форма организации государственной власти в той или иной мере присутствовала в обеих сущностях: капиталистическом и социалистическом.

  Выступая на Ярославском мировом форуме Д.А. Медведев сказал, что понятие «демократия» не нуждается в прилагательных. Да! Это правда. Не бывает демократии, скажем, российской или грузинской, французский или узбекский. Но демократия в политологическом смысле – это форма организации государственной власти. Здесь возникает вопрос: демократия – это форма организации государственной власти, но какого содержания? Без ответа на этот вопрос – разговор бесплотный.

  Почему капиталистическое государство не устраивало и не устраивает значительные общественные силы? Да потому, что капиталистическое государство не обеспечивало справедливости в обществе. Об этом красноречиво описывал К. Маркс. Почему социалистическое государство не устраивало многих и оно развалилось? Да потому, что и социалистическое государство не обеспечивало справедливости.

  И сегодня основной недостаток в общественной жизни России – это недостаток справедливости. У нас огромное не соответствие между правами и обязанностями людей, между трудом и вознаграждением, между преступлением и наказанием. Разрыв между бедными и богатыми в России больше, чем где то не было. По существу народ в стране живет сравнительно бедно, а по числу миллиардеров мы самые первые в мире.

  Учитывая недостаток справедливости в нашем обществе, в конце 80-ых и в начале 90-ых годов прошлого столетия общественная мысль вышла на концепцию правового государства. Правовое государство было закреплено в нашей Конституции 1993 года.

  Однако проблемам правового государства внимание в стране явно не хватает. Правовое государство по сущности – это справедливое государство, оно во всем цивилизованном мире формируется для обеспечения справедливости в обществе.

  Если мы будем говорить только о демократии и не будем затрагивать при этом правовое государство, то есть говорить о власти призванной обеспечивать справедливости, то будем заниматься, в основном домогогией, а не делом.

  Нам необходимо очень серьезно и всесторонне осмысливать правовое государство как единственно – возможного средства обеспечения справедливости.

  Второе. Ярославский мировой форум показала, что даже  само понятие демократии у нас еще осмысливается с существенными теоретическими изъянами.

  Так, Президент России Д.А. Медведев говорил о том, что демократия не имеет прилагательных, а Глеб Павловский  тут же выступая говорил:  «мы, наверное, должны говорить о модернизации российской демократии»; Борис Грызлов: «Демократический опыт России не копирует схемы становления демократии в других странах» (т.е. изобретает собственное понятие демократии);  Владимир Плигин: «Демократия – это цель общественной эволюции» (явно перепутал цель и средства ее обеспечения); Вячеслав Никонов: « Для субъекта российской модернизации наличие демократии в России исключительно важно» (а в других странах?) и т.д.

  Да. На Ярославском мировом политическом форуме, по выражению одного из его участников (Марк Энтин), наблюдалось пиршество идей. Не хватало, по нашему мнению, научной (теоретической) выверенности  и содержательной направленности разговоров.

 

Ф.М. Раянов доктор юридических наук, профессор. Главный редактор журнала «Правовое государство: теория и практика».

 

 

 

 450005 Г.Уфа ул. Достоевского 131, ком. 319

 тел: (347) 228-83-51, факс (347) 252-71-63

эл. адрес E-mail: zhurna-pg@rambler.ru