Философия/5.философия религии

д.э.н. Юшин С.А.

Киевский национальный торгово-экономический университет

МАХАБХАРАТА: ПОРАЖЕНИЕ КАУРАВОВ В ВОЙНЕ

С ПАНДАВАМИ КАК СЛЕДСТВИЕ ИГНОРИРОВАНИЯ

СЕМИОТИЧЕСКИ-ОЧЕВИДНЫХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЙ

Каждый человек (и каждый социум) обречен на участие в процессах типа жизнь ... смерть”, „добро ... зло”, „истина ... ложь”, „мир ... война”, „монополия ... конкуренция” и т.п. При этом для людей (и социумов) типична асимметрия в прогнозе результатов процессов, в которых они участвуют. Платон объяснял это так: во-первых, мы, когда стремимся искать неведомое нам, становимся лучше и мужественнее и деятельнее тех, кто полагает, будто неизвестное нельзя найти и незачем искать; во-вторых, подлинный политик делает все, руководствуясь искусством и не заботясь о предписаниях; в-третьих, мы желаем такого равновесия, когда перевешивает то, что нам мило, а того, что нам противно, присутствует меньше [1-3]. Все известные религии пишут о том, что Бог предупреждает людей о возможных последствиях их деяний. Но люди, в силу множества субъективных причин, игнорируют Его предупреждения. Да, они не отрицают роли иррационального семиотического (семиотика – знак) пространства. Но, пишут ученые, при построении семантических систем люди слишком отвлекаются от смысловых значений символов, что приводит к т.н. растроению (три смысловых значений) термина «обозначение» [4]. Если мы поищем аналогию у великого полководца Сунь-цзы, то это как бы равноценно его высказыванию о том, что «если знаешь его (противника) и знаешь себя, сражайся хоть сто раз – опасностей не будет; если знаешь себя, а его не знаешь, один раз победишь, другой раз потерпишь поражение; если не знаешь ни себя, ни его, каждый раз, когда будешь сражаться, будешь терпеть поражение» [5]. Как свидетельствует Махабхарата, если бы Дхритараштра поверил бы, что открывшееся ему семиотическое пространство знаменует сокрушительный разгром Кауравов в их войне с Пандавами, битва эта была бы прекращена [6].

 

Сунь-цзы: если не знаешь себя и не знаешь его – всегда проиграешь

1) победа Арджуны в соревнованиях за Драупади; 8) дарение Шивой оружия Арджуне; 10) поход сыновей Притхи в недоступную страну; 12) Юдхиштхира правильно ответил на каверзные вопросы Дхармы;13) ускользание сыновей Притхи от сыновей Дхритараштры; 20) отказ Кауравов от мира, предложенного Кришной; 21) попытка Карны и Дурьодханы подчинить Кришну; 25) единство Кришны, Арджуны и Гандивы; 26) явление Арджуне Кришной миров; 27) недееспособность Бхишмы; 28) дезориентация Бхишмы; 29 + 30) победа Арджуны над Дхишмой; 38) убийство Арджуной Сайндхавы; 43) Дрона и другие не пришли на помощь Сайндхаве; 44) Кришна навел морок на Карну; 45) Карна метнул оружие Шакти; 47) Накула борется с сыном Дроны; 49) Карна побежден Арджуной; 50) вчетвером не могли осилить одного лишь Юдхиштхиру; 53) Дурьодхана пытался укрыться в озере; 54) сыновья Притхи вместе с Кришной злоехидно издевались над сыном Дхритараштры; 56) Драуни и его сподручники умертвили сыновей Драупади,

57) Ашваттхама метнул свое оружие в Уттару

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. Классификация семиотического пространства Дхритараштры

Все карьеристы мечтают обрести Абсолютную Истину своего успеха с минимальными затратами ресурсов при нулевом риске в обретении (на чужих ошибках). Но, утверждал Сунь-цзы, наперед преподать ничего нельзя. А что мы видим на рисунке? Вычисление вероятности успеха карьериста (бойца). Мы знаем результат: из 10 оставшихся в битве живых 3 – Кауравы, а 7 – Пандавы (0,3 к 0,7). Но распределение 59 знаков, открывшихся Дхритараштре, по трем уровням вероятностей показывает: ни одного знака с R = 1,0 у него не было; знаков с R = 0,5 у него набиралось 35; знаков с R = 0,0 – 24. Иначе говоря, вся битва протекала в диапазоне R = 0,0 … 0,5. Очевидно, что конечный результат данной битвы был исходно предопределен. Кауравы победили пандавов в игре в кости путем мошенничества, но в открытом честном бою они были обречены. В этом проявляется совместное действие фундаментальных Законов Природы.

Вывод. Пример Дхритараштры, потерявшего власть над всем миром из-за того, что он следовал за не различающими добро и зло, дает право мудрому Санджае сказать: помрачение рассудка никогда не грозит тем, кто соблюдает заветы священных писаний (и в защите своих детей следует соблюдать меру). Поверь Дхритараштра, что «око мудрости» (интуиция) четко свидетельствует об иллюзорности победы Кауравов над Пандавами, война, скорее всего, была бы им предотвращена. Но слишком оптимистичные предпочтения и попытка перенести предшествующие успехи в будущее чаще всего ведут к поражениям.

Литература.

1. Платон. Менон. / Платон. Соч. в 3-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1968.

2. Платон. Политик. / Платон. Соч. в 3-х томах. Т.3.2. – М.: Мысль, 1972.

3. Платон. Законы. / Платон. Соч. в 3-х томах. Т.3.2. – М.: Мысль, 1972.

4. Ветров А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М.: Политиздат, 1968.

5. Сунь-Цзы. Трактаты о военном искусстве / Сунь-Цзы, У-Цзы; Пер. с кит; – М.: ООО „Издательство АСТ”; СПб: Terra Fantastica, 2003. 558 с.

6. Махабхарата: Пер. с англ. А.Ибрагимова; пер. с санскрита Г.Резника. / http://www.philosophy.ru/library/asiatica/indica/itihasa/mahabharata/rus/index.html