Голос И.И. Демченко Н.Т.

Донецкий государственный университет управления, Украина

Социальный контроль характера воздействия политиков на уровень целостности общества

Мораль представляет собой внутренне присущий индивиду как элементу внешней среды уровень отрицательных обратных связей. Он определяется осознанием индивидом необходимости сохранения целостности заданного уровня социальной организации – этноса, нации, общества. Отсюда понятно, что мораль актуализирует социальное начало индивида, в отличие от биологического. Однако, субъективизм сознания человека определяет возможность сознательного ограничения того или иного уровня социальной организации, выделения одной социальной группы из всех остальных, и выработки различных положений морали относительно «своей группы» и «остальных». 

В обществе, целостность которого как социальной системы не является фактом заданным от природы, наиболее важное значение в формировании общественной морали имеет поведение элиты, а в демократическом обществе это относится и к политической элите. Именно элита общества становится его интегрирующим ядром, формируя духовный продукт – систему ценностей общества, которая, в случае принятия ее большинством членов общества, может рассматриваться как параметр порядка общества как системы.

Это значит, что политик и государственный деятель обязан иметь внутренние ограничения не меньшие, чем у членов общества. В его сознании не должны превалировать интересы какой-либо части общества вне зависимости от принципа выделения этой части (территориальный, национальный, профессиональный, классовый). 

Общество является устойчивым, если существует прямая зависимость между социальным статусом (по критерию наличия властных полномочий) и уровнем морали (как внутренних ограничений, способствующих сохранению целостности общества). Если данный принцип, по доминирующим характеристикам, не соблюдается, то общество наследует аморальность элиты и деградирует, либо становится авторитарной системой.

Рис. 1. Характеристики морали политика

 

         В европейских обществах вопросы морали и политики актуализировались давно и рассматриваются в настоящий момент в плоскости «общество - бюрократия». По оценкам современных социологов, государственный механизм, т.е. представляющая его особая социальная группа — бюрократия, руководствуется в своих действиях собственными целями, а не теми, которые изначально задаются интересами общества. Кроме того, бюрократия обладает единственной легитимной силой принуждения и поэтому располагает возможностями навязать свои интересы социуму.

Наиболее ярко это противоречие проявляется в авторитарных и тоталитарных системах государственного управления. Бюрократия в подобных случаях распоряжается огромным аппаратом принуждения. В советском государстве, например, бюрократия не была подчинена какому-либо правящему классу.

Институтами социального контроля над бюрократией является механизм «обратной связи» между властью и обществом. Демократизация общества вырабатывает следующие основные виды общественного контроля над бюрократией: контроль друг за другом разных ветвей власти, система политических партий и движений, различных общественных организаций — профессиональные союзы, общественные движения и объединения, средства массовой информации. Особым механизмом контроля над политической элитой является деятельность интеллигенции. Интеллигенция является общественной группой, которая ближе всех стоит к власти.

Детальное изучение роли государства в процессе реформирования общества было проведено французским исследователем Крозье. Оставаясь в рамках общей инструментальной традиции понимания государства, которая характерна для западной государствоведческой мысли Нового времени и которая представляет его как инструмент, механизм, институт в ряду многих прочих, призванный разрешать конкретные социально-экономические и социально-политические проблемы, Крозье, однако, пытается увидеть в нем отголоски некоей метафизической идеи. Последняя, по его мнению, способствовала сакрализации этого института в глазах граждан и, однако, ныне эта идея перестает существовать. Смерть “государства-бога” заставляет пересмотреть восприятие института государства и его функций в современном обществе. Более того, переоценка отношения к государству, его десакрализация является первейшей задачей современного общественного сознания. Успешность ее реализации должна стать одной из основ благополучного воплощения в действительность новой логики реформирования современных обществ.

Литература

1.           Варбузов А.В. Усиление экономического и социального контроля над бюрократией — важное условие становления гражданского общества.// - интернет ресурс - http://liber.rsuh.ru/Conf/Gosudarst/varbuzov.htm.