Использование элементов  народной  педагогики              

                                                                             А.М.Қажғалиева

                                            (С. Сейфуллин атындағы Қазақ

                                                         агротехникалық университеті)

 

      

      Обретение  государственного суверенитета, процессы демократизации, которые разворачиваются в нашем обществе, ставят задачи по осмыслению истории. В нынешних условиях решается задача возвращения забытых    в свое время явлении в духовной жизни народа.    На сегодняшний день актуальной  проблемой  современности  является возрождение культурно-исторического  наследия, одним  из компонентов  которого является  народная педагогика,  с ее богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения.

       Следует отметить, что в процессе  воспитания  подрастающего поколения в духе  патриотизма и интернационализма, педагоги недостаточно используют материалы по истории, культуре, просвещению Казахстана,   которые  помогают  формировать нравственные чувства, вырабатывают ценностные ориентации личности. А ведь очень важно показать молодежи, что  актуальные проблемы современности имеют глубокие исторические корни.

      В последнее время  вопросы  национальной педагогики чаще стали учитываться при решении практических задач, связанных  не только с традициями, обычаями казахского народа, но и  культурой, языковыми проблемами, нравственно-духовными ценностями. Это связано, с принятием Декларации о суверенитете республики, провозглашением ее независимости. Идеи суверенитета  республики  стали  пронизывать почти все формы экономической, политической и идеологической жизни современного общества.

      Народная педагогика ставит задачу показать особенности менталитета, своеобразие языка, идущие из глубины веков народные методы обучения и воспитания. Недаром говорят: «Если хочешь узнать чужой народ, изучи его обычаи и традиции».

      Какая  бы отрасль науки не была, она не сможет развиваться,  глубоко не изучив свои истоки, то есть историю. Изучение  истории дает возможность не только освоить  плоды научной деятельности, но и дает  возможность для дальнейшего ее развития.

      Сведения о периоде становления и расселения кочевых племен на территории Казахстана, об этнографии и культуре собраны  в трудах европейских исследователей,   которые в XIII - XVIII в.в. в целях более подробного изучения кочевых племен, путешествовали по   территории Средней Азии и Казахстана. Особенно много сведений о земле казахов и о казахской народности оставили первые путешественники Европы – Плано Карпини, Вильгерь Рубрук и Марко Поло. Труды этих  ученых являются бесценным материалом в изучении жизни и истории казахского народа.

      В первой половине ХҮІІІ века итальянский путешественник Плано Карпини   отправился из Ватикана через Хорезм, Семиречье и Тарбагатай в Монголию, в Каракорум  к Куик кагану. По возвращении домой  в своем труде  «История Монголии»,  написал  о традициях и быте племен Среднего жуза – тарбагатайских найманов. Плано Карпини в течение года находился на казахской земле и оставил много ценных записей о жизни кочевников. Изучая традиции  и быт народа, он пишет: “Дети с трех лет  обучаются ездить  верхом и у них особое отношение к животным, в частности, к лошади. Ухаживают за животными очень хорошо. Женщины натягивают тетиву не хуже мужчин, джигиты – все меткие стрелки, да и женщины не уступают им в этом плане.

      Немецкий  ученый А. Гумбольдт в 1829 году получив разрешение на исследование побережья Каспийского моря, изучает Уральск, Алтай, Оренбург, Семипалатинск и Усть – Каменогорск. Изучив эти местности, ознакомившись с жизнью казахских аулов, традициями  в   своем  труде “Центральная Азия. Исследования о цепях гор и сравнительной климатологии” писал: “Меня впечатлило гостеприимство казахов, а также заинтересовали  их  национальные  игры, в  частности, конские скачки, борьба  и.т.д.  Свои дни, проведённые  на казахской земле, я считаю одними из  ярких моментов в своей  жизни, потому что гостеприимство этого народа по отношению  к нам, к любому человеку невозможно не ценить и забыть…”. Конечно, эти утверждения А.Гумбольда не только просто сказанные слова, т.к  гостеприимство казахского народа, традиции и обычаи стали основной  темой  трудов  многих учёных, начиная с  исследований Марко Поло, Плано Карпини  и  заканчивая  исследованиями Венгерского академика Арминия Вамбери в 1863-1864 г и походом немецкого этнографа Рихтера Каргуца в 1903-1907 г на побережье Каспия. Исследования данных ученых основаны на национальных  играх казахского народа, на культуре казахского народа.

      В 1740 году первым купцам, приехавшим на территорию Казахстана, Томпсону  и  Гоггану необходимо было вести не только торговые дела, также им  было поручено собрать сведения  о жизни  местных людей, т.е. о культуре и быте казахского народа. Гогган о жизни кочевников писал: “Праздник у казахов длится несколько дней, устраивают различные состязания среди акынов, певцов, импровизаторов, также проводятся конные скачки, кокпар, конкурсы стрелков на меткость и.т.д.  Победившим готовят специальные  призы, никто без подарков не уходит”.  

      Всемирно известный французский писатель А.Дюма в своем письме  сыну пишет: “Дорогой сын, если хочешь узнать о моей жизни в период путешествия, сначала  возьми в руки карту России и найди город Астрахань. После прибытия, здесь, у побережья Каспия мы охотились на животных и птиц. В эти дни я стал свидетелем больших торжественных праздников. Такое  уважение и гостеприимное отношение к гостю я нигде больше до этого не встречал, и  мне в благодарность  за  то, что я стал виновником этого торжества, подарили, одели меня в тон из каракуля”.

       Польский революционер А.Янушкевич в “Дневнике и письмах из путешествия по казахским степям” пишет о перекочевке казахов из кыстау (зимнее пастбище) на джайляу (летнее пастбище). Восхищаясь   талантом казахского народа, он пишет: “Передо мной  сидели  два человека, не знавшие,  и не читавшие Демосфена и Цицерона, выступавшие так смело и решительно, а  главное, их ораторскому  таланту  не  было предела…”. Так же он с уверенностью  пишет:  “Кочевой народ, имеющий столь высокий талант, дар, никогда не станет ничьей колонией, они и сами утверждают, что со временем они займут своё почётное место, их оценят и признают, как цивилизованный народ с высокой духовной культурой”.

       Одним из тех, кто собирал материалы о жизни и культуре казахов во второй половине XVII века является русский учёный Н.С.Паплас, руководитель экспедиции в Западную Сибирь и Уральск. В 1767 году  он написал сборник «Путешествие по разным провинциям Российской империи», которой был издан в 1773 году. В этом сборнике  раздел «Известия о киргизах» посвящен этнографии и культуре, традициям и обычаям казахского народа.

      Также научный труд об этнографии казахов был написан   капитаном армии И.Г.Андреевым, в Ү главе  которой  приводится пример из обрядов казахского народа, в частности,  о «шилдехане».

     В  изучение  культуры  казахского народа  XIX  века  внесли свой вклад не только учёные  и путешественники других народов, но и  отечественные писатели, учёные, этнографы. Вопросы этнопедагогики казахского  народа  отмечены  в  трудах Ш. Кудайбердиева, О. Бокейханова, А. Байтұрсынова, Х. Досмухамедова,М. Дулатова, Ж. Аймауытова, М. Жумабаева. В своих  трудах  они  писали  о  систематическом  воздействии  народных  традиций  и  обычаев на  духовное  развитие  молодого  поколения, на педагогику  и  психологию.

      Основатель казахской  психологии, писатель, просветитель  Ж.Аймауытов  высказал  мысль о  том, что  в  традициях и  обычаях  заложен  смысл  воспитания  личности, раскрывается  истина, мудрость, законы, правила, нормы  бытия.

       Это позволяет сделать вывод, что организовывая  учебно воспитательный  процесс,    необходимо включать материалы, знакомящие  студентов  с истоками  народной  мудрости, потому что за свою  многовековую  историю  казахский  народ  выработал, создал много  прекрасных обрядов, обычаев, традиций, которыми уже давно восхищались представители других наций, свидетельством  этому являются  слова, сказанные  выше.  В заключение  хочется  отметить, что использование элементов  народной  педагогики,  их образовательного  потенциала, позволит организовать  обучение  и  воспитание, как  целостный процесс  формирования  национального  самосознания  у  молодежи.

 

Әдебиет

1.     Қазақ  халқының  тұрмысы  мен  мәдениеті. «Алматы кітап», 2005

2.     Әбілова З.А. Этнопедагогика, Алматы, 1999