Филологические науки/1.Методика  преподавания языка и литературы

 

Домаскина Н.И.  Дяченко Я.М.

НТУУ «Киевский Политехнический Институт», Украина

Ролевые игры на занятиях английского языка в высшем техническом учебном заведении

 

Ролевые игры способствуют формированию коммуникативной культуры, повышению мотивации к изучению иностранного языка и повышению эффективности учебного процесса в целом. Ролевая играэто форма организации коллективной учебной деятельности на занятии иностранного языка, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения. На факультете информатики и вычислительной техники мы используем ролевые игры  компьютерной тематики. С учетом выявления профессиональных интересов студентов организовываются имитационные деловые игры. В таких играх участвуют будущие программисты, системные администраторы, системные инженеры, аналитики и т. д. Например, ролевая  игра «COMPUTING SUPPORT», которая  проводится на IV курсе при изучении английского языка профессионального направления позволяет имитировать ситуации, которые могут возникать в будущей профессиональной деятельности.

Игра включает в себя 3 этапа:

1) Подготовительный этап: на этом этапе студенты изучают бланк-форму, которую используют в Help центре сотрудники компьютерной поддержки и составляют список вопросов необходимых, чтобы получить информацию для заполнения бланка. Затем они прослушивают запись телефонного разговора между пользователем Дженнифер и Дэвидом, сотрудником центра компьютерной поддержки и сравнивают вопросы, которые спрашивает Дэвид, сотрудник Help центра, со списком своих вопросов.

2)  Проведение ролевой игры: группа студентов  делится  на мини-группы по 3 человека, распределяются роли. Студентам раздаются бланки-формы, карточки с компьютерными проблемами и листы бумаги для написания отчёта по заполненной бланк-форме.

3)  Заключительный этап – подведение итогов, исправление ошибок.

                                         Computing support.

Level:  Intermediate +

Time: 40 minutes +

Objectives:  -   listening & completing forms

-  offering help & giving advice orally on computing problems

-  writing a formal report on a computing problem.

Materials:  telephones & headphones, forms, cards with a computing problem.

Preparation: Group the students in threes. Ask student A in each group to be a computing support officer, student B – the user who has a computing problem,

student C  writes a report round the B problem described.

Play recording without pausing.

Tell the class who the speakers are: David, the computing support officer and Jennifer, the user. Jennifer is Canadian. Remind the students that this is a recording of a telephone conversation.

Replay so that students can focus on and note the questions asked by David.

They will need their list for a role play.

1. Can you give me your name?

2. What is your address?

3. What make and model of computer do you have?

4. Is your computer still under warranty?

5. What is the service tag number?

6. What type of processor do you have?

7. How much RAM is installed?

8. What operating system are you using?

9. Is the computer connected to any kind of network?

    What type of network?

10. Can you describe the problem?

Students A are suggested the form usually used by computing support staff in a help centre to record the problems reported by phone. Here is the form:

     Help Desk Technician’s Name

Date of Call

Time Commenced

 

 

 

Reported By

Address

 

 

Under Warranty

Service Tag No.

Make

Model

 

 

 

 

Processor

RAM Size

Operation System

Network Type

 

 

 

 

Problem Description

Diagnosis

 

 

 

 

Cleared by Phone

Job Number

 

 

 

Students B are suggested the cards with a computing problem to call in a help centre to ask for advice by phone. Here is the example card:

Problem: The monitor display screen is flickering.

SYSTEM

SOLUTION

Make and model

Compaq, CV602

Service Number

8JD3

Processor

Pentium III

Memory

128 MB

O.S.

Widows 2000

Configuration

Widows 2000 network

 

INSTRUCTIONS

Change the monitor refresh rate settings by:

-Right clicking with the mouse on the desktop;

-Selecting ‘Properties-Settings’;

-Clicking on the Advanced button;

-Choosing the ‘Monitor’ tab;

-Making sure that the ‘Hide modes that this monitor cannot display’ checkbox is ticked;

-Selecting a higher refresh rate (i.e. 75 Hz or more);

-Rebooting the computer;

-Checking that the monitor is functioning properly.

 

RESULT

Monitor no longer flickering.

 

Students C are suggested to write the brief report made from the completed form by students A. Their reports should have three sections:

Paragraph 1      user’s hardware, software, network connections, etc.

Paragraph 2      description of the problem and the possible diagnosis

Paragraph 3      action taken.

Творческие возможности и интеллектуальный уровень у студентов IV курса позволяет им в условиях групповой работы без труда разработать и усвоить смысловой, содержательный компонент ролевой игры, а именно, определить коммуникативную ситуацию, наметить сюжет игры и ролевые взаимоотношения, привлечь дополнительный материал и т. д.

Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение студентами реальной практической деятельности людей, создает условия реального профессионального общения. Практически все учебное время в ролевой игре отводится на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий  максимально активен, т. к. он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, определить, насколько она релевантна ситуации и задаче общения и правильно отреагировать на реплику.

Дидактические условия ролевой игры осуществляются как по линии взаимодействия с учебно-коммуникативной ситуацией в процессе проведения ролевой игры, так и по линии управления процессом ее подготовки, проведения и обсуждения. Главную функцию в создании учебно-коммуникативных ситуаций и в управлении процессом подготовки, проведения и обсуждения ролевой игры осуществляют как преподаватель, так и студент.

                                   Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 231с.

2. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: [Учебное пособие для преподавателей и студентов]/ А.Н. Щукин – М.: Филоматис,2004. – 406с.

3. Eric H.Glendinning | John McEwan. Oxford English for Information Technology, Oxford University Press, 2002. – p. 224