Конусов Г.Т.

Казахский Национальный Педагогический Университет им. Абая

 

Общее и особенное в исследованиях казахских кожа

 

         Люди ведущие свое происхождение от общеизвестных персонажей истории Ислама распространены повсеместно в  мусульманской ойкумене. Это и туркменские овляды, и саййиды, шарифы и шейхи на Ближнем и Среднем Востоке и среднеазиатские ходжи,  а также казахские кожа.               

         Многими исламоведами цитируются сборники хадисов, в которых предписываются нормы поведения по отношению к ним [1, c. 63]. 

         У казахских кожа исследователь А.К. Муминов насчитывает 16 крупных кланов  [2, c. 229-230].    «Из них, - продолжает указанный автор, - большая часть, 12 родов – считают себя потомками имама кайсанитов Мухаммада ибн ал-Ханафийа (ум. 700 -701 г.), сына халифа Али ибн Аби Талиба» [2, c. 230]. Там же автор приводит и других родоначальников казахских кожа среди которых Абу –Бакр, Омар, Имам Хусайн, сын Аби-Талиба от брака с дочерью Пророка Фатимой.

         Принадлежность к кожа обычно доказывают наличием своего имени в свитках генеалогий (шежире). Многие имена в них общеизвестны у казахов,  а мазары (захоронения)  их долгое время были центрами религиозной жизни. Среди них мавзолеи Ходжи Ахмеда Йассауи, Арыстан баба и мн. др. Кроме того усилиями отечественных историков-медиевистов А.К. Муминова и З. Жандарбека современным ученым стали доступны «насаб–нама» (сакральные истории), как памятники истории культуры казахов [2; 3].

         Перечисленные выше основания позволяют отнести кожа  в число мусульманских религиозных институтов. Однако их определение в кругу остальных мусульманских религиозных институтов представляет собой в известной мере вопрос, на который нет и по-видимому не может быть однозначного ответа.

         Во-первых, Кожа называют сословием средневекового казахского общества, со специфическими функциями и ролью в дореволюционном Казахстане [4, c. 11]. Роль и место, которого были утрачены в результате советской модернизации. Что позволяет говорить о нем как о реликте бытовавших общественных связей и отношений.

         Далее, исходя из консервативной, устойчивой ко внешним потрясениям родоплеменной структуры казахского этноса, во-первых, и, во-вторых, исходя из сохранившихся различиях кожа и остальных казахов во многих проявлениях образа жизни: определении родства, устроении брака и мн. др. рассматривают их как особую cубэтническую группу в составе казахского этноса [5, c. 14].

         В-третьих, отталкиваясь от той роли, которую сыграли их предки в исламизации региона, называют их потомками мусульманских святых [1].

         Кроме того, необходимо выделить, что мусульманская богословская мысль, принципиально не выделяя этнический, региональный, языковой и временной факторы называет их в числе остальных групп таких как саййидов, шарифов и некоторых других семьей Пророка [6, c. 74, 77]  В этом случае берется в качестве признака их происхождение от близких родственников Мухаммада, у которого, как известно прямых потомков – сыновей не было. При этом необходимо напомнить о  разночтении между суннитами, шиитами и хариджитами по поводу прав семьи Пророка на верховную власть в общине. Также мусульманские богословы включают веру в «аулийа» в свои доктрины  правоверия [7, c. 30-31].

         Таким образом, и в дальнейшем рассмотрение этого мусульманского религиозного института разворачивается в различных направлениях. Первые три определения применяется в академическом исламоведении,  руководствуясь научными  принципами исследования, прибегая к специфическим приемам и методам,  на основе объективных данных, письменных и других источников.  И осуществляется в русле этнографического и востоковедного исследования Ислама.

         Последнее определение представляет собой воспроизводство достижений мусульманской мысли прошлого и ее утверждение в массах. Оно  выражено не только, да и не столько в литературном творчестве современных авторов, а скорее в актуализации и переиздании трудов видных мусульманских деятелей. Здесь необходимо отметить, что мусульманские деятели в последнее время активно включились в процесс светского изучения Ислама, и достигли некоторых успехов на этом поприще, но по-видимому находятся еще в самом начале этого пути и настоящий вопрос с их стороны еще ждет своего исследователя.

         Возвращаясь к обзору научной литературы, по данной теме, кроме определения понятия казахских кожа, как узловой можно выделить вопрос об их генезисе. Исследователь С.Н. Абашин выделяет следующие точки зрения на этот вопрос:

·        Р.М. Мустафина убеждена в том, что они действительно являются потомками арабских завоевателей.

·        В.Н. Басилов считал что « с варваризацией суфизма духовное родство осмысливалось как родство физическое»

·        Мнение Д.В. Микульского, согласно которому, привилегированные группы, образовавшиеся из пришлых, соединялись с элитарными сословиями, существовавшими в Центральной Азии прежде, еще в доисламскую эпоху [1, c. 66-67].

         Следующим узловым вопросом исследования казахских кожа необходимо выделить, их роль и место в средневековом казахском обществе.          Известно, что родоплеменной строй у казахов предполагал наличие групп во-первых, состоящих в жузах и не состоящих в них. К последним относили торе (потомков Чингизхана), кожа, сунаков, толенгутов и нек. др. Кроме того казахи делились на черную и белую кость. И если в вопросе о внежузовом положении кожа разногласий нет, то Р.М. Мустафина отмечает расхождения в том относить ли кожа к белой кости или аристократической прослойкой следует считать только чингизидов [8, c. 32].

         Исследователь И.В. Ерофеева, относя, кожа к «белой кости» казахов, считает, что социальные функции кожа сводились к:

·        распространению идей мусульманского вероучения и нравственно-этических устоев ислама в Степи,

·        совершению регулярных коллективных радений (зикр)

·        гаданиям предсказаниям судьбы, раздаче правоверным сберегающих талисманов (тумар),

·        к лечению больных,

·        и обучению детей [4, c. 31].

         Кроме того, исследователи казахского средневековья отмечают участие кожа в дипломатических сношениях казахских правителей с соседними странами [4, c.  32-43].

         XX век вышеназванный вопрос перевел в ранг академической полемики, то есть утратил для казахов свою былую остроту. Равно как и в остальных мусульманских странах казахские кожа не получают преимуществ перед другими: для них не предусмотрены изъятия из уголовного права; единообразны налоги, воинская повинность и иные обязанности граждан; установлены единые для всех правила для вступления в брак, не препятствующие и не поощряющие соблюдение национальных традиций. Иными словами, казахские кожа как религиозный институт «не видим» для политологического и социологического исследования религии.

         И здесь мы подходим к объединяющему различные направления изучения этого мусульманского религиозного института моменту, оценке  его современного состояния. Исследователи Ислама единодушны, во-первых, что в нашей стране не смотря, часто вопреки, и все чаще через все внешние потрясения многие люди не перестали творить намаз, и соответственно всякий раз возносить благословления и приветствия, Дому Пророка Мухаммада, как и Дому Ибрахима (ташаххуд);  практически каждая молитва (ду'а) мусульманина продолжает сопровождаться упоминанием имен известных аулийа. Во-вторых, отмечается тенденция на возрождение, существовавших некогда отличий кожа на бытовом уровне.  В-третьих, Ислам в Казахстане как и везде в мусульманской ойкумене, так и не уместился в пределах молитвенного коврика или мечети. И, в-четвертых, в подавляющем своем большинстве мусульмане приняли устои светского государства, как то равенство всех перед законом, отделение церкви от государства и свобода совести.   

        

 

 

 

 

 

 

 

 

   Литература:

1.     Абашин С.Н. Потомки святых в современной Средней Азии // Этнографическое обозрение - 2001.- №4. - С. 62-83.

2.     Муминов А.К. Казахские ходжи // SHYGYS - 2004.- №1.- С. 229-235.

3.     Жандарбек З. З. «Насаб-нама» нұсқалары және түркі тарихы. – Алматы 2002.- 168 с.

4.     Ерофеева И.В. Родословные казахских ханов и кожа XVIII-XIX вв. (история, историография источники).  – Алматы.- 2003.- 178 с.

5.     Ибадуллаева  З.О. Қазақ халқының құрамындағы қожалар (тарихи-этнографиялық зерртеу): тарих ғылымдарының кандидаты дәрежесін алу үшін дайындалған диссертацияның авторефераты – Алматы. - 2001.- 31с.

6.     Шейх-аль-Ислам Такиюддин ибн Таймийя / ред. Мухаммад 'Узайр Шамс «Джами' аль-масаиль» т.3. – Мекка 1422 г.х. - 446 с.

7.     Ал-имам Абу-джа'фар ат-Тахауи «ал-'акида ат-Тахавия», - дар ибн-Хазм, Бейрут. - 1995.- 32 с.

8.     Мустафина Р.М. представления, обряды и культы у казахов. - Алма-Ата.- 1992. - 176 с.