История /4. Этнография

К.и.н., Комлев И. Г.

Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова

Религия и мифология древних болгар в трудах болгарских ученых (1950-1990 гг.)

В условиях современной действительности как никогда становится особо значимым изучение вклада каждого народа в сокровищницу мировой культуры. Пристальное внимание уделяется сегодня духовной культуре, особенно вопросам религии и мифологии.

В последние десятилетия в Болгарии в разработке проблем истории древних болгар, в том числе системы их религиозных верований и мифологических представлений достигнуты сущест­венные успехи.

Под воздействием сложных явлений современности в болгарской этнологической науке происходят значительные перемены. Теряют свои позиции одни направления, усиливается влияние других, появляются новые.

Так, постепенно уходит в прошлое направление, сформировавшееся в болгарской этнографии под сильным влиянием советской школы, занимавшее лидирующее место в период с конца 1950-х до середины 1980-х гг., согласно которому протоболгары были полностью ассимилированы славянскими племенами, не оставив никаких следов в культуре современной Болгарии [1; 3]. Следует отметить, что в указанный период ученые-археологи и лингвисты (Д. Овчаров, Ж. Вожарова, С. Петров, Н. Кауфман, Д. Сосолов, П. Добрев и др.) пытались объективно оценить роль древнего болгарского элемента в становлении болгарского этноса и развитии его культуры, но этнографическая наука в данном вопросе предпочитала придерживаться рамок официальной доктрины.

С конца 80-х - начала 90-х годов прошлого (ХХ в.) столетия в болгарской этнологической науке наблюдается всплеск интереса к протоболгарскому наследию в духовной культуре народа. Происходит это во многом благодаря исчезновению такого серьезного препятствия для ученых, каким ранее была политическая конъюнктура. Наука обогащается новыми теоретическими построениями, авторы которых представляют различные точки зрения и школы, придерживаются различных политических взглядов. Ученым стали доступны материалы новых архивов, зарубежные издания, сочинения авторов конца ХIХ - начала ХХ века,  которые в своих работах пытались проанализировать вклад тюркоязычных протоболгар в этногенез дунайских болгар, за что в 50-е годы ХХ века они были удостоены характеристики «буржуазных националистов» и «профашистских элементов», а труды их определялись не иначе как «грубо фальсифицирующие историю». В. Бешевлиев («Вярата на първобългарите», «Първобългари: История», «Първобългарски надписи» и др.) был первым, кто попытался систематизировать весь накопленный источниковедческий материал по вопросу о мировоззрении и  традиционной культуре древних болгар. Отдельные стороны религиозных представлений протоболгар рассматривались и другими авторами, как, например: В. Златарским («Клятва у языческих болгар» (1905)); В. Кацаровым («Клятвата у языческите българи» (1912)); Г. Фехером («Мадарският конник. Погребяни обичяни на прабългарите» (1926), «Ролята на прабългарите. Значението на прабългарската и старомаджарската култура в изграждането на цивилизацията на Източна Европа» (1929), «Културата на прабългарите» (1929)); С.Д. Поповым («Верования, обичаи и религиозни обряди» (1936)) и других. В настоящее время в Республике Болгария уделяется большое внимание изданию трудов выдающихся ученых прошлого.

В числе болгарских работ второй половины ХХ – начала XXI столетия по указанной проблеме могут быть названы труды Ив. Дуйчева «Славяно-български древности IХ-го века» (1950) и его же «Еще о болгаро-славянских древностях» (1951); статьи Д. Овчарова «За прабългарските амулети» (1977), «Култът към солнцето в езическите религиозни представи на българите» (1978), «Към въпроса за реконструкцията на религиозно-митологичния комплекс на прабългарите» (1980) и его книга «Средновековни рисунки от Плиска и Преслав» (1982); статьи П. Юхаса «Остаци от тотемизъм в религиозния комплекс на маджари и българи» (1980); труды А. Стойнева «Елементи от религиозно-митологическия комплекс на прабългарите» (1984) и «Светоглетът на прабългарите» (1985); работа Й. Манковой «Култът към водата в българската фолклорна култура» (1996); монография П. Цветкова «Славяни ли са българите?» (1998); статья П. Никова «Начало на българската история» (1995); работы П. Добрева «Българи, тюрки, славяни» (1996), «Приоткриванието на прабългарския календар» (1994); М. Москова «Именник на българските ханове (ново тълкуване)» (1988); кроме того, следует упомянуть ряд публикаций Л. Дончевой-Петковой, Р. Рашева, П. Георгиева, Ж. Аладжова, Ив. Венедикова, Ат. Стаматова, Й. Йорданова, Ф. Галевой-Цветковой, Т. Танева, В. Илиева и др.

В свете тематики публикации особо следует остановиться на рассмотрении труда Д. Овчарова «Протоболгарская религия. Происхождение и сущность» (1997) [7]. Автор рассматривает проблему религии древних болгар в двух ее аспектах: с одной стороны, как сложную по структуре, развитую систему верований, а с другой стороны – как повседневную практику, культ, в котором одним из главных действующих лиц являлся шаман – маг и волшебник, целитель и пророк. Анализируя общие черты протоболгарской культуры, ментальные и поведенческие установки народа, автор предпринимает попытку реконструкции компонентов древнеболгарской религиозной системы (шаманизм, культ Солнца, атрибуты и функции верховного бога Тангра), посредством историко-сопоставительного исследования  археологических памятников периода Первого Болгарского Царства (прежде всего, разнообразных рисунков-граффити, найденных при раскопках на территории древних столиц болгарского государства на Балканах – Плиски и Преславля) с памятниками других тюркских народов (чуваш, тюркоязычных народов Ирана и др.). Большое внимание уделяет Д. Овчаров исследованию теоретических вопросов, связанных с комплексом протоболгарских религиозных и мифологических представлений.

Подводя итог,  следует отметить, что исследование теоретических и методологических тенденций, школ и направлений в разработке учеными Болгарии проблем духовной культуры болгарского народа представляет значительный научный интерес: оно дает возможность расширить и углубить наше знание о современном научном историзме в решении вопросов влияния религиозно-мифологических представлений древних народов на их социокультурное развитие, позволяет установить общее, закономерное и особенное, неповторимое в развитии болгарского этноса. Вопросы религиозных и мифологических воззрений праболгар представляют серьезный интерес для отечественных исследователей (этнологов, культурологов, историков, лингвистов и др.), в первую очередь, для ученых Чувашии, так как в структуре комплекса традиционной культуры чувашского народа сохранилось большое количество праболгарских компонентов.

Литература:

1.     Болгары: Очерк традиционной народной культуры. - София: Изд-во на БАН, 1984. – 246 с.

2.     Денисов П.В. Этнокультурные параллели дунайских болгар и чувашей. - Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1969. – 176 с.

3.     Етнография на България: В 3-х т. - София: Изд-во на БАН, 1985. - Т. 3. - 588 с.

4.     Илиев В. Тюркските каганати – описание и анализ //Дуло - Годишник на института по старобългаристика Альфред Халиков. – Март, 2001. – Год. I. – Брой 1. – 42 с.

5.     Коев И. Етнокултурни параллели между волжските и дунавските българи //Първи конгресс на БИД. - София, 1972. - С.167-177.

6.     Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. /Гл. ред. С.А. Токарев. – М.: Советская Энциклопедия, 1988. – Т. 2. – С. 500-501.

7.     Овчаров Д. Прабългарската религия: Произход и същност. - София: Академично издателство «Проф. Марин Дринов», 1997. - 184 с.

8.     Стеблева И.В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической системы. //Тюркологический сборник. - М.: Наука, 1971. - С. 92-115.

9.     Стойнев А. Светогледът на прабългарите. - София: Изд-во на БАН, 1985. – 178 с.

 

Сведения об авторе: Комлев Игорь Геннадьевич, к.и.н., доцент кафедры Отечественной истории имени А. В. Арсентьевой историко-географического факультета ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова».