Педагогика

Заика Людмила Анатольевна, 

ДВНЗ «Національний гірничий університет»,г.Днепропетровск

ТВОРЧЕСТВО В КОЛЛЕКТИВЕ

     Творчество может быть индивидуальным и совместным и каждое из них имеет преимущества и недостатки.

       Индивидуальное творчество предпочтительно для решения простых задач, когда задачу необходимо решить срочно, когда достаточно узкого диапазона компетентности, когда есть неустранимый конфликт интересов участников, когда организация предпочитает работу с частными лицами.

      Предпочтительнее работа в командах для решения сложных проблем, когда для решения необходим консенсус, когда присутствует много вариантов решения, когда требуется широкий диапазон компетентности, когда организация предпочитает результаты командной работы для разработки перспективной стратегии, когда необходим разносторонний подход.

      Вопрос создания эффективно действующих творческих студенческих коллективов и соответственно переход к преимущественно коллективным формам творческой деятельности связан с проблемой оптимальной организации творческого коллектива.

      Совместная творческая деятельность может быть обусловлена двумя группами факторов – внутренними (личностными) и внешними. Необходимо отметить, что коллективная  креативность обратно связана с самооценкой и самопониманием членов студенческой группы.

      Совместная творческая деятельность также зависит от типа лидера в студенческой группе. Наиболее эффективным при совместном творчестве оказывается лидер трансформационного типа. В задачах, предполагающих реализацию совместной творческой деятельности, лидерами становятся наиболее креативные члены студенческой группы.

      При опросе студентов получены данные: препятствует проявлению творческого потенциала: отсутствие материальных средств (36%), непонимание со стороны окружающих (28%), отсутствие желания (19%), лень (16%). Кроме того, назывались такие причины, как загруженность бытовыми проблемами, одиночество, замкнутость, проблемы со здоровьем, боязнь неудачи, высокая самокритичность и др. Можно выделить такие барьеры творчества как предубеждение, неверие в свои силы, недоверие; недоступность информации; неумение планировать и организовывать свою деятельность. Барьеры , блокирующие творчество в личностном плане, таковы: конформизм – желание быть похожим на других; страх высказывать свое собственное мнение, выглядеть смешным, соглашательство; внешняя и внутренняя цензура – сознательное или бессознательное подавление нетрадиционных, необычных мыслей; ригидность мышления – стереотипность мыслей, привычка решать типовые задачи стандартным способом, что может быть результатом обучения в школе; импульсивность мысли – желание найти ответ немедленно, непродуманные, неадекватные решения, которые возникают при сильной мотивации; неспособность перейти от одной точки зрения к другой; приспособление к окружающему миру, а не стремление к его изменению.

     Этапами творческого процесса являются следующие: формулирование проблемы и ее осознание, постановка продуктивного вопроса является таким же большим достижением, как и решение поставленной задачи; период поиска решения проблемы; решение проблемы, озарение, внезапное прозрение,  решение возникает внезапно и отражает момент перехода от «слепоты» к «пониманию»; проверка, верификация, когда проверяется пригодность возникшего решения.   Осознание проблемы связывается с умением видеть вопросы, что сопровождается эмоциональной реакцией – удивления, затруднения, - которая характеризуется как непосредственная причина, заставляющая внимательно рассмотреть ситуацию. Постановка проблемы связана с умением ставить вопросы, умением выбирать направление, в котором надо искать ответ на поставленный вопрос, Таким образом, осознание проблемы завершается постановкой вопроса.

 Отсюда начинается разрешение проблемы. Завершающим этапом  являются:  логическое доказательство  истинности данного суждения и проверка решения средствами практики.

      Для процесса коллективного творчества характерны такие этапы: мотивационный: желание узнать новое; ознакомление с проблемой, сбор информации о ней; обдумывание добытой информации; вынашивание идеи; рождение идеи; изложение идеи. Этап  изложения идеи завершается написанием статьи, отчета, т.е. созданием продукта творчества. Жизнь идеи означает изложение, опубликование, представление в виде доклада, внедрение в практику. Внезапное понимание (инсайт) того, как можно решить задачу (проблему), открытие принципа ее решения является центральным моментом креативного процесса.

        Креативность – способность человека отказываться от стереотипных способов мышления, способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления, способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.

        Креативность – это дивергентное мышление, отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта. Это творческие интеллектуальные способности, в том числе, способность привносить нечто новое в опыт, способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения и постановки новых проблем, способность осознавать пробелы и противоречия, формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации.

      Творческой студенческой группе необходимо понимание того, что из имеющейся информации имеет ключевое значение; понимание того, как нужно соединить фрагменты информации; понимание того, как связать информацию о текущей проблеме с определенной информацией о других проблемах.