Филологические науки/2. Риторика и стилистика

 

Пром Наталья Александровна

 Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград, Россия

Функционально-стилистический аспект газетного жанра «спортивный репортаж»

 

За последние годы в журналистике предпринимались неоднократные попытки скорректировать традиционную жанровую систему. На сегодняшний день, однако, никто не выявил полный состав собственно жанров журналистики с четкой формулировкой функционально-стилистических критериев. Объект нашего исследования – газетный спортивный репортаж – является жанром стиля, который в стилистике имеет ряд именований: публицистический, политический, газетно-журнальный и др. Адекватным специфике нашей работы мы считаем термин «газетно-публицистический стиль», поскольку он указывает на главную сферу применения – газетную периодическую печать.

Газетная публицистика как вид массовой коммуникации – сложное явление, поскольку журналистам приходится решать ряд неоднородных задач, принимая во внимание особенности экстралингвистической основы [1, 152]. Сообщения, размещенные в газете, являются вторичными и как формы целых речевых произведений включают в свой состав ряд модифицированных первичных жанров. Спортивное событие, происходящее соревнование или его результат, всегда являются первичными по отношению к жанрам СМИ и представляют собой своего рода структурную основу для вторичного жанра спортивного репортажа газетно-публицистического стиля. Цепочка участников, наличие которой определяет вторичность сообщения, рассматривается двояко: как последовательность коммуникантов, передающих сообщение, и как последовательность этапов кодирования сообщения. Граница между ними условна, поэтому можно атрибутировать сообщение как первичное, но прошедшее через несколько этапов кодирования [4, 9].

С позиций теории дискурса особенностью спортивного репортажа является то, что он определяется спортивным дискурсом, размещенным в СМИ. Его информационно-коммуникативная задача заключается в описании и анализе происходящего с агентами (спортсмены, тренеры и т. д.) и клиентами (читатели прессы) в пространственной спортивной среде (стадион, бассейн и др.). Спортивный репортаж является одним из проявлений наложения спортивного и массмедийного дискурсов и наряду с другими жанрами спортивной журналистики представляет собой ядро спортивного дискурса, в котором он получает языковое выражение [5, 93]. Данное пересечение дискурсов получило название спортивного медиа-дискурса, в рамках которого выделяется его газетный спортивный тип.

В развертывании содержательно-смысловой стороны сообщения, а также в выборе и использовании языковых средств жанры допускают разную степень свободы: от текстов, построенных в соответствии с облигаторными информационными моделями, до нерегламентированных текстов. Спортивный репортаж, как и репортаж о любой другой сфере, представляет собой, с одной стороны, результат творческой деятельности, а с другой – обладает структурно-композиционной схемой и природообразующими элементами, поэтому он относится к группе жанров, модели построения которых носят общий характер. Жанр репортажа в функциональной стилистике представляется вторичным жанром газетно-публицистического стиля, строящимся по определенным информационным моделям. Вместе с тем, «репортаж» – это родовое понятие по отношению к понятию «спортивный репортаж», а преломление спортивного дискурса через массмедийный, а именно газетный, дает особую модель, свою мозаику особенностей жанра репортажа спортивной тематики.

Характеристика текстов в плане их функционально-стилевой ориентации подразумевает анализ сферы общения человеческой деятельности. Манера изложения, стиль спортивного репортажа, выбор используемых в нем языковых средств обусловлены функциональной спецификой спортивной журналистики. Информация, размещенная в газете, сегодня редко является новостью. Современные исследователи языка средств массмедиа не рассматривают информирующую функцию СМИ в качестве главной (М.Р. Желтухина, В.Г. Костомаров и др.). Текст периодической печати представляет собой скорее средство коммуникации и убеждения аудитории, побуждающее ее к определенному действию [1, 160]. Потребности сегодняшнего общества таковы, что «массмедийное информирование представляет собой лишь фон для создания у адресата ценностного понимания действительности» [3, 93].

Современный газетный спортивный репортаж имеет целью не только информировать о соревновательных мероприятиях, но и предоставить к ним комментарий. Анализ события подразумевает реализацию точки зрения автора, его оценку спортивных событий, формирование мнения читателя и эмоциональное воздействие на него. Эти задачи обусловливают развлекательную форму подачи информации о спортивных событиях в прессе – инфотейнмент (information + entertainment = infotainment). Данная форма тесно связана с потребностями современного общества и влиянием массовой культуры [2, 66-67]. Журналисты, работа которых должна обеспечивать внимание аудитории, а соответственно, раскупаемость тиража, и в конечном итоге, коммерческую состоятельность издания, идут на поводу этих тенденций и отступают от классических требований стандарта СМИ. Это в полной мере относится и к спортивной журналистике. Репортаж – изначально информационный жанр, призванный передать достоверную информацию об описываемом спортивном мероприятии, – не представляет интереса для читателей, которые, как правило, уже имели возможность посмотреть эти соревнования по более оперативно работающему каналу – телевидению и обладают объективной информацией. Их интересует трактовка специалиста (профессионального спортивного репортера), а также акцентирование внимания на эпизодах, имеющих, возможно, косвенное отношение к результату соревнования, но обеспечивающих зрелищность мероприятия. Таковыми служат, в первую очередь, комические зарисовки поведения и действий спортсменов, неожиданных поворотов происходящего. Если таковых нет, то необходим комический либо, как минимум, иронический комментарий стандартного (на первый взгляд) хода событий. Использование журналистом различных стилистических средств во многом способствует выполнению этой задачи. К примеру, создавая эффект обманутого ожидания, комическую и ироническую тональность, используя эвфемизмы, аллюзии, антифразис, журналист печатных СМИ включает адресата в языковую игру.

Помимо информационной, развлекательной и аналитической функций спортивной журналистике свойственны воспитательная и пропагандистская. Очевидно, что все эти функции в прессе носят универсальный характер. Вместе с тем, спортивная журналистика имеет и стрессопорождающую функцию, что находит своё отражение во внутренних и внешних эмоциональных проявлениях адресата. Внутренние эмоции влияют на настроение: успех подопечного спортсмена повышает долю оптимизма во взгляде на окружающую действительность, при неудачах поддерживаемого клуба или спортсмена все вышеперечисленные симптомы приобретают отрицательный эффект. Эмоции влияют на настроение и, как следствие, положительным либо отрицательным образом отражаются в общественной деятельности адресата.

Для того чтобы вызвать определенный спектр эмоций, необходимую реакцию у читателя, журналист создает текст с высоким воздействующим потенциалом. Передать суть, характер, сложность и напряжение спортивного события помогает демонстрация его участников, зрителей, духа соревнования и конкуренции, драматизма борьбы, преодоления физических, моральных, психологических трудностей, массовости и популярности, эстетичности, красоты, эмоциональности и др. [7, 144].

Стилистические ресурсы языка газеты обладают значительными возможностями создания необходимой экспрессивности. СМИ во всем мире находятся в условиях постоянного изменения и обновления. В атмосфере пресыщенности читателей выразительность языка газеты служит одним из важнейших способов выделиться из общей массы изданий. «Тенденция к максимальной экспрессивизации текстов газетной публицистики, мотивированная такими экстралингвистическими факторами, как рекламность, полемичность и манипулятивность, реализуется путем обращения журналистов <…> к арсеналу стилистических фигур языка, традиционно числящихся за книжными стилями» [6, 74]. Языковые ресурсы современного газетного жанра «спортивный репортаж» поэтому заслуживают специального рассмотрения.

Проведенный анализ работ в области жанрологии, журналистики и функциональной стилистики, а также фактического материала (120 газетных спортивных репортажей современной российской и немецкой прессы) позволяет определить газетный спортивный репортаж как вторичный речевой жанр, находящийся на пересечении плоскостей двух дискурсов: печатного издания и спортивного дискурса, основное содержание которого составляет рассказ о спортивном соревновании, сопровождаемый авторским комментарием аналитического характера.

Литература

1.     Брандес М.П. Стилистика немецкого языка – М.:Высшая школа, 1990.–320 с.

2.     Васильева Л.А. Меню репортера: на первое – инфотеймент, а на десерт – диатриба // Журналист. – 2008. – № 7. – С. 66–67.

3.     Желтухина М.Р. О некоторых медиадискурсивных основаниях для осуществления воздействия на адресата // Актуальные проблемы лингводидактики и лингвистики. – Волгоград: Парадигма, 2010. – С. 92–102.

4.     Мясников И.Ю. Жанры речи в дискурсе периодического издания: специфика дискурса и описательная модель речевого жанра: автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Томск: Томск. гос. ун-т, 2005. – 22 с.

5.     Панкратова О.А. Лингвосемиотические характеристики спортивного дискурса.: дис. ... канд. филол. наук. – Волгоград, 2005. – 223 c.

6.     Сковородников А.П. Фигуры речи в современной российской прессе // Филологические науки.– 2001. – № 3. – С. 74–80.1.

7.     Солганик Г.Я. О языке спортивной журналистики // Спорт в зеркале журналистики / сост. Г.Я. Солганнк. – М.: Мысль, 1989. – С. 143–158.