Философия /5. Философия религии 

К.ф.н. Устян В. Г.

Университет Российской академии образования, Россия

Значение и принципы святоотеческого утверждения достоинства человека

В процессе исследования генезиса европейских представлений о достоинстве человека как всеобщем, неотъемлемом и безусловном мы пришли к выводу о том, что именно христианские мыслители – святые отцы церкви (св. Иустин Философ, св. Ириней Лионский, св. Афанасий Великий, св. Григорий Нисский, преп. Максим Исповедник, св. Григорий Палама, преп. Симеон Новый Богослов и др.) – создали теоретические условия для процесса дефизиологизации, десоциализации и демократизации античных представлений о достоинстве человека. Христианское мировидение сынициировало и отвоевало такое представление о достоинстве человека, которое оформило впоследствии аксиологические параметры европейской культуры, ее этико-правовую доминанту, основанную на признании онтологического достоинства человека – достоинства, которое не нуждается в физиологическом или социальном обосновании. За период двух тысячелетий святыми отцами восточно-христианской Церкви в рамках сотериологии, эсхатологии, христологии и домостроительства развивались особые представления о достоинстве человека, специфику которых можно выразить рядом основоположений, или принципов. Святоотеческими принципами достоинства человека мы называем общие ноуменальные закономерности, конституирующие своеобразный канон этико-антропологических представлений святых отцов Церкви, а именно: 1) принцип онтологизации достоинства – исходное положение святоотеческой антропологии, постулирующее, в противовес античному космоцентризму, сверхкосмическую, надприродную сущность человека. Является производным от организующего средневековое мировоззрение принципа теоцентризма и представлений о человеке как образе и подобии Божиих; 2) принцип радикализации ветхозаветной антропогенной формулы достоинства – конститутивное воззрение святых отцов христианской Церкви на человека как «образ и подобие Божии» (Быт.1, 26-27), инспирирующее высочайшее представление о достоинстве человека как существе богоподобном, призванном к восстановлению своего утраченного богоподобия, к осуществлению его потенции; 3) принцип тварности – идейный конструкт, фундированный ревеляционным представлением о человеке как творении Бога; является оппозиционным по отношению к эманационным воззрениям неоплатоников; 4) принцип всеобъемлющего достоинства – магистральная святоотеческая идея причинно-следственной обуславливающей взаимозависимости достоинства Творца – творения – человека; антагонистична гностическому умалению достоинста Творца и творения; 5) принцип взаимообусловленности Бого-человеческого достоинства, мотивирующий регулятивное основание для утверждения иудео-христианского метафизического абсолютизма как альтернативы языческому релятивизму; впоследствии – координирующее этическую ориентацию средство, благодаря оформившейся онтологической соотнесенности по линии человек – Бог; 6) христологический принцип достоинства человека – основоположение наивысшего из возможных представлений о достоинстве человека как равновеликом Богу-Отцу в человечестве Бога-Сына; 7) принцип десоциализации и дефизиологизации достоинства человека – идейная основа процесса утверждения независимости человеческого достоинства от социальной и половой принадлежности, от витальных и эстетических параметров; 8) принцип десакрализации и норматизации достоинства человека – идейная основа процесса утверждения принципиальной способности каждого человека вместить Христа и путем нравственного возрастания стяжать богоподобие; 9) принцип этизации достоинства – центральная идейная установка святых отцов, обуславливающих достоинство человека праведностью и обосновывающих независимость добродетели от какой-либо природной и культурной дифференциации, отвечающей языческой традиции; 10) принцип демократизации достоинства – следствие девальвации представлений о зависимости совершенства от принадлежности к духовному сану; являясь результатом действия принципа этизации достоинства, предполагает независимость обожения от сакраментальной стороны Церкви.

Мы видим: чтобы признать за каждым человеком безусловное достоинство, необходимо мысленно преодолеть рамки внутрикосмических условностей, подняться до уровня сверхкосмического Абсолюта; чтобы утверждать сверхприродное достоинство человека, необходимо основание для принятия положения о принципиальной соотнесенности по линии Абсолют – человек. Такими положениями явилась вера в Бога, в личностный всесовершенный трансцендентный Абсолют, и вера в человека как его образ и подобие. Новоевропейские высочайшие представления о человеке питались этой верой, ренессансный антропоцентризм проистекал из средневекового теоцентризма и не мог быть результатом возрождения античной космоцентричной антропологии, в которой достоинство того или иного человека зависело от ряда внутрикосмических – природных и социальных – условий.                                  В современном мире нарастает тенденция к изменению представлений о достоинстве каждого, равенстве всех  и вытекающих отсюда неотъемлемых и всеобщих правах человека. Развитие биотехнологий – генной инженерии, нейрофармакологии – поставили человека на порог возникновения физиологического неравенства: универсальному человеческому достоинству грозит возникновение генетического суперкласса. Поэтому вопросом не только религиозно-философским и этико-социальным, но политически важным необходимо считать сейчас выработку и утверждение жизнеспособной концепции достоинства каждого человека. При этом необходимо понимать, что святоотеческое учение о человеке является исторически закрепленной и выверенной возможностью обоснования онтологического достоинства человека, эмпирически-конкретным выражением которого и являются социально-этические атрибуты «всеобщность», «безусловность» и «неотъемлемость».