Супрунова А.А.

к.ф.н., доцент Зуев К.А.

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, Украина

Флэш-моб как технология политического позиционирования

Актуальность исследования флэш-моб| как технологии политического позиционирования обусловлена растущей ролью сети Интернет как средства политической коммуникации.

В настоящее время Интернет становится|стает| не просто источником|истоком| информации, но и коммуникативной средой, которая обеспечивает условия для общения индивидов, в том числе и относительно|касательно| политических проблем. Во всемирной сети образуется автономное поле общественно-политического дискурса, который функционирует по своим законам. Несмотря на|принимая в внимание| виртуальный характер, Интернет-комуникация влияет на политический процесс, в том числе и через|из-за| акции, проводимые в реальном мире, самой популярной среди которых|каких| является именно флэш-моб|.

Проведение флэш-мобов| предусматривает самоорганизацию значительного количества людей с помощью|посредством| современных средств коммуникации (Интернет, мобильный телефон), которые собираются в определенное время в определенном месте и четко и|да| синхронно|синхрон| выполняют|исполняют| заранее установленный||ранее| комплекс действий. Основная суть|сущность| подобного мероприятия|заката| заключается в стихийности, одновременности и абсурдности действий. Главный|головной| замысел в данном случае заключается в разрыве структуры обыденности|повседневности| через|из-за| внесение в нее элементов хаоса.

Механизм проведения политического флэш-моба| с целью позиционирования предусматривает активное использование|употребления| сети Интернет как базы для мониторинга общественных настроений и непосредственной площадки для организации активистов.

Проблема использования|употребления| флэш-мобов| в политике имеет непродолжительную историю исследования, что предопределено недавним зарождением данного феномена. Если в США, где в начале лета 2003 года  был проведен первый флэш-моб|, уже существует определенное количество научных публикаций, посвященных данной проблеме, то в условиях украинской политической науки проблема флэш-мобов| практически|практично| не исследуется. В то же время|одновременно|, именно в постсоветских странах|страна-участнице| флэш-моб| все чаще становится|стает| явлением политической борьбы. В частности|в том числе|, оппозиционные движения России и Белоруссии все чаще организовывают собственные акции в виде флэш-мобов|. В таких условиях флэш-моб| становится|стает| средством политического позиционирования политических сил, которые используют потенциал данной массовой акции как средство публичного донесения собственной позиции.

Флэш-моб| преимущественно является инструментом позиционирования оппозиционных сил. Причины этого очевидны:

1) поскольку часто оппозиционные силы не могут организовываться в традиционных формах|форме|, то общественная активность переносится в сеть Интернет, где потенциальные активисты собираются| и образовывают свои объединения;

 2) анонимность и обезличенность участников флэш-моб|, которые часто не знают друг друга, позволяет уменьшить потенциал преследования участников акции властными структурами;

3) провокативное и неочевидное содержание акций позволяет скрывать истинный|подлинный| смысл и проводить серьезные мероприятия под видом несерьезных;

4) при условии запрещения освещения акций оппозиционных сил, что может негласно существовать в прессе и телевидении, именно флэш-мобы имеют наивысший потенциал привлечь внимание СМИ.

Флэш-моб представляет собой массовую акцию, которая организовывается через сеть Интернет и предусматривает участие не связанных в реальной жизни людей и направлена на провокативное влияние на общественное сознание.

Первоначально флэш-моб|, как художественная и культурная акция, противопоставлял себя политике. Однако, как форма гражданской самоорганизации, он содержал в себе значительный политический потенциал, который|какой| в последние годы начинает активно использоваться.

Прежде всего, флэш-моб является средством политического позиционирования, что позволяет определенной социальной группе организовываться в сети и выразить собственную позицию. Часто, при условиях давления власти на оппозиционное движение, именно флэш-моб| (как анонимная, виртуальная и «несерьезная» акция)  является единственной|единой| возможностью заявить о себе.

 

Литература:

1. Беспалов М. Флэшмоб как метод художественного сознания [электр. ресурс]/ Максим Беспалов // Флэшмоб — феномен управляемой толпы. – режим доступа: http://mobs.alfamoon.com/flashmob–articles/flashmob–as–art.html

2. Коноплицкий С. Интернет как предмет социологического анализа / Сергей Коноплицкий // Социология: теория, методы, маркетинг. – 2005.– №3.

3. Почебут Л.Г. Социальная психология толпы / Л.Г. Почебут. – Спб.: Речь, 2004. – 240 с.