Строительство и архитектура/1. Архитектурные решения объектов строительства и реконструкции

 

Доктор архитектуры Пономаренко Е.В.

Самарская государственная академия культуры и искусств

Особенности воссоздания утраченных архитектурных памятников на Южном Урале

 

В современном мире в условиях мировой культурной интеграции одновременно все более возрастает роль регионов. Возросший интерес к культурным, в том числе и к архитектурно-градостроительным традициям этнических групп населения регионов России определяется сосуществованием двух взаимообусловленных тенденций в развитии мирового сообщества: формированием единого информационного, экономического, технологического пространства, т.е. процессом глобализации, и, вместе с тем, тенденцией обособления, актуализацией этнических феноменов в локальных культурах.

В настоящее время наблюдается возрождение культурных традиций этнических групп региона. Этот процесс выражается в реставрации, реконструкции и строительстве новых зданий различных конфессий, национальных центров, библиотек и т. д. Одновременно наблюдается устойчивый рост общественного и научного внимания к градостроительству и архитектуре как части культурного и духовного наследия.

Разумеется, следует отметить, что ориентация на наследие не единственное направление современной архитектуры Южного Урала. Стилевые искания этого периода характерны программным многообразием. Наблюдается широкий спектр творческих установок зодчих – от постмодернистских тенденций до откровенного цитирования отечественных и региональных образцов прошлого.

Одним из направлений современной архитектурной практики Южного Урала является воссоздание объектов, утраченных в прошлом, в максимальном приближении к исходной форме, материалу, а также внутреннему убранству. Такое строительство может производиться на историческом месте или в новой архитектурной среде. Например, возведение башен Троицкой крепости в Челябинской области в музейных и представительских целях. Более оправдано воссоздание некоторых храмов. Например, колокольни с надвратным храмом Марии Египетской в Свято-Николаевском монастыре на святых пещерах около деревни Покровки Новосергиевского района Оренбургской области. Этот монастырь был снесен до основания в 1931 году и в настоящее время вновь строится. Несмотря на то, что весь комплекс в данном случае не реставрируется, а создается новый, возведение копии колокольни здесь вполне уместно.

 а   б

Рис.1 а Колокольня Свято-Николаевского монастыря   Церковь в поселке Саракташ

Противоположный пример – строительство храма Святого Николая в поселке Саракташ Оренбургской области, который полностью повторяет ныне не существующий Оренбургский Казанский собор 1895 года в русско-византийском стиле.

Кафедральный собор в честь Казанской иконы Богоматери в Оренбурге основан в 1895 году. Предварительно на проект этого храма был объявлен конкурс при Императорской Академии Художеств. В конкурсе победили два проекта – архитектора Шретера и художника Леонова, но из-за финансовых трудностей они не были воплощены в жизнь. В конце концов, здание было построено в русско-византийском стиле по проекту архитектора А.А. Ященко. Архитектура храма некоторым образом перекликается с собором Александра Невского в Софии. Ярко выраженный пирамидальный ступенчатый объем имел три яруса (включая мощный барабан с куполом). В основе плана лежал тетраконх, в котором западная апсида была заменена порталом. На нем находилась колокольня. Части тетраконха в первом ярусе были фланкированы небольшими апсидами, перекрытыми маленькими конхами. Центральная апсида со всех четырех сторон поднималась выше, составляя второй ярус. Между апсидами основного тетраконха в углах находились сужающиеся кверху башни (вероятно лестничные), перекрытые полусферическими куполочками на световых барабанах. Большой полусферический купол на высоком световом барабане был с трех сторон окружен крупными полукуполами тетраконха. В целом здание имело гармоничные пропорции и ярко выраженную ступенчатую композицию. Собор был разрушен в 1932 г. В настоящее время на этом месте в Оренбурге строится новый комплекс, который включает собор в честь Казанской иконы Богоматери, православную гимназию и новое здание епархии, но архитектурное решение нового строительства очень далеко от ранее существовавшего собора. [1]

 а  б

Рис. 2 а Собор Казанской Богоматери в Оренбурге   б Церковь Александра Невского

Русско-византийский стиль не был широко распространен на Южном Урале. Наиболее яркими примерами этого направления в регионе являются утраченные памятники: Кафедральный собор в Оренбурге, церкви Одигитриевского монастыря в Челябинске, Александра Невского в Миассе, а также некоторое количество сельских и городских храмов, выполненных по переработанным чертежам из типовых альбомов.

Характерным примером является, построенная в 1881 году, Александро-Невская церковь в Миассе. В настоящее время она разрушена, но сохранились архивные материалы, по которым можно восстановить ее облик. Это был пятиглавый храм с выступающим входным приделом. Основной четверик был увенчан шатрами с маленькими луковичными главками. Угловые шатры являлись одновременно колокольнями. Центральный шатер был значительно крупнее, имел многогранную форму и цилиндрический световой барабан. Окна барабана с профилированными архивольтами, которые имели килевидное завершение. Главка, венчающая шатер, находилась на высоком граненом барабане, основание которого было декорировано кокошниками. Угловые шатры-колокольни имели четырехгранную форму с люкарнами. Основание шатров квадратное в плане, оно было прорезано широкими проемами звона с полуциркульным завершением. Проемы фланкированы пилястрами, на которые опирались профилированные архивольты с килевидными завершениями. Фасады основного четверика церкви имели широкие центральные ризалиты, которые оформлены высокой накладной перспективной аркой с килевидным завершением. Арка опиралась на пилястры, декорированные нишами. Внутри арки располагалось высокое окно с полуциркульным завершением. Под этими окнами находились боковые входы, оформленные кокошником с килевидным завершением. Боковые простенки фасадов были декорированы пилястрами по углам и кокошниками с килевидным завершением. Под кокошниками проходил карниз и лента накладного орнамента из арок. В простенках находились небольшие окна с полуциркульным завершением. Аналогично был оформлен входной придел с западным входом. [2]

Собор Святого Николая в поселке Саракташ был воссоздан по желанию заказчика как часть Свято-Троицкого монастыря, чтобы придать комплексу репрезентативность. Такое строительство точных копий характерных образцов регионального зодчества разных исторических периодов не представляется правомерным считать перспективным направлением развития региональной архитектуры. В ансамбле монастыря собор выглядит инородным «музейным экспонатом» среди новых в высшей степени эклектичных зданий.

В целом, для современной южноуральской архитектуры (как и для реставрации) характерно несоответствие между мощным стремлением «снизу» возрождать «дух места», глубинные этнические традиции и культуру с одной стороны и требованиями некоторых заказчиков с другой. Архитекторы-практики еще недостаточно знают и учитывают региональное архитектурно-градостроительное наследие. Это приводит к эклектичности создаваемых комплексов и образов отдельных зданий.

 

Литература:

1. Государственный архив Оренбургской области, ф.10. оп.1, д.101.

2. Российский государственный исторический архив, ф.1293, оп.169, д.1144, л.1.