Квач С.В., Ерошевская Л.А., Зинченко А.И.

Институт микробиологии НАН Беларуси, Минск

ОПТИМИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ЭКСПРЕССИИ штамма-суперпродуцента аденозиндезаминазы Escherichia coli

Аденозиндезаминаза (АД; КФ 3.5.4.4) – фермент, играющий важную роль в метаболизме пуриновых нуклеозидов, катализирует необратимую реакцию превращения аденозина в инозин путем отщепления NH2-группы от гетероциклического основания нуклеозида. Помимо своего основного субстрата – аденозина, АД Escherichia coli может использовать ряд других природных и модифицированных нуклеозидов – 2’-дезоксиаденозин, 3’-дезоксиаденозин, 2’,3’-дидезоксиаденозин, 6-метил-аминопуринрибозид, 2,6-диаминопуринрибозид [1,2]. Способность АД дезаминировать модифицированные пуриновые нуклеозиды делает его привлекательным для использования в химико-ферментативных схемах получения различных субстанций с потенциальной фармакологической активностью.

Объекты и методы исследования. Объектами исследований служили штаммы Белоруской коллекции непатогенных микроорганизмов: E. coli БМТ-4Д/1А – донор гена add, кодирующего АД; E. coli BL21(DE3), использующийся для получения генно-инженерного суперпродуцента АД; E. coli DH5α – промежуточный хозяин для наработки и анализа рекомбинантного вектора.

Культивирование всех штаммов проводилось при температуре 37oС на стандартной среде LB (рН 7,2), содержащей (%): триптон 1,0; NaCl 1,0; дрожжевой экстракт 0,5. Штаммы, содержащие плазмиды и векторы на их основе, культивировались на среде с добавлением 50 мкг/мл канамицина.

Клетки E. coli BL21(DE3), несущие плазмиду с геном add, выращивали на LB-среде до оптической плотности 0,6 (λ = 600 нм), затем проводили индукцию синтеза белка путем внесения IPTG до концентрации 1 мМ и продолжали культивирование в течение 24 ч. После добавления индуктора через равные промежутки времени отбирали по 1 мл культуры и определяли выход биомассы и активность АД. При использовании в качестве индуктора α-D-лактозы, ее вносили в культуру в концентрациях 0,2, 0,4, 0,8, и 1,6%.

Изучение аутоиндукции проводили с использованием среды ZYM5052 согласно рекомендациям Studier [3].

Электрофорез белков в полиакриламидном геле проводили по методу Лэммли [4] с использованием 3%-ого концентрирующего и 10%-го разделяющего гелей.

Для амплификации гена add использовали праймеры addF – GCCCGACATATGATTGATACCACCCTGCCA и addR – CGGGATCCCG-TTACTTCGCGGCGACTTTTTC. На 5’-концах праймеров были встроены сайты рестрикции NdeI и BamHI. Продукты амплификации разделяли путем электрофореза в 1%-ном агарозном геле. Продукт, соответствующий гену add, выделяли и лигировали в вектор pET24b+, также рестрицированный по NdeI и BamHI и обработанный щелочной фосфатазой.

Активность АД определяли по скорости дезаминирования аденозина [1]. За единицу активности фермента принимали такое его количество, которое обеспечивало образование 1 мкмоль продукта за 1 мин в соответствующих условиях реакции. Активность фермента выражали в ед/мл культуральной жидкости и ед/мг сухой биомассы клеток.

Результаты и их обсуждение. В настоящей работе получена конструкция, состоящая из гена add, встроенного в вектор pET24b+ (Novagen, США). В результате ген add был поставлен под контроль Т7-промотора (сильного промотора 10-го гена капсида фага Т7). Полученной плазмидой трансформировали клетки E. coli BL21(DE3), предназначенные для экспрессии белка, находящегося под контролем T7-промотора. Полученный штамм был назван E. coli:pADD3.

На первом этапе работы изучали зависимость степени продуцирования целевого фермента в штамме E. coli:pADD3 при индукции 1 мМ IPTG (рекомендуемая концентрация индуктора для данной системы экспрессии) от времени культивирования (табл. 1). Из табличных данных видно, что максимальный уровень накопления фермента (47,3 ед/мг) происходит через 7 ч после начала индукции (10 ч после начала культивирования). При дальнейшем культивировании активность фермента падает и к 24 ч составляет 40% от максимальной. Таким образом, показано, что для получения максимального выхода генно-инженерной АД (при использовании IPTG в качестве индуктора) целесообразно проводить индукцию с помощью 1 мМ IPTG в течение 7 ч.

Таблица 1 – Зависимость активности АД от времени индукции

22

2,36

18,6

43,80

На следующем этапе была изучена возможность экспрессии АД с использованием в качестве индуктора не только обычно применяемого в таких случаях известного аналога лактозы – IPTG, но также и самой лактозы, которая является более дешевым соединением, что играет немаловажную роль при препаративных получениях белка.

Применение лактозы для экспрессии белков, имеющих lac-зависимые промоторы, до настоящего времени ограничено единичными сообщениями. Так, в некоторых исследованиях было показано, что внесение лактозы в концентрации 0,2–0,4% приводит к экспрессии ряда рекомбинантных белков на уровне, сопоставимом с экспрессией под действием IPTG [5, 6].

Кроме использования в качестве индуктора лактозы, существует еще один подход – аутоиндукция [3]. В данном методе также в качестве индуктора используется 0,2% лактоза, однако она вноситься изначально в среду для культивирования в смеси с глюкозой (0,05%). В работе [3] было показано, что при наличии глюкозы в данной концентрации клетки растут эффективно, но по причине катаболитной репрессии усвоение лактозы клетками и превращение ее в аллолактозу, которая и является истинным индуктором lac-оперона, не наблюдается. В процессе роста клеток происходит метаболизм всей глюкозы, катаболитная репрессия снимается и лактоза начинает усваиваться, тем самым запуская процесс индукции. Данный метод удобен (нет необходимости постоянно контролировать оптическую плотность культуры и дополнительно вносить индуктор) и дает большие выходы как биомассы, так и фермента по сравнению с традиционным методом индукции с помощью IPTG. Результаты экспериментов по индукции экспрессии add с помощью лактозы и с применением метода аутоиндукции суммированы в табл. 2.

Таблица 2 – Активности АД при индукции синтеза белка лактозой и при использовании метода аутоиндукции

Лактоза, %

Аутоиндукция

45,5

127,4

2,8

Из данных таблицы видно, что с увеличением концентрации лактозы происходит незначительное увеличение активности АД в расчете на мг сухих клеток с оптимумом при 0,8%. Применение метода аутоиндукции позволило добиться наибольшего выхода биомассы клеток с единицы объема культуральной жидкости и, как следствие, наибольшего выхода целевого фермента. Поскольку данный метод – наименее трудоемкий и дает максимальные выходы фермента, его можно рекомендовать в качестве основного подхода для получения АД в препаративных количествах.

Таким образом, в данной работе сконструирован штамм E. coli:pADD3, эффективно продуцирующий АД E. coli. Проведена оптимизация условий культивирования и индукции синтеза генно-инженерного белка в полученном штамме. Показано, что экономически наиболее эффективным для наработки биомассы с высокой ферментативной активностью является метод аутоиндукции.

1.                 Nygaard, P. Adenosine deaminase from Escherichia coli / P. Nygaard // Methods Enzymol. – 1978. – Vol. 51. – P. 508–512.

2.                 Okuyama, K. Enzymatic Synthesis of 2`-deoxyguanosine with nucleoside deoxyribosyltransferase-II / K. Okuyama, S. Shibuya, T. Hamamoto, T. Noguchi // Biosci. Biotechnol. Biochem. – 2003. – Vol. 67, № 5. – P. 989–995.

3.                 Studier, F.W. Protein production by auto-induction in high-density shaking cultures / F.W. Studier // Protein Expr. Purif. – 2005. – Vol. 41, № 1. – P. 207–234.

4.                 Laemmli, U.K. Cleavage of structural proteins during the assembly of the head of bacteriophage T4 / U.K. Laemmli // Nature.–1970.–Vol. 227, № 259.–P. 680–685.

5.                 Hoffman, B.J. Lactose fed-batch overexpression of recombinant metalloproteins in Escherichia coli BL21(DE3): process control yielding high levels of metal incorporated, soluble protein / B.J. Hoffman, J.A. Broadwater, P. Johnson // Protein Expr. Purif. 1995. – Vol. 6. – P. 646–654.

6.                 Stationary phase protein overproduction is a fundamental capability of Escherichia coli / J. Ou [et al.] // Biochem. Biophys. Res. Commun. –2004. – Vol. 314, № 1. – P. 174–180.