Роль варягов в развитии предпринимательства на территории Древнерусского государства (VIII - XI вв.)

В.В.Гуляева, д. и. н., профессор зав. кафедрой  истории и музеологии ВлГУ

Процесс становления Древнерусского государства проходил в условиях формирования сложных политических, экономических, идеологических, культурных и этнических связей, которые в пред- и раннесредневековый периоды становления Руси были еще очень непрочными и находились в значительной зависимости от разнообразных факторов как внутреннего, так и внешнего порядка.

В политической консолидации общества большую роль играли военизированные отряды - «руси», которые представляли уже явление этносоциальное, связанное с военно-торговым слоем, полиэтническим по своему составу (славяне, скандинавы, финно-угры).

Внешняя торговля, возникшая первоначально как транзитная – балтийско-арабская, вскоре стала неотъемлемым фактором консолидации народов Восточной Европы в единое государство.

В.О. Ключевский подчеркивал взаимодействие в этом процессе «военной силы» в лице норманнов и «общего интереса», связанного с необходимостью защиты городов и торговых путей.

Масштабные археологические исследования древнерусских городов в советское время создали объективные предпосылки для всестороннего глубокого изучения этой важной проблемы. Однако в условиях господства марксистской теории образования государства и антинорманнских взглядов до конца эта проблема не решалась.

Лишь в годы перестройки появились публикации  археологов и историков, которые на основе накопленных в предшествовавшие десятилетия материалов попытались в ином ракурсе рассмотреть как проблему в целом, так и отдельные, связанные с ней вопросы. В настоящее время доказано, что включение населения Русской равнины в международную торговлю с Востоком и Западом во многом было связано с деятельностью скандинавов в этом направлении.

Действительно, торговые интересы во многом определили и политическую активность скандинавских отрядов. Сначала они преследовали на Руси лишь торговые цели, связанные с возможностью использовать водную систему Русской равнины для транзитной торговли с Востоком. Однако, встретив естественное сопротивление со стороны других активных групп восточноевропейского населения (о чем свидетельствует, например, прослеживаемая археологически быстрая смена скандинавского населения Ладоги на носителей культуры длинных курганов), скандинавы предприняли военные действия с целью захвата водных путей, а также обеспечения их безопасности. Это было связано с подчинением прилегающих к речным дорогам территорий и, соответственно, с обложением аборигенов данью, что нашло отражение в летописном известии о том, что сначала словене, чудь, кривичи и меря платили дань варягам. Дань, в свою очередь, требовала сбыта и, таким образом, стимулировалось развитие внешней торговли.

Свидетельством наличия объединений для ведения торговли может служить тот факт, что в наиболее раннем культурном слое Ладоги, датируемом серединой VIII в., представлены остатки сразу трех больших домов скандинавских переселенцев, начинавших осваивать волховскую торговую артерию.

 При раскопках Ладоги был обнаружен комплекс построек конца IX в. (дендродата – 894 г.) с «большим домом» в центре, который был интерпретирован на основе конструктивных особенностей и находок как жилище обосновавшейся здесь купеческой артели.

Отражение существования такого типа корпоративности можно найти в известном описании Ибн Фадланом похорон русса начала Х в. Среди родственников умершего главы такого торгового объединения упоминаются шесть мужей, которые совершают необходимые погребальные ритуалы, демонстрирующие любовь и дружбу к умершему.

Скандинавский импульс стимулировал развитие предпринимательской активности в среде местного, прежде всего финно-угорского, населения, с которым скандинавы вели торговлю мехом. По мнению О.И. Богуславского, в юго-восточном Приладожье сбор мехов для поставки скандинавам с разбросанного на значительное расстояние населения со второй половины IX в. осуществляли выходцы из местной среды, причем отнюдь не из родовой знати.

По мере консолидации различных племен и народов, проживавших в районах важнейших торговых  магистралей, по мере формирования у них раннегосударственных военно-политических структур, начинает развиваться и государственное предпринимательство, также изначально основанное на международной торговле и связанное с системой полюдья, которая являлась основной экономической базой для внешнеторговых экспедиций.

Система полюдья нашла отражение в произведениях Константина Багрянородного. Полюдье как объезд правителем подвластных земель было отмечено и восточными авторами. Так, историкам известны сведения о сборе дани в племенном союзе вятичей, составленные Ибн Русте: «Царь ежегодно объезжает их. И если у кого из них есть дочь, то царь берет по одному из ее платьев в год. А если сын, то также берет по одному платью в год. А у кого же нет ни сына, ни дочери, тот дает по одному из платьев жены или рабыни в год». Перед нами типичное полюдье, подобное тому, которое красочно описал Константин Багрянородный применительно к Руси середины Х в.

Полюдье – характерное явление для всего IX в. и для первой половины X в. – сыграло огромную роль в развитии торговых отношений как внутри государства, так и вне его. Полюдье было не просто беспорядочным разъездом, а хорошо налаженным государственным делом.

В первой половине Х в. наблюдается активизация скандинавов на пути «из варяг в греки», что находит отражение и в летописных рассказах о походах Олега и Игоря на Царьград, и в материалах могильных комплексов Гнездова. Ведущую роль играют скандинавские купцы и в волжской торговле. К этому времени относятся захоронения в больших курганах, в том числе  так  называемые  камерные  захоронения  в  Тимереве, Гнездове, Шестовицах. Все они по погребальному обряду и находкам в них определяются как скандинавские.

Археологические находки из «дружинных» курганов позволили также уточнить, какие именно скандинавские народы принимали участие в развитии древнерусской торговли. Наибольшие параллели прослеживаются с могильниками Средней Швеции, особенно крупнейшего торгово-ремесленного центра Бирки. Вместе с тем определяются связи с Данией, Южной Норвегией и Аландскими островами. Именно в Дании и Норвегии известно использование воска (восковых свеч) при захоронениях, в Швеции этот обычай не обнаружен. О связях с Аландскими островами говорят находки в курганах Ярославского Поволжья близ Ростова.

Таким образом, становление предпринимательства в Древней Руси было связано прежде всего с областью внешней торговли и шло параллельно становлению древнерусской государственности. Развитие частного (в рассматриваемый период корпоративного) предпринимательства шло рука об руку с развитием предпринимательства государственного, и если первое было связано с торговлей мехом с традиционными северными народностями Руси, то второе имело достаточно специфичное проявление в виде сбора и реализации на внешнем рынке дани.

 

1. Богуславский О. Южное Приладожье в системе трансевропейских связей IX - XII вв.

2.Известия византийских писателей о Северном Причерноморье. -М.;Л.,1934.

3.Ключевский О.В. Русская история. – М., 1993.

4.Константин Багрянородный. Об управлении Империей. -М.,1989.

5.Корзухина Г.Ф. Русские клады IX - XIII веков. -М.;Л., 1954.

6.Ловлянский Х. Норманны и Русь. – М., 1985.

7.Перховко В.Б. Истоки предпринимательской деятельности в средневековой Руси.

8.Повесть временных лет. –М.;Л.,1959.

9.Путешествия Ибн Фадлана на Волгу.- М.;Л., 1983.

10.Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья.