Ахмеджанова Гульнара Бисенгазизовна

Павлодарский Государственный Университет

К вопросу о духовной культуре казахского народа

В данной статье рассматривается вопрос о роли биев Среднего жуза в создании казахского правового законодательства и проведении принципов правосудия.

Аталған мақалада орта жүз билерінің қазақ құқықтық заңдылықтарындағы сот төрелгін жүргізу қағидаларының орны мен рөлі жөнінде қарастрылған.

This article deals with the problem of Kazakh bies of Middle Zhuz accoroling to the Kazakh legislation anol carrying out of justice.

С незапамятных времен казахский народ сохранял свое единство и монолитность, свою суверенность именно благодаря дальновидности, государственной мудрости и справедливости наших биев. Мы не должны забывать, что проводимая сегодня нашим Президентом Нурсултаном Назарбаевым политика, направленная на поиск верного пути развития и расцвета страны, на справедливое решение национального вопроса, на укрепление общественного согласия, базирующегося на законности и национальном суверенитете, на достижении сплоченности и единства в государстве, - все это есть достойное продолжение деяний наших великих предков.

Роль биев Среднего жуза в создании казахского правового законодательства и проведении принципов правосудия трудно переоценить. Острые, отточенные фразы решений биев сохранились в памяти народа как бесценные образцы ораторского искусства тонкого ума, мудрости, находчивости, проницательности, сохранившие свою актуальность и по сей день. Именно бии, жившие много веков назад, заложили традиции государственного управления на основе судебной власти, власти биев. История донесла до нас имена славных сынов казахского народа, чье богатое духовное наследие не тронул всепоглощающий поток времени.

Воссоздание истории правосудия в республике - наш важнейший нравственный и моральный долг перед теми, кто стоял у истоков законности и справедливости, вписав золотые страницы в сокровищницу отечественного судопроизводства. И для широкой общественности, и для юристов страны знание истории судопроизводства от седых времен саков до эпохи степных биев - вопрос огромной важности. Если мы постоянно будем помнить, что мир и порядок в обществе, права человека оберегаются, благодаря закону, этой непреложной правовой категории, тогда останется непоколебимой истина, что судебная власть - основа основ нашей государственности.

У казахов исконно существовали свои обычаи, обряды, этические нормы, приспособленные к условиям общества, соответствовавшие уровню развития этого общества. История вместе с тем свидетельствует, что в процессе развития человечества законы, обычаи, этические и правовые нормы и законы одних народов переходили к другим, шло взаимное проникновение правовых и иных норм, определявших жизнедеятельность наций. Поэтому истоки исторического развития нашей третьей ветви власти - судебной - нельзя приурочить, приписать к конкретной дате, к определенному историческому моменту.

Во все времена казахский народ ценил пламенное, меткое слово акына, острое слово оратора, справедливость и мудрость бия, передавая из поколения в поколение глубокие, полные житейской мудрости изречения и афоризмы, являвшиеся подлинной школой национального менталитета и духовности.

Казахский народ - этнос, издревле воспитанный на лучших образцах ораторского искусства, мастерства биев, принципах справедливости, добра. Из народной среды вышли знаменитые бии, певцы, сказители, мудрецы, степные летописцы, музыканты-импровизаторы. Жизнь этих людей была плоть от плоти народа. Именно народ выносил свой исторический суд их деятельности: ярким сиянием окружены славные имена, чей свет озарял путь в будущее, оставил свой неизгладимый след в благодарной памяти народа.

Институт биев существовал в казахской степи с незапамятных времен. Именно к биям обращались люди в поисках справедливости, защиты, правосудия. Как бы неумолимо ни двигалось время вперед, какие бы новшества ни приносило, какие бы новые судебные инстанции и структуры ни возникали и как бы их ни навязывали людям, во все времена единственно верным и надежным заступником и арбитром народ почитал для себя бия — человека, чье слово и решение для него было незыблемым законом.

Невозможно рассказать обо всех тех, кто на протяжении тысячелетий стоял на страже справедливости в казахской степи. Казахский народ свято чтит имена своих далеких предков, в каждом доме, в каждой семье есть свои родовые анналы, где навечно запечатлены имена выдающихся предков, чьими свершениями по праву гордятся потомки, чьи славные дела и подвиги передаются из уст в уста, хранятся в благодарной людской памяти.

Казахи - эстетически богатый, одаренный народ, умеющий ценить красоту, мудрость, меткое слово, афоризм. Он воспитан на полных мудрости и глубины мыслях и изречениях ораторов, биев, на богатырских подвигах славных наших батыров, на их мужестве и героизме. Кроме того, каждый би оставил после себя богатое потомство, а потому смело может считаться родоначальником семейных филиаций. Далеких потомков выдающихся биев немало и поныне, и факт этот мы можем считать залогом единства и крепости казахского народа.

Духовная культура казахского народа самобытна и в плане синкретизированности нравственно-правовых кодифицированных норм и эстетико-художественного воплощения в сознании народа. Понятно изумление иностранцев, которые с неподдельным интересом и восхищением завороженно слушали казахский народный фольклор, состязания акынов, повествования жырау. Они удивлялись речам биев и ханов, приказания и судебные приговоры которых звучали как нравственные уроки, назидательные максимы и распространялись в народе из края в край с быстротой степного пожара, гонимого бешеным ураганом. Какой народ может похвастать такими судьями? Но весь грустный парадокс в том, что великого Цицерона знает весь мир, а имя нашего степного Цицерона Майкы бия незнакомо даже нашим современникам.

"Народ, не знающий справедливости, - больной народ", - гласит народная мудрость. Думаю, об этом всегда должны помнить вершители правосудия, которые ни при каких обстоятельствах не должны отступать от главных принципов законности и справедливости, быть настоящими служителями Фемиды.

Бии - социальная категория представителей правящего класса появившаяся в ранний период развития казахского общества. Биями могли стать только люди, знающие традиции и обычаи народа, умеющие вести споры, отличавшиеся при разбирательстве тяжб и распрей. Кандидаты появлялись в большинстве своем из знати. У биев были права и полномочия толковать нормы права, выносить решения и указывать пути их выполнения и т.п. Такая интерпретация была приведена в Казахской советской энциклопедии. Но кто в действительности мог руководствоваться законами "Жеты жарғы" в народе, претворять их в реальность и растолковывать их? Какой у них был общественный статус? Кто мог быть бием?

Чокан Валиханов, изучивший общественное положение, функции и роль биев, в одном из своих трудов "Записки о судебной реформе" пишет: "Возведение в звание бия не обусловливалось у киргиз каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание"

В своих исследованиях Г.Б. Шакаев пишет: "Казахские бии пользовались исключительным правом толкования, разъяснения и применения норм обычного права и традиций. На них лежала обязанность обоснования решений, приговоров, определение способов и методов приведения в исполнение принятых ими же приговоров и решений" [1, с. 12]

Казахские бии избирались по желанию обеих спорящих сторон. Если бий был избран одной из сторон, то вынесенное решение считалось несправедливым, и дело подлежало новому, повторному рассмотрению. Преимущество этого положения в том, что проигравшая сторона не могла иметь претензии к справедливости вынесенного решения по той причине, что бий был избран по желанию обеих сторон.

Термин "бий" происходит, по-видимому, от древнего тюркского слова "билиг", имевшего два значения: "править" и "знать". В чингизовской традиции оно приобретает также смысл "изречений", "афоризмов", "притч". Мастеров по части их рассказа и поучения и решения вопросов на основе прецедента ценили чрезвычайно высоко. Вообще, красноречие, остроумие, умение дать отпор, "словить на слове" было существенной частью международной политики и дипломатии, часто не уступающим по значимости единоборству батыров, которым подчас определялся характер и результат сражения. Бий - человек умеющий глубоко проникать в проблемы, оценивать и распутывать узлы, благодаря этому влияющий на ход дел не в меньшей мере, чем ханы и законные правители.

Таким образом, бии представляли собой социальную группу сложившуюся из людей, в совершенстве изучивших нравы и обычаи, неписаные правовые устои, правовые нормы. Эти люди были выходцами из самой гущи народа, они своей мудростью, ораторским талантом блестяще разрешали все возникающие споры и заслуженно пользовались огромным уважением. Бии далеки от классовых чаяний и интересов, никак не связаны с ними. Бии - это символ справедливости.

Феноменальная особенность казахских биев, их самобытное отличительное свойство, не встречающееся у других народов - умение содержательным, глубоким по смыслу словом решать судебные споры и тяжбы. Не опираясь ни на какие формально-правовые нормы, решать спор умным словом - свойство национально-казахское, опирающееся на многовековом уважении к мудрому слову.

С незапамятных времен казахский народ сохранял свое единство и монолитность, свою суверенность именно благодаря дальновидности, государственной мудрости и справедливости наших биев. Мы не должны забывать, что проводимая сегодня нашим Президентом Нурсултаном Назарбаевым политика, направленная на поиск верного пути развития и расцвета страны, на справедливое решение национального вопроса, на укрепление общественного согласия, базирующегося на законности и национальном суверенитете, на достижении сплоченности и единства в государстве, - все это есть достойное продолжение деяний наших великих предков.

Знаменитый Казыбек би сказал некогда калмыцкому хану Контайчи: "Мы, казахи, свой скот бережем и пасем; мы, казахи, обид никому не несем. Чтобы счастье и мир не оставили нас, чтобы злые враги не тревожили нас, перья филина-птицы на копьях несем. В жарких схватках враги не могли нас сломить, кто сплетет лучше нас красноречия нить? Кто умеет, как мы, верность дружбе хранить, гостя с честью принять, накормить, напоить? Мы зарвавшихся ханов давили, как блох. Не для рабской судьбы посылает нам бог наших юношей гордых, джигитов лихих, наших девушек милых, невесток и снох. Ни один из казахов у нас не плох! Ты - калмык, мы - казахи, вам зла не желаем. Вы - железо, мы - огонь, мы булат расплавляем. Мы детей наших дружными видеть желаем.  Мы явились к вам с миром, но если вы злобны, мы на брань беспощадную тоже способны. Если вы леопарды, мы - львы в полной силе. Скакуны мы, нас в скачке никто не осилит. Хватка наша надежней крепчайшего клея. Мы друзей уважаем, врагов не жалеем!" После этих слов калмыцкий хан растерялся и ничего не смог сказать в ответ. Слова эти не потеряли своей значимости и сегодня, они вполне могут определять нашу нынешнюю политическую линию в практике международных отношений.

Когда наш горемычный народ пел печальную песню, сокрушаясь о тяжелых временах, обрушившихся на его голову: "Что за время такое проклятое сжало сердце и сводит с ума? Неужели былое счастливое время скрылось от нас навсегда?" - наши мудрые бии сумели удержать знамя национального единства, спасти народ от разрозненности, духовного обнищания. Этот опыт заслуживает глубокого, серьезного исследования.

Но, к великому сожалению, у нас до сих пор не написано исследования, посвященного суду биев, об исторических путях его становления и функционирования, о его значении для общества. А ведь по большому счету история суда биев - это история управления страной.

Мы бы сказали, что судебная власть - это основа казахской государственности. Потому что би, судья - защитник народа, сострадающий ему и дающий советы. Знаменитые "Жеті жарғы" ("Семь установлений"), "Қасым ханның каска жолы" ("Особый путь Касым хана"), "Есім ханнын есісі жолы" ("Старый путь Есим хана") — это наши старинные кодексы, правила поведения, условия общежития, установления, законы управления государством и народом. Они возникли из реальных условий жизни в степи, из недр тогдашнего общества, и являются по сути своей великим юридическим наследием. Их непреходящее значение в том, что они обеспечили единство казахского общества, установили правила поведения и общежития, систему обычаев и традиций в сумме правил и обычаев, ставших неповторимым феноменом прошлого. Было время, когда в казахском обществе существовали так называемые тяжбы чести, мести, земельные тяжбы, тяжбы сиротского состояния. И все они решались по нормам самой высокой справедливости биями, у которых "не было родичей", биями, которые были прирожденными златоустами, вождями народа, его мудрыми защитниками, высоко державшими знамя справедливости и чести, говорившими только правду, какой бы горькой она ни была. Авторитет этих людей был на порядок выше блеска ханов, беков и иных вельможных лиц. Казахская степь была золотой колыбелью и высокой школой управления.

Но, к сожалению, это духовное богатство оставалось недоступным нашему народу, практически было неизвестно широким слоям. Мы только-только начинаем постигать свою собственную историю, начинаем знакомиться с подлинными творцами нашей истории, заложившими основы казахской государственности. В 1993 году мы торжественно отметили выдающуюся дату, посвященную замечательным деятелям XVIII века, - Толе би, Казыбек би, Айтеке би. Свидетельством нашего безграничного уважения к великим предкам, отдавшим своему народу все свои благородные помыслы, стал воздвигнутый в Ордабасы достойный их деяний памятник. Народу, стремящемуся к прогрессу и процветанию, очень важно знать, изучать свое прошлое, свою историю, жизнь и деяния тех, кто способствовал становлению нации, укреплению казахской государственности, национального самосознания.


Список использованной литературы

1              Шакаев Г.Б. Казахские бии./Юридическая газета от 14 июня 2007 г.

2              Валиханов Ч. Избранные произведения. - Алматы, 1958.

3              Культеев М. Т. Уголовное обычное право казахов. - Алма-Ата, 1955.

4              Зиманов С.З. Проблемы обычного права казахов. - Алма-Ата, 1989.

5              Шнирельман В.А. История первобытного общества. - М., 2001.