Гридина Ирина

 

Донецкий национальный университет, Украина

 

Изучение духовной жизни гражданского населения Украины в годы Второй мировой войны

 

Духовная жизнь общества, как часть объективной реальности, - чрезвычайно сложное, многоплановое явлением, поэтому до сих пор она является, мягко говоря, нетрадиционным предметом исторических исследований. Такой подход с гносеологической точки зрения существенно обедняет историческую науку: «Историю нельзя мерить только документами. Историю человека, общества необходимо мерить человеческими чувствами, человеческими проблемами, которыми он живет каждый день…» [1].

Особый интерес для исследователя представляет духовная составляющая жизни общества в переломные моменты истории, примером чего может служить Вторая мировая война. Раскрытие места и роли в войне духовных сил, духовных культур и идеологий, представляет сложную и очень важную проблему для исторической науки. Известный военный исследователь Н.Н.Головин, обосновавший еще в 30-е годы необходимость создания новой отрасли науки – социологии войны, различал в войне две стороны. Первая, которую он называл «внешней», «периферийной», «формальной», «видимой», это – операции, сражения, бои, победы, поражения и другие явления, изучаемые теорией военного искусства, главным образом, с точки зрения совершенствования способов ведения войны. Вторая сторона войны, называемая им «внутренним», «молекулярным» процессом, «психологической картиной боя», «статистической динамикой духа» и т.д., это – испытания человеческой плоти, мысли, чувства, переживания, морально-психологические состояния воюющих людей, коллективов, воинских масс [2].  Фактически до ХХ в. ученые пренебрегали «внутренней стороной» недооценивали ее, что обуславливало значительный отрыв теоретических представлений о войне от действительности. Хотя еще Наполеон считал, что физические и духовные силы в военной борьбе его времени соотносятся как один к трем в пользу духовных сил.

Войны новейшего времени на практике показали, что человек и его дух являются главным фактором победы. Однако в настоящее время на первое место выдвигается ряд направлений исследований, связанных с поведением в вооруженной борьбе в первую очередь комбатантов, влияние на них политических, социальных, нравственных, идейных факторов. Ярким примером такого подхода являются работы российской исследовательницы Е.С.Сенявской [3]. 

Ни в коей мере не отрицая важности подобных научных студий , следует отметить, что судьба войны, особенно такой, какой была Вторая мировая, решалась не только на полях сражений. Огромную роль в ней сыграло гражданское население, которое само по себе было фактором политики воюющих сторон, а его духовная жизнь, включающая морально-нравственные ориентиры и ценности, была залогом успеха войны идеологий. Отечественный историк В.В.Стецкевич, анализируя теоретический контекст осмысления событий Второй мировой войны, констатирует: «Назрела необходимость в исследовании… такой нетрадиционной темы, которая помогла б раскрыть мировоззренческую составляющую населения Украины в годы войны, ее палитру от сущности мировоззрения и мировоззренческого мира отдельного человека в годы лихолетья до мировоззренческого мира коллективов, обществ, регионов…» [4]. Во время Второй мировой войны именно в Украине ярко обозначилась разница в духовной жизни по региональному признаку, которые и определяли позицию населения в войне против нацистской Германии. 

Духовная жизнь населения Западной Украины во многом определялась укладом его жизни:  привычкой к рыночным отношениям, преобладанием мелкособственнической идеологии, широкой распространенностью религиозных взглядов. При этом мировоззренческий мир населения западноукраинского региона формировался в результате многолетнего опыта жизни под влиянием чужих, иногда враждебных культур и их влиянием на формирование сознания украинцев, с их высоким уровнем религиозности и выразительными проявлениями национально-этнической, патриотической доминанты как в ментальности, так и в реальной жизни вплоть до готовности с оружием в руках бороться за независимость. С другой стороны – мировоззренческий мир Надднепрянской, Восточной и Южной Украины (УССР), сформированный в принципиально новых условиях мировоззренческой политики и основанный на  принципах беспощадной ненависти к внутренним и внешним классовым врагам, на принципах воинствующего атеизма, коллективизма, пролетарского интернационализма, советского патриотизма, определял и соответствующие настроения, духовные ценности населения этой части Украины [5].  Сравнительный анализ духовной жизни населения разных регионов, слоев общества, проведенный на основе современных методологических подходов, дают возможность выйти на принципиально новый уровень знаний о причинах, сути, последствиях многих событий истории Украины во время Второй мировой войны.

Учитывая, что во время Второй мировой войны вторая по численности населения республика СССР оказалась полностью оккупированной вражескими войсками, учитывая то значение, которое отводилось Украине в политике двух воюющих государств, представляется исключительно важным исследование духовной жизни гражданского населения, оказавшегося в состоянии социальной травмы. Духовная жизнь гражданского населения Украины в  этот период стало срезом всех достижений и просчетов политики советской и нацисткой властей, на долгие годы определила сущность и последствия многих послевоенных событий, которые и сейчас существенно влияют на социально-общественную жизнь независимой Украины.

_____________________________________

1.      Гунчак Т. //  День. – 2002. – 21 жовтня.  

2.      См.: Серебряков В.В. Социология войны. – М., 1998. – С.189-190.

3.      Сенявская Е.С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России. -  М., 1999; Она же. Противники России в войнах ХХ века: Эволюция „образа врага” в сознании армии и общества. – М., 2006 и др.

4.      Стецкевич В.В. Історіософські осягнення війни 1939-1945 рр. М.В.Ковалем // Сторінки воєнної історії / України: Зб. наук. статей / НАН України. Ін-т історії України. – К., 2004. – Вип.. 8. – Част.1. – С.15-16.

5.      Там же.