к.п.н., доцент Нагымжанова К.М.

Восточно Казахстанский  государственный университет

 им. с. аманжолова, Усть-Каменогорск, Казахстан

Проектирование и создание образовательной среды для развития креативности студентов

 

Вопрос влияния среды в процессе профессиональной подготовки студентов в вузе как одного из факторов развития  творческой личности, казалось бы, давно решенный, вновь привлекает внимание исследователей. Современное общество испытывает потребность в креативных личностях, так как они обладают более высоким уровнем адаптации и социализации, в большей мере соответствуют постоянно изменяющемуся и обновляющемуся миру. Иными словами, речь идет о проектировании и реализации  образовательной среды для развития креативности студентов.

В работе  В. Слободчикова главный смысл проектирования в образовании   заключается в раскрытии его неочевидных ресурсов, а создание образовательных ресурсов связано с превращением наличного социокультурного содержания в средство и содержание образования, т.е.  собственно в образовательную среду.

При обосновании системы работы вуза по проектированию и созданию  креативной среды перспективным представляется средовой подход, который можно рассматривать не только как методологию исследования, но и как технологию организации такой среды. Таким образом, два уровня реализации данной технологии макро-(как проектирование и построение образовательной среды кафедры, факультета, вуза) и микро-(реконструкция среды в педагогическом смысле – проектирование ситуации  личностного развития на основе актуализации жизненных событий студентов, привлечение самих студентов к выявлению в  средовых отношениях импульсов собственного развития). Суть же идеи заключается в их сочетательном применении. Проектирование ситуации личностного развития как средового феномена отличается от создания ситуаций учебных – на основе постановки предметных задач. Различие основывается на включении студентов в многообразные средовые контакты, расширяющие пространство их жизнедеятельности, имитирующие мир будущей профессии и обеспечивающие сознание [1].                                                                                                   В образовательной среде педагогическая технология определяется как проект педагогической системы, осуществляемой на практике. Педагогическая система является основой для разработки технологии. Главное внимание сосредоточено на предварительном  проектировании учебно-педагогического процесса.

 Динамичность этой среды, обусловленная влиянием на нее внешних факторов и информации, полученной от подразделений вуза и субъектов образовательного процесса, выявляет новые проблемы («дерево» проблем), тем самым, обнаруживая необходимость вносить изменения в проект. Но в любом случае принципиально важной остается ориентация студента на восприятие и осмысление возникающих в среде жизненных ситуаций для самостоятельного преобразования  их в ситуации личностного развития.

Таким образом, все компоненты образовательной среды должны быть ориентированы на поддержание доминанты самосовершенствования личности студента. Однако такое целенаправленное профессионально-личностное самосовершенствование станет лишь тогда эффективным,                             когда студент будет рассматривать разные грани и аспекты своей жизнедеятельности, проблемы, успехи и неудачи в среде вуза и вне ее как источник  саморазвития, а идея саморазвития станет личностно значимой и доминантной.                                                                                                       

Следует заметить, что проектирование в сфере образования не сводится только к конструированию обучающих систем или отдельных компонентов этих систем. 

Проектирование обучения выполняет и методологическую функцию, выступает как средство стимулирования психического развития обучающихся, способ формирования учебной деятельности и способ педагогического управления. О методологической функции проектирования пишет Е.И.Машбиц, когда рассматривает психологический аспект проектирования обучающей программы [2].

При проектировании каждый компонент кафедральной среды должен создавать стимул к сотрудничеству преподавателя и студента.

В последнее время наиболее часто исследователи используют этот термин для определения системы условий формирования творческой личности по заданному образцу, а также для характеристики возможностей  ее творческого потенциала, представляемых социальным и пространственно-предметным окружением [3].

Следует отметить, что в современном производстве, образовательных учреждениях и других социальных институтах востребованы не только исполнители-профессионалы, но и  специалисты с креативным потенциалом.

Важными являются развивать следующие признаки креативности:

а) способность личности замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;

б)  умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;

в)  способность отказаться от ориентации на авторитеты;

г)  умение увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

д)  готовность отказаться от теоретических суждений, деления на «черное» и «белое», отойти от привычного жизненного равновесия и устойчивости ради неопределенности и поиска.

Как показывает опыт, подготовка специалистов с креативными качествами должна начинаться с первого курса в группах с отличной и хорошей базовой подготовкой. Учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы перейти от воспитания специалиста- исполнителя к воспитанию личности творческой и деятельностной.

Немаловажную роль играют принципы проективной деятельности. Построение такой системы основывается на педагогических и образовательных технологиях.

Первая основная составляющая – содержание образования должно отражать междисциплинарную взаимосвязь, тогда педагогическое взаимодействие становится воспитательным фактором при соблюдении психолого-педагогических условий:

- процесс воспитания должен быть непрерывен, т.к. студенты должны приобретать опыт отношения к различным сферам бытия;

- педагогу необходимо переходить от авторитарного стиля общения к более демократическим формам;

- преподаватель на занятиях должен способствовать формированию адекватных эмоционально-ценностных отношений;

- обучение должно повышать общий культурный уровень студента;

- обучение должно быть направлено на творческое саморазвитие личности, реализуемой в постоянной потребности к знаниям, когда студенты активно в процессе сотрудничества с преподавателями определяют цели саморазвития и воспитания личности.

Начиная с первого курса, обучение должно строиться таким образом, чтобы студенты отходили от школьного стереотипа закрепления знаний на уроке под непосредственным наблюдением учителя. Сочетание таких активных методов, как «мозговой штурм», позволит преподавателю научить студентов генерировать идеи, мыслить нестандартно, обеспечит их творческое саморазвитие.

При более детальном рассмотрении проблемы интеграции методов обучения можно выявить два подуровня. Первый – это сочетание методов активного обучения, например: семинар-дисскуссия; лекция- эвристичекая беседа; деловая игра-имитация; проблемные ситуации-семинары.

Второй подуровень представляет интеграцию активных методов обучения в сочетании с использованием информационных технологий, например: деловая игра-видеоконференция в Интернете; моделирование профессиональных заданий с использованием компьютерной графики.

Следует отметить, что совершенствование системы педагогического контроля можно вести в двух направлениях.

Первое – это совершенствование традиционных форм и методов за счет их критического осмысления.

Второе направление предусматривает использование информационных технологий в сочетании с тестовой методикой [4].

Педагогическую деятельность, направленную на создание креативной среды, отличает ряд признаков:

-                    внимательное отношение к необычным вопросам;

-                    уважительное отношение к необычным идеям;

-                    демонстрация ценности идей;

-                    предоставление большей самостоятельности;

-                    создание свободной, непринужденной учебной обстановки.

В первом случае создание креативной среды обеспечивается сотрудничеством педагога и студентов, диалогическими формами работы, использованием заданий, предполагающих творческую активность  студентов. Второй подход предполагает создание условий для индивидуального развития за счет предоставления свободы в принятии самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.

Нами предлагается модель развития креативности личности, которая включает в себя следующие составляющие.

1.                Креативная среда, предполагающая наличие таких условий, как:

а) обучение с порой на развитие дивергентности мышления;

б) педагогическое сопровождение;

в) педагогическая поддержка.

2. Креативная личность, базовыми критериями которой являются:

а) мотивационный компонент;

б) интеллектуальный компонент;

в) эмоциональный компонент;

г) коммуникативный компонент.

Основной в структуре креативности является интеллектуальная составляющая.

Методологическая функция технологии обучения выражается в общей стратегической направленности модели обучения и в организации управления учебной деятельностью.

     Обучающая программа как проект имеет следущие специфические особенности:

1)                     обеспечивает реализацию цели;

2)                     может быть осуществлена, по крайней мере, принципиально;

3)                     является нормативной, т.е. фиксирует доступный уровень выполнения педагогом соответствующих действий.

    К наиболее значительным внешним ограничениям можно отнести и требования, которые данная педагогическая система предъявляет к типу преподавателя. Он должен быть креативной личностью с высоким уровнем познавательной мотивации, способным организовывать самостоятельную изобретательскую деятельность студентов [7].

Данные новообразования совпадают с известной моделью Дж. Гилфорда. Согласно мнению автора А.В.Морозова [8] в  данной модели мышление протекает в условиях дивергентного мышления, представленного следующими основными свойствами:

1.                      беглостью (количеством идей, возникащих за единицу времени);

2.                      оригинальностью (возможностью производить редкие идеи, отличающиеся от общепринятых познавательных стандартов);

3.                      восприимчивостью (чувствительностью к деталям, противоречиям, неопределенности);

4.                      метафоричностью (возможностью создавать фантастические идеи при сохранении, тем не менее, определенной объективной связи с исходной проблемной ситуацией, умение в простом видеть сложное, а в сложном простое и т.д.

Человек в полном смысле этого слова должен воплощать в себе четыре сущности: индивид, творец, личность, субъект. Образование должно позволить человеку развить и реализовать эти сущности, создавая условия для овладения четырьмя составляющими культурно-исторического опыта:

-  материальной культурой;

-  культурой общности;

-  культурой познания и творчества, включающей в себя методологию познания, исследования, проектирования, психологию творчества и направляющей  становление человека-творца;

-  духовной культурой, представленной в различных системах мировоззрения, в искусстве, литературе и т.д., связанной с осознанием и принятием смыслов существования человеком-субъектом.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Артюхина А. «Проектирование и создание образовательной среды для профессионально-личностного развития студентов //«Аlma mater», Вестник Высшей школы, № 9, 2006.

2.     Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе // Совр. Высш. шк. – 1977, №1(17), с.94.

3.     Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к  проектированию. – М: Смысл, 2001. – 365с.

5.     Бишимбаев В. «Формирование креативных качеств в высшей школе» //Поиск-Іздеңіс

6. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического  образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –  272с.

6.     Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации  обучения. – М., 1988. – С.137.

7.     Чернышева Н.С. Инновации в образовании № 3, 2001.

8.     Морозов А.В.Формирование креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования. Дис. на соиск. ученой степени д.п.н., Москва, 2004г.-382с.