УДК: 894 342-2

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ КАЗАХСКОЙ ДРАМАТУРГИИ

Шапауов Алиби Кабыкенович

кандидат филологических наук, доцент.  Shapau@mail.ru

Казахстан.  Кокшетауский госуниверситет им. Ш. Уалиханова

 

В статье в основе комедийных произведении казахской национальной драматургии  рассматривается  проблема  негативных  сторон  современной  действительности.

    The is a problem of  negative sides of contemporary reality speculated in the article.

 

Драматические произведения делятся на трагедийные, драматические, комедийные, в каждом из них можно увидеть природу, особенности другого вида. К слову требования, предъявляемые к комедии нельзя предъявить к трагедии, так как каждый вид драматического произведения имеет свои особенности, свойственные жанровой природе. А если же в драме встречаются элементы трагедии, комедии, то это придает особенную окраску произведению.

Комедия – один из основных видов драматического жанра. Комедийное произведение – это художественное произведение, показывающее, критикующее, предостерегающее будущие поколения от отрицательных деяний, произведение смешное и одновременно заставляющее человечество задуматься.

  Известно, что комедия развивается несколькими путями. Обязательное условие комедийного произведения в том, что каждый его элемент должен порождать смех, вызывает смех и одежда персонажей, и их движения, и их слова, и их ответы.

  Исследованиям природы комедии посвящено немало работ. В казахской национальной драматургии впервые комедия как жанр проявилась в произведениях М. Ауезова, Б. Майлина, Ж. Шанина и других.

В советскую эпоху в казахской литературе развитие комедии было ограничено. Если А.Байтурсынов писал: «Конфликт сам по себе делится на три вида: 1/ смерть, то есть мученическии конфликт /трагедия/, 2/ ослабленный, т.е. мученически – горестный конфликт /драма/, 3/ Напрасный, то есть беспокоенный конфликт /комедия/. Если к конфликту добовляется песня, действие называется желанным, насладительным. Если язык действия хитрый, то называется комичным, если же слово интересное, смешное то называется смешным, если колдовское – называется волшебным» [1, 448], то А. Тажибаев в докторской диссертации [2, 127] отметил первые виды казахской комедии, связь её с устным народным творчеством; Р. Нургалиев в своей докторской диссертации специально останавливается на жанре комедии, учитывая национальные особенности, делит комедию на сатирическую и лирическую [3, 228]; Ж. Абилов в кандидатской [4, 229], а затем и в докторской [5, 229] диссертациях рассматривает в комедии диалектику проблемы национального самосознания и «манкуртства», подробно рассматривает природные виды комедии.

  Первые казахские комедиографы, произведения которых отвечают всем условиям жанра комедии – это Б.Майлин, Ш. Кусаинов, М. Ауэзов, Ж.Шанин; взяв за основу канву рассказов, превратившихся в народные шутки, прибаутки, хитрости. Они преобразили эти произведения, в результате из-под их пера вышли прекрасные сценические произведения. Находясь в среде народа, находя и героев из народа, инсценируя свои произведения, они готовили представления, знакомили со сценическим искусством жителей казахских аулов.

  И мы имев полное право сказать, что любители искусства в ту эпоху создали профессиональный театр.

  Зарубежные и русские ученые-литературоведы выделяют множество видов комедийного жанра. К примеру, С. Наровчатов условно выделяет «сатирические, лирические, иронические, сентиментальные, романтические» [6, 243]. В.Сахновский-Панкеев в свою очередь пишет: «Комедия – счастливый жанр. Комедию любят все. Ведь её  непременный  спутник –смех!» [7,224], Н.Н.Киселев, как бы продолжая мысль, пишет: «Комедия-это не просто пьеса, содержащая  элементы смешного, это драматическое произведение, в котором  комическое выступает  доминирующим  эстетическим качеством , когда и содержание конфликта, и способ его воплащения, и образы  главных героев комичны» [8,9].

Беймбет Майлин- мастер в создании смеха. Комедии Б.Майлина делятся на одноактные и многоактные. Комедия главная часть творчества Б.Майлина, так как автор жизненно важную линию  своих будущих произведений создал на основе  смешных элементов, ситуаций, имевших место в темных казахских  аулах, во время всеобщей ликвидации безграмотности. Особенно яркие произведения  были созданы из  эпизодов. Связанных  с ищущими  выгоду религиозными  деятелями,  с действиями мужчин, не желающими просвещать своих жен в пору «ликвидации безграмотности», с отношениями  между юношами и девушками.

  Надо добавить, что, хотя до него в истории казахской  драматургии точно таких образцов  сценического искусства не было, Б.Майлин  оставил в качестве  наследия прекрасные классические произведения.

В качестве продолжателей традиций  в промежутке между 1970-1990 годами в национальной драматургии можно назвать таких замечательных писателей комедийного жанра, как К.Мухамеджанов, С.Адамбеков, С.Жунусов.

   Сакен Жунусов посвятил жанру комедии три драматических произведения. Завязка музыкальной комедии «Кысылганнан кыз болдык». Пьеса «Кысылганнан кыз болдык» - перекликается с небольшой песней  Б.Майлина построенной в виде диалога –«Ыбыраймыз» (1928г.). При сравнении видно, что и главные строки имеют сходство с песней. Этот факт доказывает мысль о том, что автор пьесы  С.Жунусов, славный сын  казахского народа, поэт,  драматург - продолжатель творчества мастера комедии Б.Майлина. И если Б.Майлин подчиняет свою песню  двум этапам, двум Течениям времени, говоря «вчера» и «сегодня», то С.Жунусов небольшой пролог в авансцене комедии подвёл к форме настоящего времени, использовал современный  этап - «сегодня» .

В небольшой песне, построенной в формае диалога, Б.Майлин (в песне «Ыбыраймыз» 1928) уместно отображает уходящее время, время баев, показывает действие  в советскую эпоху, в период конфискации имущества богачей.

По задумке драматурга в  двухкратной  пьесе вынужденно стали девушками должны были быть подняты две проблемы: 1) Если есть необходимость только в смехе, то 2) подстрочно с помощью смешного должны подниматься социальные, общечеловеческие  проблемы, общечеловеческая трагедия должна критиковаться через  иронические, сатирические образы.

Проблема поднимаемая  в комедии-состояние культуры в совхозе, состояние местной художественной самодеятельности. В авансцене  в диалоге  между директором и неизвестным человеком через слова директора «Быт наш с ранних времен правильный, а вот за слабую культуру нам на бюро «вкрутили» передается весь смысл комедии. И состав участников событий в комедии, то есть штатный состав кружка художественной самодеятельности вызывает у нас смех. Ни у одного участника-персонажа нет способностей, стремления к настоящему искусству. Даже основная профессия художественного руководителя Жумата- ветеринар.

С.Жунусов в образе директора совхоза создал глубокий  комедийный характер, подчёркивая, что он думает не только о кружке самодеятельности , но и "о сосках детей". Драматург С.Жунусов в этой комедии создает смешные ситуации не только в рамках этой темы, он поднимает и вопросы, касающиеся правды общества, времени,  эпохи.

Например, такие проблемы, как нехватка в то время рабочих мест, одиночество  престарелых людей, отсутствие истинного сочувствия судьбе родного аула и другие общественные, социальные проблемы.

Событие во втором акте начинается с того, как начальник вытрезвителя Хайдаров критикует Орынбасара Амировича. Он говорит о том, что он 34 года добросовестно трудится, а до сих пор дослужился лишь до капитана, а его родственники стали "генералами", "полковниками". С этого начинается действие в пьесе. Это - первая завязка в произведении, начало действия. Начальник своего сверстника Хайдарова, человека, с которым вырос, сначала называет некультурным из-за того, что тот вошёл, не постучавшись, затем, намекая на свою высокую должность, говорит ему: "Не кричи. Если есть дело, говори быстро."

   Проблема, поднятая в двухактной сатирической комедии «кроссворд или шутливый маскарад» - правда современной жизни. Ход событии в вытрезвителе,событии, происходящих  в рамках этого сатирического произведения, отрожает современную действительность. С.Жунусов, открыв лицо этой повальной болезни – пьянство, показывает трагическое положение народа. Автор пьесы, не считаясь со многими условностями, также в иносказательной форме бросает призыв: «Задумайся, потомок».

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Байтурсынов А.  Ак жол. Алматы: Казах энциклопедиясы /Сост: Нургалиев Р./. 1991

2.     Тажибаев А. Казах драматургиясынын тууы мен калыптасуы: Дисс…уч.степ.доктора филол.наук. АН КазССР. 1970

3.     Нургалиев Р. Проблемы жанров казахской советской драматургии: Дисс…уч.степ.доктора филол.наук. АН КазССР. 1983

4.     Абилов Ж.  К.Мухамеджанов драматургиясы: Дисс…уч.степ.канд. филол.наук. КазМУ. 1995

5.     Абилов Ж.   Казах комедиясынын негизи мен генезиси: Дисс…уч.степ.докт. филол.наук. КР УГА. 2001

6.     Наровчатов С. Необычное литературоведение. М-Л: 1987

7.     Сахновск-Панкеев С. О комедии. М: Просвещение. 1981

8.     Киселев Н.Н. Русская советская комедия 20-30-х годов: Автореф...уч.степ.доктора филол.наук. –Томск. 1973

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казахстан, г. Кокшетау,  КГУ им. Ш.Уалиханова

ул. Абая, 76.     зав.кафедрой казах.литературы, к.ф.н.,

доцент  Шапауов А.К.    Shapau@mail.ru

факс: 8 /7162/ 255583.   269761-кафедра.   Моб.теле: 87016883565