К.ф.н. Нестерик Э.В.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова

Основные направления исследования плана содержания и плана выражения категории художественного времени

 

 

Настоящая статья посвящена исследованию плана содержания и плана выражения категории художественного времени. Художественное время является объектом изучения литературоведения и лингвистики текста. Литературоведы определяют эту категорию как особую категорию литературы, лингвисты – как категорию текста. Однако наиболее изученной до сих пор остаётся лишь содержательная сторона художественного времени, его свойства и функции. Что касается формального аспекта этой категории, то здесь ещё много неисследованного.

Цель работы – определить основные направления исследования плана содержания и плана выражения категории художественного времени. В соответствии с поставленной целью в статье решаются следующие задачи: определяется понятие художественного времени с точки зрения литературоведения и лингвистики текста, дается описание содержательного аспекта (плана содержания) исследуемой категории, выясняется, в каком направлении следует изучать содержательную и формальную стороны художественного времени и отдельных категорий времени, входящих в состав темпоральной структуры художественного текста.  

Говоря о времени в литературе, необходимо проводить разграничение между художественным временем и временем как темой. Художественное время – это не мысль писателя о времени, это то время, “которое писатель сам творит в своем произведении” [1, 76]. В художественном времени протекает действие произведения: живут и действуют его герои и совершаются изображаемые в нем события. Иначе говоря, художественное время – это форма бытия художественного мира [2, 14]. Оно не отражает непосредственно реально существующего времени. Это лишь образ, определенная модель действительности, в которой сочетаются реальное и вымысел. Художественное время характеризует переплетение свойств нескольких времен: реального, перцептуального и индивидуального [3, 87]. На основании этих времен писатель формирует несколько типов художественного времени: реальное художественное время, включающее время жизни человека (физиологическое время) и циклическое время, психологическое время (время психического мира человека), а также ирреальное художественное время различных типов: астральное, инфернальное, волшебное, мифологическое, сказочное, фантастическое, время Зазеркалья [4, 163].

Художественное время – это не только образная модель действительности реальной или ирреальной, объективной или субъективной, это еще и средство выразительности, и очень действенный литературный прием. Будучи “хозяином” внутреннего времени произведения, писатель обладает широкими возможностями для свободного изображения его течения и создания таким путём различных смысловых и стилистических эффектов [5, 110]. Так, нарушая хронологическую последовательность событий, художник превращает время в эстетическое средство развёрнутую временную метафору [6, 46]. Искаженная последовательность повествования, поток рассыпанных частей приобретают в этом случае самостоятельную ценность [7, 104]. Писатели нередко нарушают и равномерность хода времени с целью создания определенного эффекта: замедленное или быстрое течение рассказа может влиять на настроение читателя [8, 216, 248]. В художественном тексте время выступает и как способ совмещения чувственных и смысловых характеристик, т.е. как что-то, что способствует вживанию читателя в воспринимаемый художественный мир [6, 47].

В лингвистике художественное время трактуется как текстовая категория. Оно включается в состав концептуальных категорий, осуществляющих связь текста с объективным миром.

Правомерность рассмотрения художественного времени как одной из категорий текста обоснована З.Я.Тураевой, полагающей, что лишь в тексте можно выявить кардинальные особенности времени [3, 88]. Действительно, континуум не может быть реализован в предложении, поскольку предложение статично, в нем нет “развёртывания мысли” [9, 92]. Он создаётся “смыслом текста, взятого в целом” [5, 186], отличного от смыслов составляющих его структур (предложений) [10, 71,72], и относится к парадигматике текста подобно тому, как грамматическое время относится к парадигматике языка [5, 186]. Однако в отличие от грамматической категории времени художественное время есть категория более высокого ранга, подчиняющая себе грамматическое время как одно из средств своего выражения [2, 210]. Грамматическое время – это категория глагола, служащая для темпоральной (временной) локализации событий или состояний, о которых говорится в предложении [11, 89]. Категория художественного времени – это разновидность временной структуры текста, отличающаяся от временных структур текстов других функциональных стилей. Под временной структурой текста понимается сеть отношений, связывающая языковые элементы, участвующие в передаче времени и объединённые общностью семантики и функций [3, 86].

У категории художественного времени, как и у времени глагола, можно выделить формальную и содержательную стороны (план содержания и план выражения). План содержания художественного времени включает те понятия, которые передаются этой категорией. План выражения представлен рядом средств, используемых для выражения этих понятий. Остановимся подробнее на плане содержания художественного времени. Понятие художественного времени – это довольно сложное понятие. Оно включает в себя:

1) время тех событий, из которых складывается сюжет, т.е. сюжетное время;

2) время персонажей (индивидуальное, частное, личное время), в состав которого входит: субъективное восприятие времени героем произведения, его биографическое время, время его деятельности;

3) время автора, отражающее “его концепцию времени, его временную позицию по отношению к изображаемым событиям” [12, 64];

4) время читателя – “время рационального и чувственно-эмоционального восприятия прочитанного” [там же, 65].

Как видим, в плане содержания художественное время характеризуется многозначностью и сложностью. Оно служит не только для временной локализации событий, но и указывает на характер протекания их в тексте и выражает субъективную оценку (субъективное восприятие времени героем произведения, время автора, время читателя). Иначе говоря, помимо временных характеристик категория художественного времени способна выражать аспектуальные и субъективно-модальные характеристики изображаемых явлений.

Что касается плана выражения категории художественного времени, то здесь наблюдается не менее сложное переплетение явлений, чем в плане содержания. Помимо уже упоминавшейся системы грамматических времён в формировании художественного времени участвуют лексические средства, стилистические приёмы, разного рода повторы, композиция текста [3, 92,94].

Данные положения основаны на результатах исследований категории времени в литературоведении и лингвистике. Однако если литературовед рассматривает время с точки зрения того, как оно воспроизводится и изображается в произведении словесного творчества, а лингвист изучает языковые отражения времени, то для лингвистики текста эти два подхода неразрывно связаны между собой: “описание категорий текста ставит перед исследователем две основные задачи: 1) выявить, какие понятия передаются этими категориями; 2) определить, какой набор средств используется для их выражения” [3, 82].

Ранее уже говорилось о том, что художественное время входит в группу содержательных категорий текста, которые “характеризуют процесс отражения в тексте объективной действительности” [3, 81]. Отражение реального мира в идеальном мире эстетической действительности происходит сложным путём. Прежде чем изобразить тот или иной фрагмент действительности, писатель пропускает его через собственное сознание и, следовательно, так или иначе преобразовывает его. При этом в каждом конкретном случае создаётся новый образ мира, т.е. “некоторая модель действительности, восстанавливающая полученную из действительности информацию в новой сущности” [13, 113,114], которая затем пересоздается во вторичную художественную действительность, т.е. текст. Другими словами, процесс отражения реального мира в художественном тексте осуществляется по формуле “действительность – образ текст”, где образ выступает как связующее звено между действительностью и текстом [14, 73].

Содержательные категории выполняют ту же функцию, что и образ -  осуществляют связь текста с объективной реальностью [3, 81]. Следовательно, в художественном тексте они представлены его образной системой. Так, согласно З.Я.Тураевой, художественное время – это не только содержательная категория текста, но и образная модель действительности [там же, 87]. И.Я.Чернухина указывает, что слово ‘время’, называющее содержательные особенности текста, многозначно. Оно обозначает особый способ организации художественного текста и особый образ, который может возникать в произведении [15, 55].

Основным свойством образа является то, что он “возникает в процессе отражения и воссоздания мира” [13, 114]. Как отмечает Э.С.Азнаурова: “Субъект речи – создатель художественного текста – мыслит образами, “кодируя” содержание речевого произведения в системе образных выразительно-изобразительных средств” [16, 15].

Иначе говоря, в процессе отражения действительности образ выступает как форма художественного мышления и обобщения, как эквивалент понятия, которым оперируют в науке [17, 28], а в процессе воссоздания – как содержание по отношению к своему речевому оформлению [18, 204].

Попытаемся определить, носителем какого содержания является сам образ. Одни исследователи считают, что основу образа составляет объективная действительность [14, 72, 73; 19, 109;13, 113], другие полагают, что образ – это форма выражения и существования идеи (идейного содержания в художественном тексте) [18, 170, 171; 20; 26, 21].

То, что образ выступает как отражение реальной жизни, не вызывает никаких сомнений. Так, согласно А.А.Потебне, художественный образ есть “внутренняя форма”, “представление содержания”, где содержание есть “чувственный образ” [22, 146-175]. А этот образ “в большей мере связан с объектами действительности, чем с категориями смысла” [23, 322].

Несомненна связь образа и с идейным содержанием произведения. Именно эта связь делает образ многоплановым и многозначным: “Фокусируя в себе авторскую идею, образ становится своего рода смысловым конденсатором, источником скрытого смысла” [21, 33].

Сказанное выше убеждает в правомерности рассмотрения художественного образа как воплощения действительности или идеи. Однако такое понимание образа не раскрывают в полной мере его специфики. Художественный образ обладает свойствами, источником которых не может быть ни объективная действительность, ни идейный смысл. Речь идет о таких его свойствах, как иносказательность и эмоциональность. Л.С.Выготский объяснял эти особенности образа наличием у авторов “особенного эмоционального мышления”. Он считал, что образ как продукт фантазии подчиняется иным законам, нежели законы обычного воображения и логически-дискурсивного мышления [24, 49]. Такое объяснение кажется вполне правдоподобным. Эмоциям принадлежит существенная роль в формировании художественного образа. Одним из показателей эмоционального происхождения образа является его способность оказывать воздействие на восприятие читателя. Однако здесь возможно и другое объяснение. Известно, что художественный образ может быть реализован только в перцептуальном пространстве и времени субъекта, создающего  или воспринимающего художественное произведение [25, 15]. В этом же пространстве-времени локализуются  образы сновидений, которые по символической нагрузке ничуть не уступают образам художественных текстов. (Еще П.А.Флоренский обращал внимание на сходство снов с художественными произведениями в плане композиции и семантического наполнения [26, 3-8].) Э.Бенвенист считал, что в текстах сновидений можно обнаружить практически все виды тропов, встречающиеся в  художественных текстах [27, 126]. В основе сходства образов художественных текстов с образами сновидений лежит, по-видимому, общность их происхождения, а точнее местоположения. Как уже отмечалось, свойства перцептуального времени существенно отличаются от свойств реального времени. То же можно сказать и о свойствах перцептуального пространства. В перцептуальном времени-пространстве реально существующие объекты, точнее, их отражения и образы могут вступать в такие отношения, которые в реальном времени-пространстве просто невозможны. Как следствие эти объекты приобретают свойства, присущие в реальном мире объектам существенно иной природы [25, 21,22]. Отсюда вытекает, что иносказательным, метафоричным, символичным художественный образ становится только благодаря специфике перцептуального времени-пространства.

Эмоции, идеи, перцептуальное пространство и время относятся к явлениям психического мира человека. Этот мир наряду с объективной действительностью и составляет содержание художественного образа. Иными словами, в плане содержания образ представляет собой некое слияние объективного и субъективного миров: “специфика художественного образа состоит в том, что, давая человеку новое познание мира, он одновременно передает и определенное отношение к отражаемому” [13, 113]. Содержание всегда определяет форму. Следовательно,  формирование художественного образа определяется не только свойствами объективно существующего мира, но и спецификой психического мира человека. Сам же образ определяет выбор средств для своего языкового закрепления: “Язык художественно-литературного произведения может быть понят лишь в связи с той образной системой, которая лежит в основе произведения. Она определяет мотивировку и отбор лексических, интонационно-синтаксических, звуковых средств, при помощи которых создается тот или иной образ” [28, 79].

Cказанное приводит нас к следующему выводу: при выявлении понятий, передаваемых такими категориями, как художественное время, исследователь должен опираться на знание о свойствах объективного и субъективного миров, а при определении набора средств, используемых для выражения этих понятий, – на систему образов, лежащую в основе художественного текста.

В том же направлении следует изучать и отдельные категории художественного времени, выступающие в качестве деталей образной модели –реальное художественное время, психологическое время, ирреальное художественное время. Ведь деталь образа – “это та же отраженная действительность”, т.е. “образ какого-то жизненного явления, части более широкого явления” [18, 206]. Кроме того, исследование отдельных категорий времени, входящих в состав темпоральной структуры художественного текста, может способствовать успешному решению рассматриваемой проблемы.

 

Литература

1. Лихачёв Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. – 1968. №8.

2. Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского                 языка): Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1979.

3. Тураева З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 “Иностр. яз.”. М.: Просвещение, 1986.

4. Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории: Учебник для студентов-журналистов и филологов. М.: Едиториал УРСС, 2002.

5. Пелевина Н.Ф. Стилистический анализ художественного текста. Л.: Просвещение, 1980.

6. Гильманова Н.С. Психологические аспекты временной организации памяти в жизни личности и в художественном произведении. // Мир психологии. Москва-Воронеж, 2001. №1.

7. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства / Пер. с англ. Г.Е. Крейдлина. – М.: Прометей, 1994.

8. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М.: Наука, 1979.

9. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Едиториал УРСС, 2004.

10. Гальперин И.Р. О понятии «текст» // Вопросы языкознания. – 1974. №6.

11. Маслов Ю.С. Время глагольное // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990.

12. Темирбулатова А.Б. Художественное время и пространство: их значение и функции //Вестник КазГУ. Серия филологическая. – 2001. №1.

13. Арнольд И.В. Стилистика. Современный английский язык: Учебник для вузов. М.: Флинта: Наука, 2002.

14. Степанов Г.В. Ценность художественного образа и лингвистическое единство текста // Лингвистика текста. Материалы научной конференции. Часть II. М., 1974.

15. Чернухина И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста. Воронеж: Изд-во Воронежск. Университета, 1984.

16. Азнаурова Э.С. Прагматика текстов различных функциональных стилей // Общественно-политический и научный текст как предмет обучения иностранным языкам. – М.: Наука, 1987.

17. Ковалев А.Г. Психология литературного творчества. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960.

18. Виноградов И.И. Проблемы содержания и формы литературного произведения. М.: Изд-во МГУ, 1958.

19. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. Учеб пособие для студентов пед. Ин-тов по специальности № 2103 “Иностранные языки”. Л.: Просвещение, 1978.

20. Валгина Н.С. Теория текста. Учебное пособие, 2002 // http://www.hi-edu.ru

21. Солодилова И.А. Смысл художественного текста. Словесный образ как актуализатор смысла. Учебное пособие для студентов III курса. – Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.

22. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. – М.: Искусство, 1976.

23. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1999.

24. Выготский Л.С. Психология искусства. – М.: Педагогика, 1987.

25. Зобов Р.А., Мостепаненко А.М. О типологии пространственно-временных отношений в сфере искусства // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. – Л.: Наука, 1974.

26. Флоренский П.А. Иконостас: Избранные труды по искусству. – СПб.: Мифрил, Русская книга, 1993.

27. Бенвенист Э. Общая лингвистика. – М.: Прогресс, 1974.

28. Тимофеев Л.И. Проблемы теории литературы. М.: Учпедгиз, 1955.