А.Е. Коротеева

кафедра второго иностранного языка Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого

 

К проблеме слова как языкового знака и его значения

 

С точки зрения философии язык представляет собой систему знаков, которые создаются человеком для передачи определенного значения, фиксирующего смыслы различных свойств и сторон предметов действительности. Таким образом, важнейшее свойство знака заключается в том, что, представляя собой некоторый материальный объект, знак служит для обозначения чего-либо другого.

Как языковой знак слово является двусторонней единицей, имеет материальную и идеальную сторону - означающее (план выражения) и означаемое (план содержания) - и представляет собой единство звучания и значения. В концепции де Соссюра означающее в вербальном языке представляет собой “акустический образ”, однако, по его представлению, это не материальное звучание, а представление о нем, получаемое нашими органами чувств. Всякий акустический образ - это сумма ограниченного числа элементов или фонем, которые можно отобразить на письме с помощью соответствующего числа знаков. Означающее представляет план выражения также и материально. Но эта материальность специфична, так как означающее состоит из собственно материальной части (звук) и идеальной (отпечаток, образ звучания, материальная сторона в сознании).

Связь между предметом и словом устанавливается только через мышление и носит  опосредованный характер: при употреблении слова возникает не сам обозначаемый предмет, а мысль о нем, его образ в сознании как слушающего, так и говорящего. По мысли де Соссюра, связь между означаемым и означающим конвенциональна (немотивированна и условна) в большинстве знаков вербального языка. Слово может обозначать как отдельный предмет, так и весь класс однородных предметов, так как предметы и явления реальной действительности могут отражаться в сознании как в виде представлений (наглядных образов, в которых сохраняются индивидуальные признаки конкретного предмета), так и в виде понятий. При формировании понятия сознание отвлекается от индивидуальных особенностей предметов, от всего того, что не составляет их сущности.

По отношению к слову как единице языка традиционно говорят о звуковой оболочке, грамматической форме и о значении как о содержании слова. Языкознание определяет значение слова как его смысловое содержание, в философии же различают предметное, смысловое и экспрессивное значение. Под предметным (денотативным) значением понимается тот предмет или класс предметов, который называет (обозначает) данный знак в конкретной знаковой ситуации. Смысловое (сигнификативное) значение знака - это его свойство представлять, фиксировать определенные стороны, черты, характеристики обозначаемого объекта, это то, что понимает человек, воспринимающий или воспроизводящий данный знак. Под экспрессивным значением знака понимаются выражаемые с помощью данного знака (при использовании его в данном контексте и в данной ситуации) чувства и желания человека, употребляющего знак. В лингвистике понятие значения конкретизируется как лексическое значение слова (языковое употребление), а смысл  как субъективный образ, возникающий при понимании текста (речевое употребление). Языковые знаки приобретает смысл лишь во взаимоотношении друг с другом и, следовательно, в силу своих отличий.

Говоря о лексическом значении, различают понятия семантической структуры и структуры лексического значения. Под семантической структурой понимается вся совокупность лексико-семантических вариантов. Т.о., понятие семантической структуры тесно связано с явлением полисемии. Выделяются основные и производные значения с разной степенью удаленности от основного значения. Совокупность значений слова и связывающие их отношения и образуют семантическую структуру этого слова. Структура лексического значения представляет собой строение отдельного лексико-семантического варианта, структуру какого-то одного значения, которое складывается из иерархически организованных сем - минимальных единиц плана содержания, представляющих собой элементарные отражения в языке различных сторон и свойств обозначаемых предметов. Общая для целого класса слов сема называется архисемой и является интегрирующей (объединяющей). Следует отметить, что несколько лексических значений слово может иметь только в языке, в то время как употребляемая в речи конкретная словоформа реализует обычно только одно лексическое значение.

С течением времени слова могут менять свое значение и свою материальную оболочку или даже совсем исчезать из языка. Эти процессы приводят к появлению новых слов и новых значений, утрате старых, изменению связей между ними, а также между означаемым и означающим. В связи с этим говорят о развитии лексического значения, в основе которого чаще всего лежит перенос наименования одного предмета или явления на другой. Необходимо подчеркнуть, что эта способность языка к развитию обеспечивается и определяется  такой особенностью  языкового знака как его ассиметричность, т.е. способность одного означающего передавать разные значения и стремление означаемого языкового знака быть выраженным разными означающими.

 

Литература:

 

 

1. Глинских Г. В., Петрова О. В. Введение в языкознание: Учебник - Нижний Новгород: НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 1999

2. Головин Б. Н. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов филол. спец. вузов. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. школа, 1983

3. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. - М., 2004

4. Назаров В. Н. Систематическая философия в вопросах и ответах - Тула, 1999

5. Соссюр Ф. де Заметки по общей лингвистике - М., 1990