И.М. Грицан

Курский государственный университет, г. Курск

 

ТЕАТРАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

КАК ОДИН ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

 

На сегодняшний день актуальным является вопрос разработки новых технологий образования, воспитания и развития личности студентов, отвечающего современным социальным, экономическим, нравственным и образовательным требованиям и технологиям.

Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. В связи с этим особенно остро встает вопрос о повышении качества учебного процесса по иностранному языку, о поиске новых, более эффективных методов и приемов обучения.

Практика свидетельствует, что существующий определенный разрыв между интеллектуальными возможностями студентов, их интересами и тем, что они в действительности могут высказать на иностранном языке. Это постепенно разрушает мотивацию, которая поддерживалась на начальном этапе изучения иностранного языка, стремлением, готовностью и желанием научиться общаться на изучаемом языке.

Чтобы поддерживался и развивался интерес к учению, необходимы определенные условия. Мы считаем, что созданию соответствующих условий способствует использование театральных средств и разработка различных методов.

Театрально-эстетическая деятельность, органично включенная в образовательный процесс - универсальное средство развития личностных способностей человека. В театральной педагогике имеются общие закономерности процесса обучения творческой личности, которые целенаправленно и продуктивно можно использовать в целях воспитания творческой личности студентов.

Вузовская театральная педагогика, являясь частью театральной педагогики и существуя по ее законам, но она преследует несколько иные цели. Если целью театральной педагогики является профессиональная подготовка актеров и режиссеров, то вузовская театральная педагогика говорит о воспитании личности студента средствами театрального искусства.

Спектакль как синтетически сложное искусство состоит из актерского искусства, выразительно-изобразительных и технических средств. Актерское искусство, это своеобразный мотор всего происходящего на сцене, и без этого невозможно само театральное действо. Театральные подмостки это пространство, и в нем работает пространственный человек, то есть - актер. И поэтому к театру привлекаются все пространственные виды искусства, которые выражаются здесь в форме декорационного искусства. К выразительно-изобразительным средствам спектакля также относится и музыкальное оформление. Технические средства, из которых основополагающим является архитектурная заданность театрального здания и техническая оснащенность сцены.

Спектакль представляет собой произведение театрального искусства, созданное в соответствии с замыслом режиссера и под его руководством совместными усилиями актеров и других членов театрального коллектива.

Искусство театра – коллективное творчество. Поэтому театр может стать объединяющим клубным пространством неформального социо-культурного общения. Освоение учебного материала через проживание трансформирует знания в убеждения. Общее сопереживание – один из основных инструментов воспитания.

Необходимо помнить, что театрально-образовательный процесс в силу своей уникальной синтетической игровой природы является мощнейшим средством воспитания через проживание духовных культурных образцов человечества и требует к себе пристального внимания, опеки и контроля.

Театральные средства во всем своем разнообразии могут быть использованы в вузе за счет постановки небольших спектаклей. Такой способ преподавания иностранных языков признан наиболее эффективным в плане запоминания студентами языкового материала и развития в них творческих способностей.

Важнейшей задачей стоящей перед преподавателем сегодня, является развитие студента, его художественное образование, эстетическое воспитание, и иностранный язык как предмет играет в этом немаловажную роль. Увлекательный мир спектаклей, песен, игр, импровизаций, имитаций, может оказать преподавателю неоценимую помощь в формировании и развитии языковой компетенции, решении задач эстетического воспитания, в развитии творческих способностей студентов.

Театральный проект, несомненно, помогает развить у учащихся языковую компетенцию, даже если языковая подготовка студентов находится не на самом высоком уровне. Участвуя в спектакле, студенты слушают, слышат и понимают друг друга. А ведь аудирование - один из самых важных и сложных видов речевой деятельности. Именно поэтому любая дополнительная возможность в практике аудирования может быть полезна обучающимся. Сцена приучает студентов так же и к четкой, правильно оформленной грамматической речи.

Театрализованные занятия привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют студентам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

Любой человек готов играть роли в сказках, сценах, и если вы хотите активизировать его знания грамматики, фонетики, аудирования, то лучшее средства, чем театрализация, трудно найти. Театрализация - это обогащенная эмоциями форма познания, обладающая способностью настраивать учащихся на сопереживание, отклик. Такие занятия могут стать сильнейшим стимулом в изучении инлстранного языка. Обучение языку средствами искусства используется в целях повышения интереса к языку, эмоционального, интеллектуального, эстетического воспитания учащихся. Театральная постановка включает в себя: выбор театрального текста, адекватной языковой подготовки студентов, чтение, перевод, работа над произношение, интонацией, работа над грамматическими конструкциями, распределение ролей, разыгрывание отдельных сцен пьесы, разучивание ролей, песен, танцев, обсуждение костюмов, декораций и т.д.

Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как “языковой барьер”, становится легко преодолимым, как только студенты попадают в ситуацию ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс.

Немаловажным является и то, что совместная работа над спектаклем развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные студенты помогают слабым), укрепляет ответственность за успех общего дела.

В то же время для преподавателя работа над сценарием, репетиции помимо дополнительного времени для отработки произношения, введения и закрепления лексических единиц предоставляют уникальную возможность общения со студентами, причем в новом для обеих сторон контексте. Привычные роли преподаватель - студент преобразуются в иную модель отношений – режиссера и актера.

Специфика использования театральных средств заключается в том, что одновременно с отработкой языковой и речевой стороны материала ведется работа над его сценическим воплощением. Необходимо показать студентам как правильно двигаться по ходу разыгрываемого диалога, владеть жестом и мимикой, говорить громко с хорошей дикцией так, чтобы было хорошо слышно. Доброжелательными репликами преподаватель поощряет актеров и показывает, как преодолевать робость и скованность, вступать в контакт со своими партнерами, говорить четко и без особого напряжения голосовых связок, передавать характер действующих лиц. В распределении ролей необходимо учитывать как языковые, так и актерские возможности учащихся: одни разучивают реплики на изучаемом языке, другие - пантомимические роли или исполняют песни и танцы, третьи становятся суфлерами и работают со зрительной опорой на текст. Назначаются дублеры, оформители, режиссеры постановок. Такая организация работы стимулирует активность всех ее участников.

Когда у студентов складывается достаточный опыт постановки небольших спектаклей, и формируются постоянные творческие коллективы, можно предложить им самостоятельно выбрать материал и подготовить драматизацию в виде сюрприза для студентов, не принимающих участия в театральных действах. Работа ведется в тайне от всех. Студенты чувствуют себя настоящими актерами, волнуются, как перед выходом на сцену.

Сценарий постановок должен быть построен на изученных лексических единицах, знакомых грамматических и речевых структурах.

Соприкосновение с искусством делает общение преподавателя со студентом ярким и запоминающимся. Занимаясь одним общим делом, они становятся единомышленниками, а значит: разрушается непонимание между преподавателем и студентом, преподаватель становится менее доминантным, создается атмосфера доверия, и улучшаются отношения, студенты становятся свободнее, раскованнее, увереннее в себе, студенты учатся работать в команде, терпимо относиться друг к другу, формируется чувство взаимопомощи и ответственности за свои знания, ситуация успеха побуждает студента к дальнейшей деятельности, занятия театром будят творческую фантазию.

Театр играет огромную роль при решении триединой педагогической задачи – во - первых, в умственном становлении, во - вторых в обучении, в - третьих в образовании и воспитании личности студента.