Б.В. Кайгородов.
Астраханский
государственный университет
Контекст как основа понимания
человеком самого себя.
Современный человек живет в информационно насыщенном
жизненном пространстве. И как следствие у человека повышается чувствительность к стрессам, что приводит к постоянному напряжению. Это
вызвано тем, что человек постоянно
осознанно и неосознанно реагирует на эту информацию и перерабатывает ее. Он
стремится ее «проработать», а если она
не согласуется с принципами или
установками человека он ее отрицает и отбрасывает. В противном случае он
«поглощает» информацию, которая не связана с его желаниями. Так происходит становление
разнообразных социальных установок, которые в дальнейшем могут «мешать» жить. И
на каком-то этапе жизни человек начинает понимать, что информация,
приобретенная ранее ему «мешает». С одной стороны, он пытается ее отвергнуть
или переработать или, с другой стороны,
корректирует свои мысли и желания и принимает информацию.
Человек стоит перед задачей понимания
информации. Решая эту задачу, он сталкивается с проблемой понимания себя – понимания
своих мотивов, возможностей и характеристик
своей личности. Понять свои цели, мысли, мотивы, установки и т.д. значит
разобраться в них, определить иерархию и выделить приоритеты, определить свою систему знаний, свои возможности. Это определение
опосредовано деятельностью и общением. В процессе деятельности человек пропускает ситуацию через себя путем
наложения на нее систему своих, «присвоенных», знаний, и если эти знания
позволяют понять ситуацию, разобраться и участвовать в ней, то они превращаются
в ценности.
В
деятельности, когда ситуация не соответствует опыту, знаниям,
возможностям человека, он стремится
понять самого себя, разобраться в себе, и через это понимание считаться с собой, верить в себя, принимать
себя в ситуации выбора. Это помогает ему
адекватно действовать в любых, порой довольно сложных, ситуациях, в которых
создаются условия актуализирующие понимание себя. Другими словами, пониманию,
всегда предшествует непонимание. Непонимание себя создает проблемы с принятием
себя, доверием к себе. Это приводит к сбою в программе.
Например,
когда он выходит из дома и постоянно испытывает тревогу о том,
все ли выключил. В этом случае он не понимает и не принимает себя. Реальность
и представления о себе находятся в разных полях. Дилемма «выключил утюг или нет» больше всего его беспокоит, но это
беспокойство «отрывается» от собственной личности. Человек не верит, что он может
регулировать и контролировать ситуацию. Нет доверяя к себе. Человек как бы
смотрит на эту ситуацию со стороны. Он не принимает себя как субъекта данного
действия и разрешения ситуации. Поэтому он постоянно возвращается в помещение и
делает обход с целью определить еще и
еще раз для себя – все ли выключил. И только в случае осмысления ситуации он заставляет
себя проанализировать эту ситуацию определить свое место в ней. Актуализируется
задача понимание себя в этой ситуации, которая как следствие приводит к
принятию себя.
Среди ученых нет одинакового отношения
к соотношению понятий «понимания» и «принятия».
Так, например, А.Ю. Панасюк ссылаясь на основной закон коммуникации заключает,
что «понять – не значит принять». При этом принятие он рассматривает как
побудитель, регулятор действий, поведения, деятельности в целом (Панасюк, 2007). Исследователь считает,
что понимаемое сообщение человеком принято, если он регулирует действия
человека. Но регулирует действие не просто сообщение, а сообщение, имеющее
смысл для человека, а этот смысл постигается в процессе понимание. И если
человек не действует согласно данному сообщению, то это действие с обратным
знаком. Другими словами отказ от действия, тоже действие. Таким образом, чтобы
не действовать необходимо понимание.
Принятие исследователь рассматривает как
согласие. «Не приняли, потому что эта информация находится в состоянии
диссонанса, но уже не с информационным фондом…, а с каким-то иными
психологическими образованиями» (Панасюк,
2007, 29-30). Но и это предполагает действие, связанного с выражением несогласия
и в связи с этим проявление соответствующего действия.
Например, человек обратился с просьбой одолжить ему денег. Если человек
имеет негативный опыт одалживания денег этому человеку, то он откажет ему, так
как понимает, что ему придется затратить много дополнительной энергии и время,
чтобы получить обратно долг. Он отказывает, то есть выполняет действие. В этой
ситуации он себя принимает. Он не испытывает чувство сожаления, что обидел
человека. Он находится во внутреннем комфортном состоянии вызванным
эмоциональным и когнитивным согласованием представлением о себе и реальной
ситуацией.
В.М. Розин приводит утверждение Марины
Цветаевой, которая считала, что от понимания до принимания не один шаг, а
никакого: понять и есть принять, никакого другого понимания нет, всякое другое
понимание – непонимание (Розин, 1998, 59).
Понимание и есть принятие и действие. Понимание позволяет знанию проявиться в
действии. В Японии есть пословица –
«Знать и не делать, значит не знать».
Человек если понимает себя, то он согласно этому пониманию действует и принимает себя. Он привел в соответствие
свои личностные образования и реальную ситуацию. И если они согласуются, он
действует. Другими словами, человек может не принять только ту информацию о себе или других людях, которую не понимает.
Линн Кларк считает, что принимать себя
важно, когда человек мотивирует себя на достижение целей или выстраивания
отношения. Способность выстраивать отношения с окружающими и мотивировать себя
на достижение целей – важная составляющая эмоциональной культуры (Кларк, 2007). В.В. Знаков отмечает, что
основным вопросом теории понимания считается вопрос о выявлении
предметно-смысловых контекстов и определении конкретно-исторических норм
объективности знания, влияющих на формирование значений и смыслов в
субъект-субъектных взаимодействиях (Знаков,
1998)
Организуя деятельность, человек «конструирует» реальность для себя
и примеряет реальность к себе. Здесь
соединяется «карта реальности с самой реальностью» (Розин, 1998). Реальность – это то, что находится вокруг меня и не
зависит от меня, а карта реальности это то, что связано со мной. В реальности
сосредоточены конкретно-исторические нормы объективности знания. Она достаточно
формализована. Карта реальности является следствием привнесения себя в реальность.
Например, мне надо сесть за стол и
заняться изучением английского языка. Но сразу возникает множество отговорок,
которые мешают мне реализовать свою цель, которая заключается в том, чтобы
выучить английский язык. Для реализации этой цели я должен найти свободное и
удобное для меня время в своем распорядке дня. Это моя карта реальности. В определенное время мне надо
сесть и заниматься, но нет большого желания этого делать, на что указывают
отговорки. Для достижения своей цели я могу поступить следующими двумя способами. С одной стороны,
заставить сесть за стол, для этого положить на стол учебники, тетради,
подготовить и включить магнитофон с записями на английском языке, т.е. создать
внешнюю благоприятную к этой деятельности обстановку. Посмотреть свои записи и
полистать учебник или вспомнить слова на английском языке. Это позволит
постепенно включиться в деятельность. Здесь организуется внешняя реальность. С
другой стороны, я могу выделить основной мотив, ради чего мне надо учить язык,
вспомнить ситуацию, когда знание языка помогло
мне в решение бытовых и профессиональных задач. Провести ревизию, - какие знания я уже имею. И эта внутренняя
работа создаст карту (субъективную) реальности, которая вызовет гамму чувств и
переживания и позволит мне включиться в деятельность. Если внешняя объективная
реальность и реальность субъективная (карта реальности) совпадут, то эффект
будет очень сильным и человеку будет легче войти в деятельность.
В случае расхождения реальности и карты
реальности человек стремится понять ситуация и себя в ней и в связи с этим перестроиться
самому или изменить внутреннюю реальность. Например, человек может включить
психологическую защиту рационализации или отрицания. Анализ реальности и
внешней реальности задают контекст понимания.
Понимание
всегда зависит от контекста. Другими словами оно - контекстуально. «Смысл
объекта понимания возникает в результате установления связи между целостной
структурой содержания и каким-либо внешним (по отношению к объектам) культурным
и личностным контекстом» (Знаков, 1998,
64). В зависимости от контекста
происходит разное понимание себя. В ситуации семейных отношений, дружбы,
профессиональной деятельности задаются разные вехи понимания себя. Человек
выделяет разные характеристики, качества, мотивационные тенденции и т.д. своей
личности. А затем он их интегрирует в
обобщенный образ самого себя, в «концепцию Я», что способствует целостному
представлению о самом себе и целостному пониманию самого себя. Обобщенный образ
не дает еще целостности. Целостность достигается сложной внутренней работой
связанной с дифференциацией внутренних разнообразных составляющих «Я». Это
позволяет человеку в разных ситуациях соответствовать внутреннему представлению
о самом себе. Устойчивому пониманию со своей вариативностью в мыслях, отношению
к собственным поступкам и т.д.
Возникает двойная задача: уловить контекст
и понять себя, смысл своего существования. Это понимание начинается с момента
формулирования своих целей, идеалов, интересов и желаний. Все начинается с
вопросов: «Что я хочу?», «Что я для этого могу сделать?».
Контекстом может выступить сама ситуация, требования
других людей, статус и позиция человека. Понять себя значит выделить контекст.
Если человек считает себя представителем элиты, то и понимать себя, свои
поступки он должен в контексте этого положения. В противном случае многое
внутри меня может не соответствовать представлению о человеке данного статуса.
Это потребует от человека контроля над своими действиями и поступками и их ко корректировку.
А то получится как с губернатором Нью-Йорка. В марте 2008 года ему пришлось
уйти в отставку из-за скандала, вызванного тем, что он пользовался услугами
проституток. Хотя когда он был прокурором, он беспощадно боролся с
проституцией. Вот такой поворот. Возникает вопрос. Понимал ли он то, что делал?
Конечно, понимал? Но понимал с позиции мужчины. А психология мужчины часто такова,
что он думает, что сам быстро это забудет, а другие люди это простят. Как
мужчину его простят, но не как губернатора. Губернатор в это время «отдыхал».
Мы всегда стремимся понять себя в разных жизненных
ситуациях. Особенно в тех, которые являются для нас проблемными. Но, решив
проблему, поняв себя, мы закрепляем определенный стиль, тактику поведения в
аналогичных ситуациях. Это сохраняется до того времени, пока мы не встретимся с
новой сложной для нас ситуацией. Это и позволяет нам отметить, что понимание
всегда стремится к устойчивости. Понять сейчас, значит понять на перспективу.
Пусть до столкновения со следующей проблемы. Таким образом, понимание
актуализируется в момент появления и решения проблемы, т.е. в момент
превращения проблемы в задачу. Когда человек имеет дело с привычными схемами
действия, с уже знаемыми вещами и предметами, то здесь понимания нет. Человек
узнает и знает определенный деятельностный контекст, чтобы начать вести себя в
нем соответствующим образом.
Понимание себя всегда адекватно. Но
адекватность не абсолютная категория, а относительная. Адекватность понимания
определяется границами норм и стандартов, которые устанавливаются
социализируемыми институтами, человеком. Адекватно понять себя значит понять
себя в контексте ситуации и тех людей, с которыми мне предстоит
взаимодействовать. Взаимодействуя с руководителем, я понимаю себя с позиции
подчиненного, и это будет определять должным образом мое поведение.
В 90-х годах нами было сформулировано рабочее определение понятия «самопонимание».
За основу были взяты положения о том,
что понимание необходимо рассматривать как процедуру осмысления – выявления и реконструкции
смысла, а также смыслообразования. Мне представлялось важным в определении
указать на гомеостаз между когнитивной и эмоциональной сферами личности
человека. Понять себя предполагает становление согласия между этими сферами в
структуре самосознания человека во время решения задачи, которая состоит в
определении себя в реальности. Это согласие между представлениями, знаниями о
самом себе и отношением к себе, и их соответствия конкретной ситуации, определяемое ее контекстом. Понимание себя
это постижение человеком смысла своего существования, результатом которого
является когнитивное и эмоциональное согласование продуктов самосознания и
реальности (Кайгородов, 2000).
Реальность это то, с чем человек
сталкивается и чему выстраивает субъективное отношение. Это то, что с человеком
случается в данный момент времени. Но эту реальность определяет сам человек. Он
привносит в нее себя. Уже получается не реальность, а как мы говорили выше –
«картина реальности». Для других
реальность может породить другую картину реальности. Например, человек
приходит в гости, и если он любитель «выпить», то будет обращать внимание на
количество спиртного, если он неравнодушен к противоположному полу, то он
проявит интерес к нему и т.д. Реальность – быть в гостях. Картина реальности –
что более значимо и близко. Картина реальности определяет ценность и защищается
самим человеком. В этой картине мира человек существует и пытается в ней быть.
Быть адекватным самому себе, чувствовать комфортно. В этом я вижу смысл
согласования продуктов самосознания и реальности. В чем видится контекст
ситуации понимания себя в нашем примере. Человек строит картину реальности, но
его поведение будет определяться тем, что за ситуация, какая моя роль в этой
ситуации. Если это дружеская встреча, большинство приглашенных мои близкие
друзья то можно вести себя в соответствии с моей картиной реальности. А если от этой встречи зависит
моя карьера и я в гостях у руководителя, то я должен корректировать свою картину реальности или представление о себе.
Происходит актуализации других
составляющих «Я» своей личности.
Это же
происходит в организации. Я выстраиваю свое поведение в рамках
организационной культуры. Такое поведение позволяет мне соответствовать
требованиям деловых отношений. Принимая организационную культуру человек
понимает себя в контексте этой культуры и на основании этого регулирует и
коррегирует свое поведение. Ему приходится в рамках контекста разобраться в
самом себе и, исходя из этого, строить поведение. Например, если в организации не
принято внешне проявлять недовольство, то человек будет его сдерживать.
Контекст
будет определяться культурно-историческими и культурно-социальными
детерминантами, которые задают основные установки, мировоззрение, идеалы и
принципы. Это то, что делает контекст достаточно устойчивой единицей анализа
понимания. Контекст, вытекающий из ситуации, будет определять менее устойчивую
единицу анализа.
Литература.
1. Знаков В.В. Понимание в познании и
общении. Самара. СамГПУ. 1998.
2. Кайгородов Б.В. Самопонимание: миф или
реальность – М., Московский психолого-социальный институт, 2000.
3. Кларк Л. SOS. Обуздай свои эмоции. Как справиться с тревогой,
гневом и депрессией. – М.: Астрель: АСТ, 2007.
4. Панасюк А.Ю. Психология риторики:
теория и практика убеждающего воздействия. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
5. Розин В.М. Психология: теория и
практика: Учебное пособие для высшей школы. - М.: Издательская группа «ФОРУМ» -
«ИНФРА-М», 1998.