Маркова Н.Г.

Нижнекамский муниципальный институт

Формирование толерантности у молодежи как

индикатора культуры межнациональных отношений

Социальные преобразования в ХХI веке предполагают, что толерантные взаимоотношения между людьми должны стать социальной нормой современного общества, принятой и узаконенной на государственном и межгосударственном уровнях. Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. 

В 1995 году резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО утверждена Декларация принципов толерантности, разработан и утвержден ряд международных документов, защищающих права человека. Первое десятилетие ХХI века провозглашено ООН «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты». В 2001 году нашим государством была принята федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе на 2001-2005 гг.», которая, несомненно, отмечает особую актуальность целенаправленной работы по формированию толерантности среди российских граждан. Однако, действенный механизм реализации провозглашенных прав и свобод человека еще не создан, и в этом один из истоков интолерантности, царящей в мировом сообществе. Поэтому, одним из эффективных средств решения этой проблемы является система образования, в рамках которой государство способно позитивно и целенаправленно формировать этнокультурные процессы в обществе. Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Наиболее часто оно используется в связи с межнациональными, международными отношениями.

Сегодня остается самой сложной и многогранной проблема межнациональных отношений, так как она имеет глубокие исторические корни. Формируя личность будущего специалиста в любой области посредством развития у него культуры межнациональных отношений, вуз одновременно определяет жизнь будущего поколения. Умение последующих поколений решать задачи обновления и демократизации общества во многом зависит от качества сегодняшней их подготовки к жизни и, в целом, от овладения культурой межнационального взаимодействия. Актуальность проблемы формирования культуры межнациональных отношений во многом определяется характером социальных преобразований, проводимых в нашей стране. Современный мир в своем развитии сталкивается с целым рядом сложных социальных, экономических, экологических и политических проблем, требующих разработки и осуществления эффективных международных средств и форм межнационального взаимодействия. Проблеме межнациональных отношений и межнационального общения посвящено значительное количество философской, социологической и психолого-педагогической литературы. Философский аспект данной проблемы представлен в трудах Н.А. Бердяева, Л.Н. Гумилева, Н.О. Лосского, В.С. Соловьева, Г.Г. Шпета и др. Общение-коммуникация вообще рассматривается в философских трудах Ж.В. Ильенкова, М.С. Кагана, М.И. Сетрова и др. Этносоциологический аспект исследуемой проблемы представлен в трудах Ю.В. Арутюнана, Л.М. Дробижевой, А.Г. Здравомыслова, А.А. Сусоколова и др.

Общетеоретические основы национальных и межнациональных отношений изложены в исследованиях Р.Г. Абдулатипова, Ф.С. Бабейко, Ю.В. Бромлея, З.Т. Гасанова, Н.Д. Дашдамирова, Л.М. Дробижевой, Р.Г. Подольного, И.И. Серовой и др. Формирование у молодежи толерантного отношения к социальному окружению, историческому и культурному наследию является одной из актуальных задач современного образования.

Толерантность (от лат. Tolerantia – терпение) – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию, повышение порога эмоционального реагирования на угрожающую ситуацию [5. С. 401-402]. Толерантность является доминантой культуры межнационального общения. Проблема воспитания толерантности и взаимопонимания между народами остается нерешенной и, конечно, актуальной, о чем свидетельствуют события, происходящие почти ежедневно в разных уголках нашей планеты, где участниками становятся представители разных национальностей.

Каковы же главные причины столкновений между людьми разных национальностей? В первую очередь – это отсутствие культуры поведения, неспособность слушать и слышать, понимать, а значит, и уважать, принимать окружающих людей, независимо от их национальности, возраста, социального положения, взглядов.

Другой причиной можно обозначить – низкий этноэтикетный уровень знаний значительной части молодого поколения. В течение тысячелетий люди искали совершенные способы взаимодействия друг с другом, которые способствовали достижению согласия и взаимопонимания в поликультурном образовательном пространстве; созданию атмосферы терпимости, доброжелательности, уважительного отношения друг к другу. Доминантой человеческих отношений стали правила и нормы этикета, зародившиеся еще в глубокой древности и в дальнейшем стали надежным средством равноправного межнационального диалога. Они позволяли избегать ненужных конфликтов и натянутости в отношениях между народами. Со временем этикет стал своеобразным ядром межнациональных отношений, культуры общения и взаимопонимания. В современном поликультурном мире среди части студенческой молодежи наблюдается дефицит хороших манер, что приводит к возникновению конфликтов.  Только знание и выполнение норм и требований этноэтикета будет способствовать снижению роста конфликтности. Другой важной составляющей в процессе формирования культуры межнациональных отношений у молодежи служит этнопсихологическая гибкость. Она дает возможность эффективно приспосабливаться к традициям, обычаям, образу мышления и действиям представителей разных этнических общностей и при этом сохранять уважение к ценностям собственного народа.

Обозначенные причины указываются практически во всех документах, в которых говорится о необходимости воспитания подрастающего поколения в духе межнациональной толерантности. В Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной 16 ноября 1995 года в I статье «Понятие толерантности» записано: 1.1. Толерантность означает уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Статья 26 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».

Воспитание культуры толерантности (терпения) и согласия должно стать одной из центральных тем образования наступившего века. Для современного общества характерен новый взгляд на образование и его функциональную роль в жизни людей. В настоящее время образование стало непрерывным процессом и оно обхватывает весь период активной жизни человека. Поэтому представители не только педагогической общественности, но и части российской политической элиты постепенно начинают осознавать, что именно образование может позволить России преодолеть затянувшийся кризис и войти в число современных высокоиндустриальных стран. Но при этом хочется подчеркнуть то, что просто словами проблему не решить, при этом необходимы практические действия. Поскольку Россия становится органичной частью мирового сообщества, поэтому сегодня надо задуматься над тем, что может ожидать систему высшего образования России в будущем. В настоящее время  подготовка специалистов с высшим образованием напрямую связана с качеством преподавательского состава, с перечнем изучаемых дисциплин и, конечно, с применением инновационных технологий.

В Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы говорится о необходимости формирования толерантного поведения у молодежи, а также профилактике национализма и экстремизма, уменьшения риска социальных взрывов [3]. Значительное количество этнических конфликтов, с которыми сегодня сталкиваются национальные государства, имеют культурную составляющую. Многие исследователи проблем межнациональной толерантности в связи с этим обращаются к теме диалога культур, где каждая из сторон имеет право высказать свою точку зрения и быть при этом понятой и услышанной.

Высшая школа должна готовить как высококвалифицированных специалистов, так и культурных, интеллектуально развитых, духовно богатых людей, грамотно работающих с проблемами и умениями искать и находить пути их решения; с эмоциональной стабильностью, самостоятельностью, ответственностью, уверенностью в себе; с гибкостью и критичностью мышления.

Подавляющим большинством специалистов отмечается специфическая роль культуры как механизма сдерживания, обуздания нетерпимости. Наиболее эффективный механизм воспитания толерантности – изучение иных культур. Только человек, знающий свою культуру, способен понимать культуру других народов. На него и направлено большинство международных образовательных программ и на нем же базируется вся политика ЮНЕСКО. Дистанция между практикой воспитания толерантности и психологическими, педагогическими методами заставляет задумываться о создании принципиально нового механизма воплощения этой  идеи. Для России формирование толерантности актуально не менее, чем во всем остальном мире. Толерантность является ведущей характеристикой уровня  развития культуры индивида и общества в целом, при этом толерантность отождествляется с умением человека жить в гармонии, как с собой, так и с миром людей. «Толерантность – это хрупкая, ненадежная, но абсолютно необходимая конструкция в человеческих, конфессиальных, социальных, государственных отношениях» (В.С. Библер).

Толерантность не передается по наследству, она формируется в процессе жизни человека, в процессе постоянной работы над собой, наполняясь положительным содержанием, способностью терпимого отношения к социальной несправедливости, пониманием чужих мнений, верований, поведения. Поэтому внедрение новых технологий в практику обучения следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития как учащихся, так и студентов. Важна роль школы как базового звена образования и вуза  в подготовке будущих специалистов в любой области. Несомненно, большое значение имеет способность образовательных учреждений гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт. Поэтому внедрение новых инновационных технологий в образовательный процесс должны отвечать запросам общества.

В процессе формирования культуры межнационального взаимодействия интеграция предполагает использование активных методов преподавания в учебном процессе, где при отборе методов важно, чтобы они отвечали трем основным требованиям: валидности, т.е. были бы обоснованы, устойчивости, т.е. могли бы воспроизводиться, репрезентативности. Методы проблемного обучения предполагают наряду с восприятием и воспроизведением учебной информации решение специальных задач – проблем, которые подобраны в системе и в соответствии с поставленной целью. Технология проблемного обучения активизирует мыслительную деятельность студентов, развивает их творческие способности, умение анализировать, обобщать, классифицировать, находить оптимальные решения в проблемных межкультурных ситуациях. 

Итак, толерантность настоящего времени показывает, что она является образовательным компонентом взаимодействия между людьми, принадлежащим к разным этносам, культурам, традициям, религиям. Необходимым условием выживания человечества в период обострения существующих противоречий является диалог культур и мировоззрений, плюрализм мнений.

 

Список использованной литературы

1.       Безюлева, Г.В. Толерантность в пространстве образования : учебное пособие / Г.В. Безюлева, С.К. Бондырева, Г.М. Шаламова / М. : Московский психолого-социальный институт, 2005.

2.       Бондырева С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства : избранные труды / С.К. Бондырева. – М. : изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : изд-во НПО «МОДЭК», 2003.

3.       Век толерантности : научно-публицистический вестник. – М. : МГУ, 2001.

4.       Маркова, Н.Г. Решение проблемы формирования толерантности – условие успешной социализации / Н.Г. Маркова // AlmaMater. – 2006. – № 2.

5.       Психология. Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М. : Политиздат, 1990.