К.п.н. Стоянова И.Я.

Томский государственный университет, Россия

Новые направления изучения адаптивно-защитных стилей человека

Многообразие жизнедеятельности человека предполагает применение различных способов взаимодействия с реальностью, которые могут способствовать  нарушениям адаптации и здоровья, а также становиться основой преодоления трудностей. К таким феноменам относятся пралогические образования. Являясь продуктом мифологического мышления, они содержат догматическую направленность, отвержение новых возможностей познания реальности опытным путем. Однако в социуме выявляется широкая распространенность архаических представлений в форме верований, примет и суеверий, применяемых в различных сферах бытия с целью защиты от невзгод, порожденных непредсказуемостью мироустройства. Сформированные на ранних этапах эволюции, первобытные представления оказываются включенными в картину мира современного человека. Они сохраняют свою значимость наряду с другими защитными образованиями, возникающими в более поздние периоды.

Изучение пралогических образований, представляющих совокупность системы верований в действие магических сил и имеющих защитные свойства,  определяется научными целями, достижение которых позволяет установить причины, мешающие человеку формировать собственный опыт в контексте современных условий жизнедеятельности.

Существующие литературные источники представлены следующими направлениями рассмотрения пралогического:

1) как способа познания картины мира и приспособления человека к природной и социальной среде;

2) как продукта филогенетического и социокультурного развития;

3) как личностного феномена в континууме «норма – патология».

         В наших исследованиях рассмотрены адаптивно-защитные стили,  включая психологическую защиту и стратегии совладания. Выделяя категорию «пралогическая защита» (ПрЗ), мы обращаем внимание на ее функциональное сходство с другими способами психологической защиты, но в то же время – на отличительные проявления данного феномена.

Базовая особенность пралогического – идентификация со своей социальной группой. Безоговорочная вера в истины и ценности своего социума, «потребность в мифе, иллюзорная объективность коллективных представлений формирует особый способ психологической защиты, обладающий «многослойностью» защитных проявлений. Психологические защитные свойства пралогических образований порождаются значимостью социальной группы или личностью, от которых они были восприняты, верой в их магическую силу, разделенной ответственностью с сообществом, создавшим этот феномен, простотой объяснительных принципов, раскрывающих картину мира. Включенная в коллективные и социальные представления, пралогическая защита объединяет образования, сформированные в архаических культурах, а также социальные стереотипы современности.

Таким образом, концепция исследования заключается в рассмотрении пралогических образований в качестве специфического способа психологической защиты, выполняющего мотивационно-регулятивную функцию при взаимодействии человека со средой. Пралогическая защита проявляется в целостной совокупности всех особенностей, свойственных коллективным проявлениям. Функции психологической защиты заключаются в частично осознаваемом проявлении специальной системы стабилизации личности, направленной на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. С помощью коллективных представлений, имеющих мифологическую природу, заимствованных личностью из «надиндивидуального» опыта, можно представлять реальность в комфортном, упрощенном и более понятном виде, использовать готовые, уже существующие «технологии» в форме традиций, обычаев, ритуалов. При этом значительная доля ответственности за их использование возлагается на автора данного продукта, т. е. на коллективные представления, социальные стереотипы, явившиеся результатом совместной деятельности сообщества, с которым стремится идентифицироваться человек.

Доказано, что феномен психологической защиты содержит центральное противоречие между стремлением человека сохранить психическое равновесие и потерями, к которым ведет вторжение психологической защиты. Если они непосильны для личности, то это приводит к появлению специфических невротических симптомов и нарушениям приспособляемости (Фрейд З., 1996; Грановская Р. М., Никольская И. М., 1998; Ташлыков В. В., 1998; Карвасарский Б. Д., 2005). Учитывая эти особенности психологической защиты (ПЗ), мы предположили, что пралогическая защита (ПрЗ) также будет участвовать в патогенезе невротических расстройств. Поэтому выборку исследования составили пациенты с непсихотическими психическими расстройствами, а также группа без психических нарушений, сравнимая с больными по половому, возрастному и образовательному критериям.

Реконструкция пралогических образований осуществлялась с помощью моделирования установок, отношения, переживания и поведения людей в жизненных ситуациях, восстанавливающих пралогические способы реагирования. Воссоздавая индивидуальный ракурс пралогического реагирования, а затем, обнаруживая его соответствие условиям реализации и частоту использования, выявлялись закономерности проявлений пралогической защиты.

В процессе пилотажного исследования выявлены алгоритмы пралогического реагирования, под которыми понимаются устойчивые паттерны выполнения защитных действий с опорой на магические силы в угрожающих для индивида ситуациях. Одним из этапов реконструкции пралогических содержаний стало создание «Опросника верований и суеверий» (ОВИС).

Содержание опросника посвящено использованию в жизнедеятельности примет, ритуалов, поверий, закрепленных социокультурными традициями в коллективных представлениях либо моделируемых самостоятельно. Окончательный вариант включает шкалы «Пралогического восприятия», «Магической тревожности», «Магического прогноза», «Применения нетрадиционных способов лечения», «Действенного использования пралогических образований», представляющих различные компоненты пралогической защиты.

Рис. 1. Распределение показателей пралогической защиты

у пациентов непсихотического спектра и в норме

На рис. 1 представлены показатели пралогической защиты у пациентов и людей без нарушений психического здоровья. Показатели свидетельствуют о значительной  дисфункциональности пралогической защиты у пациентов по сравнению с нормой. В нормативной группе функции пралогических образований значительно расширяются. Сохраняя функцию пралогической защиты, они становятся стратегией совладания с проблемными ситуациями.

В проведенном исследовании доказаны различия востребованности пралогических образований в норме и непсихотических психических расстройствах, включая их содержательную значимость и ценность, особенности трансформации как социокультурного феномена. Установлено, что в социально-средовых взаимодействиях у пациентов снижается вклад причинно-следственного способа и увеличивается роль опоры на традиции и, особенно – на помощь незримых сил. Выявлены отличительные от нормы особенности трансформации пралогических образований в форме буквальности восприятия пралогических феноменов, в их конкретной, а не символической представленности.  Система защитно-адаптивного комплекса, включая уровни пралогической и психологической защиты, а также  копинг-стратегии, является более эффективной у людей без нарушений здоровья. Для пациентов характерна недостаточность эффективности каждого из уровней адаптивно-защитной системы. Они не обладают специфической функциональной направленностью и дублируют друг друга, участвуя в патогенезе непсихотических расстройств.

Таким образом, адаптивно-защитные модели при невротических, психосоматических и аддиктивных расстройствах являются менее эффективными по сравнению с нормативной группой. У здоровых людей системные уровни реагирования в большей степени соответствуют условиям современного взаимодействия. В каждом из уровней присутствует ресурс, связанный с готовностью использования уникальных стратегий, порожденных индивидуальным взаимодействием с реальностью. В нозологических группах защитно-адаптивная система имеет ригидный характер и меньшие возможности пластичных изменений в ситуациях перемен.

Программы психологической помощи пациентам направлены на развитие эффективных способов взаимодействия с социумом, осознания неэффективных психологических защит, усиления активных и творческих технологий в контексте индивидуального опыта, развитие самопонимания, самопринятия и ответственности за все, что происходит с человеком, а также формирование доверительных отношений к миру и самому себе.