Пономарёв В.А.

Уральская государственная архитектурно-художественная академия

 

АРХИТЕКТУРНАЯ  ТЕКТОНИКА

 

Одна из специфических задач работы архитектора – как можно лучше понимать и как можно убедительнее и ярче выражать на языке художественно-конструкторских средств целостность и красоту проектируемых зданий. Не представляя сути вопросов тектоники, сложно успешно решать задачи архитектурного формообразования.

Архитектурная форма отражает особенности её конструктивной основы: параметры, геометрические и физические свойства, работу несущих элементов, соотношения несущего и несомого, организацию конструкционных материалов. Со всем этим связано понятие «тектоника».

Архитектурная форма обладает предметными, пространственными и вещественными (материал, масса) характеристиками. Отсутствие хотя бы одной из них лишает материально-предметно-пространственную фор­­му её архитектурной сущности.

Материалом архитектурного формообразования служат явления объективного мира, определяющие атрибутивные характеристики архитектурной формы, т. е. те её характеристики, которые непременно присущи ей вне зависимости от воли архитектора:

а) функциональный процесс, определяющий предметные характеристики архитектурной формы;

б) пространство и масса, определяющие её пространственные характеристики;

в) вещество, определяющее характеристики архитектурной формы как физического тела.

Процессом архитектурного формообразования является композиция, с помощью которой преобразуется материал архитектурного формообразования в рамках определенных законов природы формообразования.

Тектонические аспекты формообразования связаны с выражением (показом) в воспринимаемых материальных элементах формы их существенных сторон. Выступая источником эмоционального воздействия, конструкции (системы) закономерно становятся художественным, а не только материальным началом формообразования.

Категория «тектоника» связывает богатство отношений между понятиями «форма» и «конструкция» через композицию. Несущая это конструкция или несомая, монолитная или сборная, однородная или неоднородная, тонкостенная и лёгкая или массивная и тяжёлая, – на все эти и другие вопросы форма должна давать ответ своими свойствами. Форма, её структура и материал (вещество) есть то, в чём проявляется тектоника.

Понятие «тектоника» исследователи архитектуры определяли в различных интерпретациях. Это и «конструктивная композиция» (Я. Чернихов), и «архитектурная ткань» (М. Гинзбург), и «закономерность пространственного построения» (А. Веснин), и «пластически разработанная, художественно оформленная конструкция» (А. Буров).  А. Мардер в книге «Эстетика архитектуры» дает следующее определение: «Тектоника – это конструктивно-пространственная структура, строение здания (сооружения), реальная взаимосвязь несущих и несомых элементов конструкций».

«Целостность архитектурной формы как произведения определяется его архитектоникой. Архитектоника – основной принцип строения произведения (композиции), идеальная взаимосвязь составляющих его элементов» (А. Мардер).

Зачастую термин «архитектоника» применяется как синоним слова «тектоника». Однако эти понятия следует различать (таблица1).

Через взаимосвязи «материал-конструкция-форма» во всех их проявлениях тектоника отражает:

- организацию материала в конструктивных элементах и форме;

- логику конструктивного взаимодействия элементов структуры;

- конструктивные качества формы (прочность, жёсткость, устойчивость, надёжность, эффективность);

- характер действующих нагрузок и распределение усилий;

- технологические особенности конструкций;

- характеристики формы (целостность, упорядоченность, пластичность, масштабность и др.).

Т а б л и ц а  1

Различия в понятиях «тектоника» и «архитектоника»

 

Тектоника

Архитектоника

Относится

к вещественной

структуре формы

к абстрактной

структуре

Определяет

 

конструктивную структуру, строение здания, реальную взаимосвязь несущих

и несомых элементов

основной принцип строения художественного произведения, идеальную взаимосвязь составляющих его элементов

 

Отражает

 

конкретную единичность формы

абстрактную всеобщность формы

Применимо

к естественным и искусственным формам, имеющим массу (горы, растения, животные, здания)

 

к любой идеальной или материальной форме, но только

к искусственной (станок, автомобиль, скульптура, здание, поэма, картина, солнечный закат

и т. п.)

Связь

с физическими характеристиками формы

обязательна

 

не обязательна

 

 

Информативность формы – ясное, понятное и наглядное отражение при восприятии объекта его сущности: назначения; строения; материальной, конструктивной и технологической основ. В эстетическом отношении информативность формы – очень ёмкий фактор, отражающий свойства формы самой по себе и как части более развитой предметно-пространственной (архитектурной) среды.

Элементами информативности формы, равно как и средствами эстетической выразительности тектоники, являются:

- типологическая характерность, ассоциативность; образность формы;

- композиционно-масштабный строй формы;

- пластика формы;

- визуальное акцентирование в подаче главного, типичного в форме;

- визуальное нивелирование в разработке частного несущественного;

- цвет материала, его происхождение и функция;

- фактура и текстура материала.

Информативность формы зависит от следующих факторов: функции, конструктивных особенностей, меры сложности объекта и условий восприятия (комфортности обзора).

Конструктивные особенности формы с точки зрения информативности зависят, прежде всего, от её раскрытости-закрытости. Чем больше обозрима форма, тем она информативнее и тем больше предпосылок создания наиболее полной тектоничности.

Степень информативности формы может быть в различных количественных и качественных состояниях, отсюда – форма может обладать различными свойствами и вызывать у зрителя различные эмоции и впечатления (таблица 2).

Как информационная система архитектурная форма должна создаваться по условиям эстетического восприятия, должна быть организованной, целостной, определенной как объект зрительного восприятия. Эстетическое восприятие – это особая форма психической деятельности человека, сущность которой заключена в том, что общественно значимое содержание объективного мира, внутренняя гармония и целесообразность его форм становятся знанием и достоянием отдельного человека, и, оказывая на него специфическое воздействие, вызывают чувство эмоционального комфорта или дискомфорта.

Эстетическое воздействие архитектуры объективно опосредовано критериями прочности, безопасности, долговечности, удобства, комфорта зданий и искусственной среды в целом. Приятное, комфортное состояние во многом предопределяет эстетическое восприятие архитектурного объекта.

Т а б л и ц а  2

Информативность архитектурной формы

 

Степень информативности

Свойства информативности

Эмоциональные

и эстетические впечатления

количественная

качественная

положительная

 

 

избыточная

чрезмерная определенность

утомляемость, раздражение

понятность,

интерес,

выразительность,

привлекательность,

гармония

непонятность, беспокойство, неуверенность, ненадёжность

неестественность, негативность

достаточная

умеренность, рациональность,

целесообразность

недостаточная

неполнота

нулевая

неинформативная

неопределенность

отрицательная

дезинформативная

фальшивость, косметичность

 

Признано, что фундаментальной идеей основы красоты является идея целесообразности. Целесообразность в природных объектах (растительный и животный мир) совпадает с закономерностями их материальной организации, являясь выражением природных законов формообразования. Целесообразность наглядно проявляется и в процессах архитектурного формообразования, где является всесторонним свойством, так как распространяется на организацию архитектурного объекта в соответствии с требованиями материально-практической деятельности людей (отвечает рационалистическому началу), отражает логичность организации процессов, обуславливается действием физических законов, выражает художественную идею  произведения архитектуры.

Материальный уровень архитектурного формообразования обуславливается рациональными принципами организации строительного производства, экономией материальных, энергетических и трудовых ресурсов, эффективным выбором строительных материалов и работой конструктивных систем. Такие формообразующие элементы, как модуль, типизированные конструктивные изделия (обусловленные закономерностям комбинаторики), прямой угол в геометрических построениях обусловлены, прежде всего, принципами экономии (целесообразности).

Таким образом, красота архитектурной формы выступает, прежде всего, как момент процесса созидательной деятельности через отражение её целесообразности, а архитектурное формообразование предстает как эстетическая организация воспринимаемых элементов формы, несущих многообразную информацию.

Язык тектоники – это совокупность средств, приёмов и элементов информативности архитектурных форм, наглядная образно-ассоциативная форма выражения, обобщения и кодирования информации о существенных физических и функциональных свойствах объектов архитектуры.

Язык тектоники архитектурной формы включает в себя такие компоненты, как визуальный образ-знак и его смысл (значение), которые в процессе восприятия порождают эмоциональную реакцию и эстетическую оценку, как показатель целесообразности. Некоторые, часто применяемые образы-знаки «словаря» тектоники и их вероятный для большинства людей смысл и эмоциональное содержание приведены в таблице 3.

Образы-знаки языка тектоники – это, условно говоря, первичные элементы – «слова». Они образуют своеобразную «лексику» (словарный состав) тектоники – совокупность художественно-выразительных средств и соответствующих им общепризнанных смысловых и эмоциональных значений. Как и во всяком другом языке, в языке тектоники «слова» соединяются во «фразы» и «тексты» с учетом своеобразных правил «грамматики» тектоники. Основное «грамматическое» правило языка тектоники – целесообразность применения того или иного средства, приёма и элемента информативности архитектурной формы для создания её гармоничности.

Т а б л и ц а  3

Язык тектоники

 

Образ-знак

(«слова» тектоники)

Смысл (значение) и эмоциональное содержание («лексика» тектоники)

большая, тёмная

форма

тяжесть, прочность, массивность, устойчивость, надёжность, сила работающее, несущее, монументальность

небольшая, светлая

форма

лёгкость, непрочность неработающее, несомость, неустойчивость,

визуально-композиционная «неокантованность» формы

незавершённость, признак динамики, роста, интерес, эмоциональное напряжение

композиционная «рамка»,

«окантовка» формы

завершённость, покой, статичность, ослабленное чувство интереса и остроты впечатления

визуальная

нерасчленённость формы

монолитность, массивность, монументальность, прочность, уверенность, надёжность

визуальная

расчленённость формы

сборность,

сборно-разборность

изогнутость, плавная

криволинейность формы

работающая конструкция, упругая напряжённость, увеличенное чувство интереса и впечатления

согласованность

элементов формы

целостность, гармоничность

различие и разнобой

элементов формы 

зрительное разрушение формы, дисгармония

симметрия формы

статичность, неизменяемость, уверенность, спокойствие

асимметрия формы

зрительное движение

форма конуса,

пирамиды

устойчивость, надёжность, уверенность, монументальность, спокойствие, статичность

форма круга, сферы

движение, вращение, обостренный интерес и внимание, динамичность

вертикальный элемент

формы

акцент, активная сила, привлекает внимание

горизонтальный

элемент формы

спокойствие, пассивность, отсутствие противоборства, постоянство

пропорции

«золотого сечения»в форме

соразмерность, целостность, упорядоченность, чувство гармонии и красоты

цвет материала

и его сочетанияв форме

увеличение-уменьшение, утяжеление-облегчение, приближение-удаление, горячо-холодно, спокойствие-возбуждение, возвышение-угнетение и т. п.