Педагогические науки/ 5.Современные методы преподавания

 

Грищенко Я.С.

Национальный технический университет Украины

"Киевский политехнический институт", Украина

Игра как мотивирующий фактор при обучении английскому языку профессиональной направленности

 

Каждое занятие само по себе является уникальным, несмотря на строгую зависимость от программы обучения. Следует отметить, что планирование занятия напрямую зависит не только от его вида и отрабатываемых навыков, но и от индивидуально-авторского подхода преподавателя. В свою очередь, именно упомянутый выше подход влияет на поддержание интереса студентов к изучаемому предмету и посещаемость занятий по английскому языку.

Проблемы слабого посещения занятий по английскому языку на факультетах нелингвистической направленности не является редкостью. Понимание важности изучения английского языка чаще всего приходит на старших курсах, во время написания дипломных и магистерских работ, публикации результатов исследований и выступления на конференциях за рубежом. Осознание необходимости наличия знаний по английскому языку появляется вместе с утратой возможности стажировки за границей из-за недостаточного уровня английского языка.

Основным преимуществом ролевой игры с психологической точки зрения являются такие: 1) наибольшее сближение с реальными жизненными ситуациями, как в бытовой, так и профессиональной сферах; 2) определенная самостоятельность участников игры; 3) принятие решений в условиях творческого соревнования [2, с.193]. Кроме того, привлечение ролевых игр в процесс обучения английскому языку способно создавать дополнительную мотивацию к обучению, ведь именно при использовании игр создаются предпосылки для оказания всех способов влияния на психику студентов [1, с.73; 3, с.196].

В качестве эффективного метода обучения игра применяется в различных системах подготовки молодых кадров (О.Ф. Волобуева, А.М. Воробьев, П.М. Городов, В.А. Губин, О.И. Гуськов, В.П. Иванов, Г.А. Китайгородская, В.Д. Лопатка, Т.И. Олейник, О.Б. Тарнопольский, Н.В. Шувалова и др). В ВУЗах ролевую игру используют в учебном процессе в качестве дидактического метода формирования профессиональной коммуникативной компетенции студентов (Г.Е. Пузырева, М.Н. Кузнецова, Г.О. Бударина, Г.В. Кащеева, Т.Н. Лицманенко, Н.В. Матвеева, Л.П. Якубовская). Кроме того, игра является эффективным приемом активизации обучения студентов иностранному языку (М.И. Потапова, О.О. Артемьева). Следует отметить, что обучение студентов английскому языку профессиональной направленности исключением не является, а следовательно привлечение игрового момента на занятиях по английскому языку актуально и нуждается в дополнительном изучении.

Одним из препятствий к изучению языка может стать именно индивидуальный подход преподавателя к проведению занятий. Скучные занятия с методичным, последовательным прохождением всех запланированных заданий не может способствовать активизации заинтересованности студентов в изучаемом предмете. Введение же игрового момента способно оживить интерес студентов и способствует активизации их внимания к выполнению последующих запланированных заданий.

Принимая во внимание упомянутый выше факт, наиболее благоприятными этапами проведения игр являются:

Начало занятия – применение игры на этом этапе привлекает внимание студентов к теме занятия и подготавливает последних к восприятию нового материала,

Середина занятия – в этом случае игра выступает катализатором, способствующим временному отвлечению внимания студентов и последующему повышению продуктивности выполнения упражнений.

Применение игры в конце занятия способствует закреплению материала.

Таким образом, игра является тем элементом занятия, в возможностях которого находится поддержание внимания студентов на протяжении занятия и повышение интереса к самому предмету. Следовательно, игра является элементом решения проблемы посещения занятий и мотивации к изучению английского языка.

Перспективой дальнейших исследований считаем детальное ознакомление с существующими методиками внедрения игрового момента в процесс обучения английскому языку профессиональной направленности в ВУЗе и разработку собственной игровой методики, способствующей активизации внимания студентов на занятиях.

 

Литература

1. Китайгородская, Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам / Г.А. Китайгородская. – М.: Изд–во МГУ, 1986. – 176 с.

2. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – Тарту: Тартус ГУ, 1974. – 219 с.

3. Тер–Саакянц, Г.М. Применение ролевой игры / Г.М. Тер–Саакянц, Н.А.Красовская // Методика интенсивного обучения иностранным языкам. – К.: Рад.шк., 1988. – С.194–208.