Музыка и жизнь \ 1.Музыка: изучение и преподавание

Иматаева Меруерт Илескеновна

 

Жамбылский гуманитарный колледж имени Абая,

Преподаватель, концертмейстер, Казахстан, г.Тараз

 

     Специфика работы концертмейстера в классе народных инструментов (домбыра)

 

На современном этапе приоритетным направлением образования является воспитание молодого поколения в духе уважение к казахской национальной культуре. Наиболее действенное влияние на личность ребенка оказывает приобщение к музыкальному искусству. Ведь детям передается духовный опыт поколений, вековые традиции.

В условиях дополнительного образования учащиеся получают возможность творческой самореализации, самовыражения, приобретают исполнительские навыки, как сольного выступления, так и ансамблевого. Большую роль в этом процессе играют профессиональные качества концертмейстера.

Деятельность  концертмейстера  предполагает  сотрудничество  с  представителями  разных  художественных  специальностей:  среди  них  солисты,  вокальные  и  инструментальные  ансамбли,  хоровые  и  театральные  коллективы,  оркестры.  В  каждом  из  этих  направлений  предполагается  музыкальная  поддержка,  а,  значит,  и  совместная  работа  над  художественным  образом  на  разных  этапах  исполнительской  деятельности,  поэтому  концертмейстер  должен  быть  «универсальным»  музыкантом.

Работа  концертмейстера  уникальна  и  увлекательна,  но  надо  отметить,  что  деятельность  концертмейстера  осуществима  лишь  в  том  случае,  если  она  подкреплена  не  только  основами  теории  и  практики  концертмейстерства,  но  и  постоянным  расширением  культурного  тезауруса  [1,7]. Она многопланова и заключает в себе, не только творческую, но и педагогическую направленность. Этот вид деятельности раскрывается,  прежде всего,  в разучивании с учениками нового репертуара. Итак, концертмейстер – правая рука педагога специального класса, творческий соратник, наставник, помощник для ученика-солиста. Но не каждый концертмейстер имеет право на такую роль.

На занятиях с солистом-инструменталистом концертмейстеру необходимо использовать разные методы работы, включая инновационные. К таким методам можно отнести принципы развивающего обучения. Развивающая система должна обеспечить кроме знаний, умений и навыков, способы самостоятельного постижения знаний по учебным предметам школы искусств. Индивидуальный подход к ученику, раскрытие его творческих возможностей необходимы в работе концертмейстера. Правильно подобранный репертуар, который определяется концертмейстером и педагогом, особенно важен в данном вопросе.

Остановимся на некоторых особенностях работы концертмейстера на отделении «Казахских народных инструментов»,  а именно, в классе домбры. Знание истории развития инструментов, эволюции народно-инструментального репертуара помогает понять «душу»  казахской народной музыки. Концертмейстеру, посвятившему себя работе с казахскими народными инструментами, необходимо иметь представление об основных приёмах  звукоизвлечения  на инструментах, с которыми приходится играть. Знание особенностей штриховой и  звукоизобразительной палитры поможет в аккомпанементе найти соответствующее звучание, найти динамическое и колористическое соотношение с тембрами данных инструментов. Главной задачей концертмейстера является умение «найти звук» и соответствующее «туше»  к каждому из инструментов.

Домбровые аккомпанементы требуют от концертмейстера хорошей технической базы, умения играть легко в быстрых темпах пассажи «шепчущей» звучностью. Движения пальцев почти невидимые, игра лишь кончиками - «кожей» подушки пальца. Иногда бывает достаточно веса пальца, но с особой артикуляцией - «говорком» (parlando). Ансамблевую трудность представляет совместное исполнение пассажей в партии концертмейстера. Для точнейшего совпадения в ансамбле, можно рекомендовать совместно с солистом поучить пассажи с опорой на первые ноты группировок.

В произведениях задорного характера, исполняемых в быстром темпе нужно очень быстро реагировать на то, что именно в данный момент исполняет солист. Необходимо играть, не теряя ощущения ритмической пульсации. Концертмейстер должен обладать абсолютным чувством ритма, иначе он никогда не станет достойной частью ансамбля, Звуковые пределы forte и piano необходимо учить. Это не только звуковая трудность, но одновременно и техническая проблема. Концертмейстер должен умело выстраивать подголоски, смягчать фон, делая его подчас «совсем воздушным»  [2,18].

Существует масса произведений, где характер целиком и полностью зависит от концертмейстера. Например: «Коныльды бикеш» Н. Тлендиева, «Жас епын» и «Жигер» Е. Усенова, «Шалкыма» А. Жаимова, «Коныльды жастар» М. Аубакирова. В данных произведениях концертмейстер держит солистов в темпово-ритмической сетке, дает стартовую подачу темпа, характера, ритма и импульса.

С каждым годом все большую популярность среди домбристов получает исполнение произведений русской и европейской классики в переложении для домбры. Здесь уместно упомянуть имя Магауия Хамзина, чье виртуозное исполнение со сцены «Венгерских танцев» Брамса, «Турецкого марша» Моцарта, «Полонеза» Огинского, пьес С. Рахманинова и произведений советских казахских композиторов на домбре под аккомпанемент фортепиано не только породило моду на подобное исполнение среди известных домбристов, но и подтолкнуло советских композиторов, создавать домбровые пьесы. Композиторы пытались объединить закономерности построения домбровых кюев и европейской классической музыки. Например, «Тойбастар» Леонида Шабельского и Сергея Шаргородского.

На сегодняшний день произведения «Маленькая серенада» Ф. Шуберта, «Венгерские танцы» И. Брамса, «Элегия» Ж. Массне, «Турецкий марш» В. Моцарта, «Рондо» JL Бетховена, «Вальс цветов», «Танец маленьких лебедей» П. Чайковского, «Итальянская полька» С. Рахманинова - являются практически обязательными для изучения.

Ученики класса домбры, в ансамбле с концертмейстером, участвуют в концертах, конкурсах и фестивалях различного уровня. Их совместная деятельность способствует единству художественного и технического развития юных музыкантов, игра в ансамбле развивает в учащихся художественную красоту музыки и тем самым стимулирует их стремление воспроизводить прекрасное, совершенствовать свои исполнительские навыки. В процессе изучения разнообразных сочинений развивается музыкальное мышление и память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу.

Среди музыкантов бытует мнение, что хорошим концертмейстером нужно родиться, потому что все качества, которыми он должен обладать - это некий дар и с этим нельзя не согласиться. Ведь «если человек виртуозно одарён, то тембр звука, характер его взятия, его артикуляция самопроизвольно рождает у музыканта те движения, которые нужны, чтобы получить именно этот звук»  [3,17].

 Литература:

1. Аманов Б. Композиционная терминология домбровых кюев. В сб.: Инструментальная музыка казахского народа. - Алма-Ата, 1985

2. Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. Мозг, разум и поведение.-М.: Мир,2006

3. Бойченко Л.В. Традиционные направления народно- инструментального искусства сквозь призму концертмейстерского опыта. // Материалы II межд. Интернет-конференции. - Екатеринбург, 2008.

4. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. - М., 1997.

5. Гончаренко С. Зеркальная симметрия в музыке. - Новосибирск, 1993.

6. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности. - М., 2004.

7. Кубанцева  Е.И.  Концертмейстерский  класс.  Учебное  пособие  для  вузов  /  Е.И.     Кубанцева.  М.:  Академия,  2002.  —  183  с.