История/ 3. История науки и техники.

Жумангалиев М.К.

Кокшетауский государственный университет им. Ш. Уалиханова, Казахстан

Комплекс защитного вооружения казахского воина в XVI - XVIII вв.

 

В состав комплекса защитного вооружения казахского воина в XVI - XVIII вв. входили боевые доспехи и дополнительные средства защиты. О наличии кольчатых доспехов, чешуйчатых или цельнокованых панцирей, в составе военного снаряжения казахов свидетельствует ряд источников согласно которым, в начале 40-х годов XVIII в. джунгарский хунтайши Галдан-Церен производил поборы панцирями с казахов Старшего жуза [1, С. 142]. Боевые доспехи упоминаются и в источниках XIX в. Например, А.И. Левшин сообщает, что казахами приобретаются панцири наряду с другими видами вооружения: «из Хивы, Бухарии, Персии, Ташкента и Кашгара» [2, С. 312].

В защитном вооружении казахских батыров большое значение имели доспехи с ламинарной и ламеллярной системами бронирования. К данной категории относится вид чешуйчато-пластинчатых панцирей, часто упоминаемый в героических казахских эпосах и в фольклорных источниках, как «көбе сауыт» [3, С. 126].

Покрой ламинарных и лямеллярных панцирей согласно среднеазиатским миниатюрам конца XV-XVII вв. в сравнении с предыдущими периодами претерпевает изменения в сторону облегчения. Теперь панцирь защищал только грудную и брюшную части тела воина [4, С. 118]. Такой панцирь, как правило, одевали поверх стеганных ватных доспехов или халатов. Не исключено, что подобный доспех комбинировался с кольчугой. Однако, уже в XVI в. количество изображений чешуйчато-пластинчатых панцирей постепенно уменьшается, что наглядно отражает тенденции по сокращению использования казахами данных видов доспехов. Причину в подобных процессах следует искать, прежде всего, в увеличении популярности кольчатых и кольчато-пластинчатых систем бронирования, как у казахов, так и на Востоке в целом.

В XVI-XVII вв. казахские батыры преимущественно использовали кольчатый доспех, что подтверждается письменными и изобразительными источниками, а также материалами музейных коллекций [3, С. 130]. В качестве примера можно обратиться к высказываниям Бируни: «Кольчуги предназначены для посрамления оружия (врага) в бою, они защищают оттого, чем действуют противники, и от ударов, срубающих голову» [1, С. 7].

Казахские кольчатые доспехи различались между собой по способу крепления колец и их форме, а также по форме покроя. Среди них основным и самым распространенным видом является кольчужный доспех «кіреуке сауыт» т.е. кольчуга, сплетенная из мелких железных колец в форме рубашки с квадратным воротом и короткими рукавами [3, С. 130-131]. Другой вид доспеха, сплетенный из крупных, плоских колец казахи называли «бадана сауыт» или «байдана» [4, С. 123].

Чрезмерно трудоемкая технология производства кольчатого доспеха толкала мастеров на поиск более совершенных способов его изготовления. Поэтому постепенно кольца начинают вытесняться короткими и узкими пластинками, которые заменяли тысячи клепанных и сеченых колец. Данный вид защитной одежды казахами назывался «зере сауыт» или «доспех зере», что в переводе с персидского означает панцирь из железных колец [4, С. 124].

Следующим видом традиционных казахских доспехов является панцирь, в котором стальные пластины нашиты на кожаную или тканевую основу. Подобный вид представляет собой пример пластинчато-нашивной системы бронирования, эволюционировавшей от монгольских куяков. В данных панцирях пластины приклепывались с внутренней стороны, так, что постороннему зрителю были видны лишь аккуратные ряды заклепок. Такой доспех казахи называли «берен» или «берен сауыт», что в переводе означало «дощатый панцирь» [3, С. 136]. На территории Казахстана остатки доспеха «берен» были обнаружены на территории Южно-Казахстанской области, в ходе раскопок городища Бузук-Тобе. [4, С. 120].

Несмотря на то, что оружейники Средней Азии производили сотни полных комплектов доспехов, большая часть воинов не имели возможности приобрести металлические панцири, и вынуждены были довольствоваться мягкими доспехами из кожи, войлока, ваты. [3, С. 139].

Характерный для казахов способ ведения боя на коне вызвал адекватное развитие системы бронирования, на основе изучения которой можно вывести ряд выводов. Доспехи казахских воинов отличались легкостью, относительной гибкостью и удобством в ношении. Данные тенденции отвечали требованиям интенсивного боя в ходе, которого всадникам была необходима высокая маневренность. В целом, комплекс вооружения казахских воинов в эпоху позднего Средневековья, был достаточно развитым для традиций военного искусства кочевого мира Центральной Азии, основанного на широком использовании холодного оружия.

Однако потенциал традиционных защитных доспехов был ограничен. В XVII-XVIII вв. в арсенале воинов Центральной Азии постепенно увеличивается доля огнестрельного оружия, что негативно отразилось на использовании традиционных систем бронирования.

Литература:

1.           Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. 1635-1758. М.: Наука. Гл. ред. восточной литературы, 1983. - 332 с.

2.           Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей / Под. общ. редакцией академика М.К. Козыбаева. – Алматы: Санат, 1996.- 656 с.

3.           Ахметжан К.С. Этнография традиционного вооружения казахов. – Алматы: «Алмтыкітап» ТОО, 2007. – 216 с., ил.

4.           Л.Н. Бобров, Ю.С. Худяков. Защитное вооружение среднеазиатского воина эпохи позднего средневековья. // Военное дело номадов Северной и Центральной Азии, Новосибирск, 2002, С. 106–168., С. 118.