А.Б.Калыш, С.Жубатканова (КазНУ имени аль-Фараби)

 

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА ХАНА ДЖАНГИРА КАК ПЕРВЫЙ МУЗЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА

 

         В конце XVIII-XIX вв. в результате действий Букея, султана Младшего жуза, 1801 году между Уралом и Волгой была создана Букеевская Орда. Именно в этом благодатном регионе открылись первые казахские школы, больницы, типографий. Именно здесь сформировался первый музей казахских степей [1, c.3].

         Если перейти к истории этого музея, то она связана с именем хана Джангира. Зная  истоки своего народа, его историю,  он открыл в 1828 г. в  Ханской ставке Оружейную палату. Так, академик С.Зиманов  отмечает, что «среди примечательных явлений в культурной жизни Букеевского ханства особое место занимала так называемая «оружейная комната». Это было подобие музея, в котором были собраны в основном образцы оружия.  Мысль об организации оружейной комнаты возникла в ходе посещения Петербурга и осмотра музеев столицы в 1827 г. После этой поездки он разослал письма своим родственникам с просьбой передать ему редкие вещи, в особенности оружие, представляющие семейно-династическую историческую реликвию и ценность. Отец Джангира, Букей-хан, как старший в фамильной ветви хранил у себя немало семейных реликвий и ценных подарков, которые составили основу «оружейной комнаты» в Ханской ставке» [2, c.152].

         В связи с этим отметим, что многие исследователи по традиции приводят ту же дату и место действия, т.е. 1827 году [3]. Для уточнения скажем, что Джангир хан впервые посетил Санкт-Петербург только в 1839 году. А летом 1826 года, казахская делегация в составе султана Ч.Нуралиева, К.Ишимова и Караул-ходжы, трех советников (Дузали, Дузанбая и Черкаса), ахуна А.Мухамеда во главе с Джангир ханом приняли участие в коронации императора Николая I. В поездке  хана сопровождала и его супруга Фатима – дочь первого муфтия Российской империи, Почетного члена Казанского университета Мухамеджана Хусаинова. Коронация же совершалась в Успенском соборе Московского Кремля, куда русские императоры выезжали из Петровского путевого дворца, построенного по указанию Екатерины II архитектором М.Ф.Казаковым близ Москвы [4, c.40]. Именно в Москве, казахская делегация стала  участником этого события, посетила «Оружейную Палату». Наряду с этим, на обратном пути из Москвы 13-17 октября 1826 года казахская делегация пробыла в Казани. В промежутке 14-16 октября 1826 г. Джангир хана приняли в Казанском университете. Ознакомительную экскурсию по учебным корпусам и кабинетам провели ректор Казанского университета, профессор К.Ф. Фукс, который подарил Джангир хану экземпляр Истории татар Хивинского хана Абулгази на турецком языке [5, c.8], а также  профессор М.А.Казем-Бек. Особое внимание хана Джангира привлекла  библиотека и Минц-кабинет, где он рассматривал «многие арабские и татарские манускрипты, красиво писанные Кораны, разбирал цифры и определял места чеканки коллекции арабских и татарских монет»[6].

Именно «Оружейная Палата» Москвы, а также Минц-кабинет и библиотека университета Казани дали мощный толчок  созданию «Оружейной Палаты» в песках Нарын-Кума. Высказывая свое мнение и называя «Оружейной  Палатой» Букеевского ханства,  вместо «Оружейная комната»,   как чаще всего пишут исследователи, нам хотелось бы отметить, что данная Палата или комната  в любом случае выполняла функцию музея. По сути, она являлась первым этнографическим музеем казахов, в т.ч. символом ценностного отношения к истории казахского народа.

В «Оружейной Палате» были представлены предметы культуры и быта казахов, выполненные из следующих материалов: бумаги, фото и документов. К ним можно также отнести произведения живописи, скульптуры, графики,  разнообразную посуду из фарфора, керамики, стекла, меди, дерева, инвентари из ткани, металла, дерева. Особый интерес представляет оружие, нумизматика, конское снаряжение, коврово-войлочные изделия, драгоценные металлы.

В музее хранились грамоты, старинные рукописи и монеты, а также древние кольчуги, оружие, в том числе и с именными надписями. Самое существенное состоит и в том, что здесь имелась богатейшая библиотека в количестве 247 книг. К важнейшим печатным изданиям тех лет можно отнести «Северную  пчелу», «Библиотеку для чтения» и др.

        Об этом музее отмечали в своих публикациях исследователи и путешественники того времени. Одним из таких исследователей является Л. Терещенко, встречавшийся с ханом Джангиром и бывавший в Орде после его смерти. Он оставил  следующее упоминание: «Собирая вещи почему-либо редкие или изящные, он любил собирать оружия, которые помещаются в особой комнате, называемой оружейной, и состоят большей частью из восточных пистолетов, ружей, саблей, шашек, ятаганов, булав, кольчуг, щитов и шишаков, крытых серебряной, золотой чернью и украшенных дорогими каменьями. Иные с надписью арабскою, иные с куфическою. В числе саблей суть дарственные роду его от царственного нашего дома,  а именно: от императриц – Анны, Елизаветы и Екатерины 2, императоров Павла и Александра Благословенного. Между восточными ружьями хранится клинок сабли, похожей более на шашку, которая жалована царем Михаилом Федоровичем, неизвестно кому из ханов» [7, c.62-63]. Далее автор пишет, что в свое время императрица Анна преподнесла хану Абулхаиру «богатую, золотом отправленную саблю, которую он должен обнажать против врагов России.... И эта сабля хранится в доме последнего хана Внутренней орды Джангира» [7, c.55].

          Г.Есипов, побывавший в Букеевском ханстве в 1841 г. по торговым делам и осмотревший  ханский музей, сообщает, что оружейная хана «довольно богата и составляет кабинет его, где он, сидя на персидских коврах, беседует с муллою и занимается чтением алкорана и других священных книг» [8, c.299].

         Другой автор, М.Я.Киттары осмотревший оружейную комнату через год после  смерти хана в 1846 г. оставил следующие данные: «Висел на стене дорогой ковер и на нем симметрически располагались богатые шашки, сабли и ружья, по бокам окон развешаны были дорогие седла и другие принадлежности конской сбруи. У боковых стен возвышения и теперь стоят два узкие, но высокие, красного дерева шкафа, в которых за стеклом помещались различные азиатские кольчуги, налокотники, шлемы и другие воинские доспехи; между этими редкими и ценными вещами более всего бросался в глаза прекрасный стальной шлем, в виде тюбетейки, с красивою золотою насечкою» [9, c.118-120].

         А. Евреинов, посетивший Орду в 1846 г., через год после смерти хана, пишет, что оружейная комната еще находилась в полной сохранности: «Полное внимание мое остановила на себе оружейная. В этой комнате не было ничего, кроме развешанных  по всем стенам плотно, от потолка до полу, оружий разных народов и времен, конских сбруй и других воинских доспехов. Многие из них были драгоценны по древности, добротности  и украшающим их самоцветным камням. Джангир был любитель и знаток редкостей в этом роде и доставал их, не щадя денег» [2, c.154].

         Перечисленное выше сведения показывают, что коллекция хана Джангира была продуманной, систематизированной, являясь одним из первых музеев Казахстана.

         Существует несколько версий относительно дальнейшей судьбы оружейной коллекции. После смерти хана  Джангира и его жены Фатимы музей еще два-три года находился в сохранности, его посещали некоторые исследователи. По одной версии, родственники хана, боясь, что многие из фамильных предметов музея могут быть вывезены оренбургским губернатором  и его чиновниками, разобрали экспонаты по династической принадлежности. По другой версии, наиболее ценные предметы, изготовленные народными мастерами, оказались у ответственных чиновников Пограничной комиссии и членов Временного совета по управлению Внутренней ордой, учрежденного после смерти хана, а часть коллекций была передана ими в столичные музейные хранилища. Согласно третьей версии, жена хана перед своей смертью завещала многие вещи ханского дома, в том числе и часть коллекции, своему родному брату Гусейнову, состоявшему на службе у хана. Есть и такая версия, что после смерти ханского сына Сахиб-Гирея, часть оставшихся в музее предметов была увезена старшей дочерью хана Зюлейхой, которая вышла замуж за полковника Тевкелева, жившего в Оренбурге. Такова в общих чертах история создания и судьба оружейной комнаты, созданной в степи в подражание российским музеям [2, c.156].

            В связи с 200 летиям образования Букеевской Орды начались работы по восстановлению музея Джангир хана. В настоящее время он является историческим музеем Букеевской Орды, которая снабжена новейшими технологиями. Он состоит из зала ювелирных изделий, казначейства, и из гостинной комнаты.

         Возвращаясь, к «Оружейной Палате» в Ханской ставке отметим, что патриотизм Джангир хана по отношению к родной истории и его стремление к прогрессу заслуживает уважения. Не его вина, что последователи не сохранили музей, но коллекции упомянутой Палаты не исчезли бесследно, они ждут настойчивого исследователя.  Необходимо их найти, сохранить и донести до потомков, так как они  являются богатством нашего народа. Такая возможность всем нам представлена, и реализовать ее – наша общая благородная задача. 

 

Литература:

 

1.      Уразгелдиева Н., Тайырова Л. Бөкей ордасы тарихы музейі. – Орда, 2004. – 14 б.

2.       Зиманов С.З.  Россия и Букеевское ханство. – Алма –Ата:  Наука, 1982. – С.152.

3.      Асанова С.А. Основные этапы истории музейного дела Казахстана. – Кемерово: КГУ, 2009. – С.102.

4.      Мукатаев Г.К. Великий преобразователь степи. СПб.: изд-во М.Ирхиной, 2001. – С.40.

5.      Фукс К. Пребывание в Казани киргизского хана Джангир-Гирея // Букеевской Орде 200 лет. – Кн. 2. – Алматы: Өлке, 2001. – 232 с.

6.      Кенжетаев Б. Почетный член Казанского университета Жангир хан  // Столичное обозрение.1995.19 января.

7.      Терещенко Л. Следы Дашт-и-Кипчака и Внутренная киргиз-кайсацкая орда. – Москвитянин. – 1853. – № 21-22. – Т.6. – С.62-63.

8.        Есипов Г. О киргизах орды Джангира Букеева // Журн. МГИ. – 1841. – Ч.3. – С. 299.

9.      Солдатенков К., Щепкин Н. Очерки Зауральской степи и Внутренней, или Букеевской орды. – М., 1859.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:                                                                                  

                                                                                          

1.      Калыш Аманжол Боранбайулы, доктор исторических наук, профессор.

2.      Зав. кафедрой археологии, этнологии и музеологии факультета истории, археологии и этнологии КазНУ имени аль-Фараби. Алматы, Республика Казахстан.

3.      Конт. тел.: д.т. 8-727-2561807, р.т. 8-727-3773319; сот. 8 777-7050400, 8-702 3799533.

4.      Электронный адрес: кalysh 54 @ mail.ru.

5.     Жубатканова Сандугаш Жараскызы, студентка 3 курса факультета истории, археологии и этнологии КазНУ имени аль-Фараби.

6.      Конт. тел.: р.т. 8-727-3773319; сот. 8 775-6223462.

7.      Электронный адрес: sandu_g92@ mail.ru.