Ахметова А.М.

КГКП «Детская музыкальная школа №3» г.Караганды, Казахстан

О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ ПИАНИСТА В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Одной из важнейших задач педагога-пианиста в организациях дополнительного образования является предоставление ребенку возможности саморелизации, раскрытия своего творческого потенциала. В решении данной задачи основное внимание уделяется постижению сущности музыкального произведения через интонирование.

Искусство интонирования – самая насущная проблема в современной музыкальной педагогике. Оно помогает распознать подтекст, услышать и увидеть содержание, основную мысль, понять смысл и одухотворить его, то есть подняться над техническими задачами, создать образ через осмысление нотного текста и превратить его в высокохудожественное, неприкосновенное, ясное, запоминающееся, проникновенное и такое же гениально воплощенное, как и гениально написанное творение.

Проблема интонирования всегда была животрепещущей для исполнителя. Еще большую остроту она приобретает и в наше время – время эпохи звукозаписи, компьютерной (неинтонированной) музыки, а также конвейерного производства. Сейчас эта проблема ставится наисерьезнейшим образом, так как появился массовый стандарт в подходе к музыкальному искусству вообще. В связи с этим педагогу дополнительного образования необходимо помнить об индивидуальности, душевном и духовном мире ребенка.

Именно через интонацию, раскрывая свою внутреннюю сущность, каждый музыкант стремится своею живой душою прикасаться к частичке вечности, тогда, и только оставаясь самим собой, он сможет понять свою индивидуальность и реализовать себя. Интонирование же помогает проникнуть в сущность музыкального произведения так, как через осмысление музыкального содержания и индивидуальной техники исполнения, музыкант находит возможные пути реализации себя.

Но как заложить и воспитать основы интонационной культуры, с помощью которой произойдет решение художественной задачи? На начальной стадии обучения заложить ребенку любовь к музыке таким образом, что бы ни один звук не был сыгран без осмысления, без образной задачи. Постепенно заинтересовывая и увлекая, ставить перед учеником творческую задачу самостоятельного художественного высказывания. Так, процесс постепенно становиться настолько осмысленным, что звуки начинают говорить о конкретном содержании. Так происходит творческое осознание интонируемого материала. Со временем у ученика появляются самые разные исполнительские качества. В результате, постепенно осваивая начальный репертуар, ребенок под чутким руководством своего педагога постигает более сложные образы и приобретает более сложные навыки. Учится видеть и слышать более сложную музыкальную ткань, выделяя главное, не теряя второстепенного. Музыкальная ткань становится понятной, мысль ясной, а воспроизведение учеником художественного материала целостным. Музыкант (маленький человечек) растет и развивается, появляется юношеская легкость и вспышки темперамента, со временем приходит более глубокое вживание в атмосферу каждого произведения. Вырисовывается ясное чувство характера музыки, чуткость к намерениям, строгая выдержка, артистическая красота, мягкий тон, неукоснительная точность в самых рискованных моментах и ураганных темпах, – так в своих интерпретациях и проявляется личность музыканта. Неотъемлемой частью  формирования творческого музыканта является приобретение широкого багажа всемирной художественной культуры. Происходит осознание истинных масштабов и неких координационных осей в огромном мире музыки вообще и в сфере исполнительской в частности, а также основных закономерностей и тенденций развития музыкального искусства. Музыкант приходит к пониманию высших идеалов и в то же время не впадает в педантизм, произведения начинают звучать целостно и в то же время становится слышна ювелирнейшая проработка деталей.

Исполнение – интонирование обретает значение художественного явления лишь тогда, когда оно направляется творчески ярким и целостным интерпритаторским замыслом, впитавшим в себя лучшие стороны культурно-исторической традиции и опыта и одновременно несущим в себе черты новаторского прочтения и толкования произведения. Процесс интонирования – это широчайшая панорама деятельности, невозможная вне творческого подхода к интонируемому материалу. Интонирование является и вариативным процессом, потому, что каждый исполнитель по-своему воспроизводит нотный материал.

Именно так определяет фортепианная педагогика содержательность музыкально-исполнительского высказывания и ищет пути достижения свободы, естественности, подлинности этого высказывания, а также взращивает основополагающее музыкальное чувство тона, движения, формы, которое выводит исполнителя на уровень художественной правды высказывания (впоследствии). Немалая роль отводится мироощущению и мировоззрению пианиста. Музыкальная интонация воспринимается как живая потому, что в ней отражен живой человек. Воплощать социальную сущность человека музыка способна именно потому, что и культуру она научилась свертывать в интонацию. Важнейшая интонационная сфера и существенный элемент музыки – мелос, который объединяет все, что касается становления музыки и ее протяженности. Наличие явления интонации связывает все происходящее в единый, конкретно связанный с развитием общественного сознания процесс. Он намечает вполне конкретную среду, через которую наш интеллект управляет всем «музыкальным материалом», делая его выражением художественного содержания в эмоционально-смысловой оболочке.

Чтобы состоялось настоящее исполнение, нужны годы длительной работы, которая начинается в детском возрасте. Именно творческие занятия дают импульс к развитию личности и раскрывают незаурядные дарования. Творчество помогает интенсивно развиваться музыкальному восприятию, во время которого формируется потребность конкретного выражения музыки. Формирование же музыкального слуха является основой музыкального воспитания.

Всегда найдутся музыканты, особенно чуткие к интонационному началу музыки, ощущающие все его многообразие, часто глубоко скрытые формы его проявления; с творческой деятельностью таких людей в наибольшей степени и связан прогресс музыкального мышления искусства. Проблемой формирования интонационного мышления пианиста будет заниматься музыкант, который на языке искусства будет выражать свои мысли. Педагог-музыкант, ставя творческие задачи,  поспособствует ученику активизировать  ум, что поможет привыкнуть к самостоятельному художественному высказыванию; ребенок начнет понимать и чувствовать почему, для чего и как надо выполнить ту или иную художественную задачу и этим будет закреплять мотивацию к музыкальному обучению.

 

Литература:

1.     Малинковская. Фортепианно-испонительское интонирование. – Москва: Музыка, 1990. – 189 с.

2.     Баренбойм. Путь к музицированию. – Ленинград: Советский композитор, 1979. – 352 с.

3.     Медушевский. Интонационная форма музыки. – Москва: Композитор,1993. – 268 с.

4.     Асафьев. Музыкальная форма как процесс. – Москва: Музыка, 1971. – 376 с.