Преподаватель кафедры
хореографии Ковалёв Р.В.
Белорусский
государственный университет культуры и искусств
Модификация белорусского
танцевального фольклора как путь создания хореографических композиций
Произведение
народного творчества многозначно по своей образности. Оно допускает
многовариантность прочтений и трактовок, каждая из сценических интерпретаций
его может быть новым произведением, не повторяющим предшествующего. Но для
этого, конечно, надо хорошо знать первоисточник, иметь возможность изучить его
досконально. И здесь остро вставали и встают по ныне проблемы охранной политики
по отношению к аутентичному фольклору, фундаментального изучения, записи и
сохранения всего арсенала средств народного танцевального творчества. При
наличии зафиксированного фольклорного первоисточника хореографу можно не
бояться отойти от него как угодно далеко, вплоть до синтеза его с эстрадными,
роковыми и модерн – формами. В худшем случае здесь можно говорить о неудаче отдельного
постановщика, а не о риске утраты самой фольклорной традиции. Информация,
извлеченная из памяти не только
народных исполнителей, где в «пассивном» состоянии, как бы в анабиозе, хранится
довольно большой танцевальный репертуар, но и из записей и сборников фольклора,
даёт возможность для его «второй» жизни. Старые формы народного
хореографического творчества исчезают с тем, что бы дать жизнь новым.
Фольклорная река уходит под землю, чтобы из глубины насыщать животворными
соками корни новых побегов. Она питает ныне любительское и профессиональное
творчество, предоставляя художникам богатейший арсенал выразительных средств,
идей, образов.
В
коллективной сценической трансформации фольклора, белорусские учёные, такие
как С.В. Гутковская, Ю.М. Чурко, выделяют
несколько основных способов:
-
максимальное сохранение форм аутентичного фольклора, когда народный танец не
подвергается или почти не подвергается обработке;
-
художественная обработка фольклорного образца, при которой сохраняется его
первооснова;
- разработка
основного образного ядра, пластического лейтмотива, фольклорного
первоисточника;
-
стилизация, т.е. создание авторского сценического произведения, сохраняющего и
развивающего традиции всего народного творчества, без опоры на один конкретный оригинал
[1, с.16].
Первый принцип модификации фольклора лёг в основу практики
этнографических коллективов, которые сегодня активно создаются и функционируют.
Среди них следует назвать образцовый фольклорный коллектив "НЕЖАЧКІ"
Брестской области; образцовые фольклорные коллективы "НЕЖАЧКІ" и
"СУНІЧКІ" Витебской области; образцовый фольклорный коллектив
"КАРАГОД" и детский фольклорный коллектив "КРУЦЕЛКІ"
Гомельской области и др. О росте интереса к белорусскому фольклору
свидетельствует неоднократное проведение в стране республиканского фестиваля
фольклорного искусства «Берагiня», объединяющего людей, стремящихся к
сохранению своих национальных традиций и культуры.
Другие
принципы трансформации фольклора – обработка, разработка, стилизация – широко
используются в деятельности различных
коллективов республики и в целом ряде случаев дали неплохие художественные
результаты. Благодаря художественной обработке белорусского хореографического
фольклора в самодеятельных коллективах родились произведения, ставшей классикой
белорусской народно-сценической хореографии. Например, великолепная сценическая
«Мяцелiца» была создана одним из старейших представителей национальной
хореографии А. Рыбальченко в танцевальном коллективе Гомельского Дворца
культуры железнодорожников. В ней постановщик сохранил и развил каждый из
компонентов фольклорной пляски, связав их
единой фабулой. Мотив ныряния
пар под руки друг другу превратился в калейдоскоп разнообразных вариаций на эту
тему. Верчение за руки преобразовалось во всевозможные стремительные вращения
целых групп танцующих, образующих сложный динамический рисунок. Удачно
использовались в сценической постановке и традиционные атрибуты полотенца, роль
которых переосмысливалась. Наличие же чёткой драматургической основы сюжетного
типа, трехчастная форма построения, режиссерское оформление мизансцен,
эмоциональное и техническое нарастание до кульминации в финале – всё это было
плодом собственной мысли балетмейстера, основанной на знании законов сцены.
Следует
отметить, что в период расцвета народно-сценического танца, широкого
распространения самодеятельных коллективов, их успехов у себя на Родине и за
границей, а также во время первого появления на сцене этнографических
коллективов, предъявивших аутентичный фольклор, была высказана концепция,
исходя из которой традиционное народное творчество оценивалось как памятник
культуры, имеющий лишь историко–этнографический интерес и долженствующий находиться в музее, а не на сцене. У сторонников
другой, альтернативной точки зрения явления глубокой эрозии в самодеятельном да
и профессиональном творчестве породили сомнение не только в продуктивности
методов трансформации фольклора, но и вообще в целесообразности существования
коллективов его сценически интерпретирующих.
Активные преобразования,
происходящие в конце XX века в
белорусском обществе, значительно повлияли на развитие любительского
хореографического искусства, что позволило балетмейстерам обратиться к
экспериментам в современных танцевальных жанрах с использованием подлинного
белорусского фольклора. Конец XX века стал периодом поисков: на смену
привычному перечню белорусских танцев пришли новые варианты прочтения
белорусского хореографического фольклора. Современные методы его разработки
отразились в постановке балетмейстерами (О. Беляевой, С. Гутковской, Л.
Симакович, О. Ямпольской и др.) множества хореографических «льняных»
композиций в стиле фольк-модерна,
созданных путем стилизации [2].
На рубеже
веков, спор о судьбе народного творчества разрешила практика: фольклоризм
получил активное распространение и стал в нашей республике заметным явлением во
многих видах искусства (хореографии, музыке, театре, декоративно-прикладном).
Литература:
1.
Чурко, Ю.М. Белорусский
хореографический фольклор / Ю.М. Чурко. –Минск : Выш. школа, 1990. – 415 с.
2. Шамрова, В.А. Стан і тэндэнцыі развіцця сучаснгага танца ў аматарскім харэаграфічным
мастацтве Беларусі / В.А.Шамрова // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта
культуры і мастацтваў. – 2010. – № 13. – С. 80–84.