Цымбалюк Е.А.

УО «Белорусский государственный университет физической культуры»

Синергетический подход в понимании профессиональной деятельности педагога-музыканта средней школы

Всяк должен заниматься своим делом, в этой мудрости и заложена высшая справедливость жизни      

Леонардо да Винчи

Необходимость осмысления профессиональной деятельности педагога-музыканта средней школы в синергетическом ключе обусловлена рядом факторов:

недостаточным вниманием педагогов к природе постижения детьми  художественного музыкального образа. На сегодняшний день практикуется изучение лишь «сиюминутного» влияния музыки на школьника – влияния во временных рамках отдельного музыкального занятия, когда со всей яркостью проявляется эмоциональная отзывчивость на музыку, определенные аналитические умения, но совершенно недостаточно обнаруживает себя динамика индивидуально-личностного музыкального сознания, характер и интенсивность музыкально-познавательного интереса, тенденции в развитии художественно-творческих музыкальных способностей, хотя именно эти качества и являются основополагающими в деле музыкального образования и самообразования личности;

принципиально иным уровнем интеллектуального и духовного развития нынешних школьников. Исследования показывают, что современные дети отличаются от сверстников прошлых лет иной энергетикой и отношением к жизни, отсутствием страха перед школьной системой, который в свое время Ш.А. Амонашвили назвал «состоянием тревожности». Применительно к музыкальному развитию подобные тенденции также имеют место. Эмпирические наблюдения и серьезные научные изыскания (Н.И. Бумаженко, А.Н. Дупенко, С.И. Науменко, Л.Я. Руденко) позволяют говорить, что информированность школьников в отношении современной музыки, порою, значительно превышает соответствующий кругозор педагога-музыканта. При этом другие и прежде всего традиционные пласты музыкальной культуры остаются для молодого поколения невостребованными и непознанными, что серьезно осложняет музыкально-образовательный процесс;

заметным изменением в последние десятилетия роли и статуса специалиста в области массового музыкального образования - от учителя пения в начале двадцатого века, призванного формировать преимущественно вокально-хоровые навыки школьников и передавать им элементарные знания из области теории музыки, к учителю музыки в восьмидесятые годы прошлого столетия, ориентированному на воспитание музыкальной культуры школьников как части их духовной культуры, и педагогу-музыканту в настоящее время, т.е. универсальному специалисту в области педагогики музыкального образования. Основными качествами данного специалиста можно назвать: 1) способность творчески воспроизводить и интерпретировать накопленный педагогический опыт при безусловном признании традиционных ценностей музыкально-педагогической науки и практики; 2) способность приобщаться к новым идеям, носителями которых являются педагоги-музыканты, музыканты-исполнители, музыковеды, т.е. способность осваивать новые формы профессионального художественно-педагогического общения; 3) способность и потребность направлять свой духовный и художественный потенциал на продуктивную  реализацию собственной личности в рамках избранной профессии. Очевидно, эти и другие качества созвучны интересующей нас проблеме и в определенной мере зависимы от ее успешного решения.

Обратимся к анализу научной литературы. Здесь можно выделить два направления исследований - рассмотрение в синергетическом ключе феномена музыкального искусства и феномена педагогической деятельности. Музыкальное искусство синергетика определяет как систему отношений, элементами которой являются субъект, человек и объект, мир, а также музыкальный язык как отражение рода, жанра и стиля музыкального искусства. Сопряженность последних находит отражение в музыкальном произведении. Именно оно является важнейшим условием существования музыкального языка и музыки в целом. Звуковой материал музыкального произведения представляет собой единство трех уровней – физико-акустического, коммуникативно-интонационного и духовно-ценностного. При таком подходе музыка рассматривается как суператтрактор системно-эволюционирующего мира и помогает выстроить следующую его модель: «природа – общество – культура – искусство – музыка» [1]. Эффективность педагогической деятельности с позиции синергетики воплощается в модели «сопряженные события, ситуации и поступки – зависимость поступков – линия поведения ученика – мобилизация воли на основе сформированного сознания и их доминирование над случайностями». Согласно представленной модели, поведение человека в определенной ситуации зависит от множества переменных – настроения, желаний, ответной реакции партнеров, – учесть которые в педагогической работе представляется маловероятным. Кроме того, маловероятна и возможность педагога предвидеть отдаленные последствия своих воспитательных воздействий и их экстраполяцию в сознание конкретного ученика. Современное обучение и воспитание становится нелинейным, представляет собой «организованную  стихийность» (М.В. Волкова), имеет резонансную природу, в соответствии с которой осуществляется ускоренный переход к новой, модифицированной структуре знаний и поведения. В подобной ситуации правомерно ставится вопрос о формировании прогностического мышления учителя как основы его готовности к воспитательной работе в школе [2].

Профессиональная деятельность собственно педагога-музыканта школы не есть арифметическая сумма профессиональной деятельности педагога вообще и профессиональной деятельности музыканта. Она имеет свою природу, требующую собственного методологического обоснования и практического решения. На наш взгляд, исследование вопроса должно строиться на следующих методологических посылках:

– учитывать особенности информационного музыкально-образовательного пространства, которое, представляя собой процесс взаимодействия музыкальной культуры общества с образовательными учреждениями, общественными институтами, педагогическими теориями, требует от учителя музыки проявления принципиально нового качества – информационной осведомленности. Информационная осведомленность педагога-музыканта суть потребность и способность анализировать, оценивать и предугадывать содержание и динамику музыкального сознания и музыкальных вкусов своих воспитанников в зависимости от непрерывно меняющейся художественно-коммуникативной ситуации и музыкальной атмосферы, их окружающей, делать своевременные выводы и вносить необходимые коррективы в собственную педагогическую деятельность;

– в роли ключевого понятия в диагностико-прогностической деятельности педагога-музыканта использовать категорию качества общего музыкального образования, понимаемого нами как определенный уровень сформированности музыкальной культуры воспитанника. Желательно, чтобы подобный уровень отвечал запланированным образовательным целям, содержал в своей основе процесс планомерного накопления воспитанником индивидуального музыкального опыта (слушательского, исполнительского, музыкально-теоретического) и овладения необходимыми музыкально-образовательными компетенциями;

– опираться на известные особенности методической рефлексии учителя, которая наряду с теоретической, практической и личностной рефлексией дополняется в музыкально-педагогической практике художественной рефлексией – умением оценивать современную социокультурную ситуацию, ведущие тенденции развития собственно музыкального искусства, уровень личного музыкально-исполнительского мастерства, а также феноменологической рефлексией – умением педагога-музыканта опираться на собственную художественную интуицию, учитывать бессознательные компоненты процесса собственного музыкального мышления и моменты «бессознательного» в учебной музыкальной деятельности школьников;

– рассматривать педагогическую диагностику и прогнозирование не в роли автономно существующих явлений, что довольно часто имеет место на страницах научной печати, но как две стороны единого процесса исследования качества музыкального образования школьников, имеющие общую природу, направленность, структурную взаимообусловленность.

 Суммируя сказанное, представляется возможным дать примерную «формулу» диагностико-прогностической деятельности педагога-музыканта: ДПД = ФМ(Ом, Дм) + ВМ(Ов, Эр, Ку) + ПД(Зд, Мт, Од, Кд, Пр),  где

ТД(Об, Оп, Рс) + ФФ(Со, Пс, Моп)

ДПД – диагностическая деятельность педагога-музыканта, ТД – общенаучная теория деятельности, включающая опыт общения (Об), процессы опредмечивания (Оп) и распредмечивания (Рс); ФФ – феноменологическая философия, отражающаяся в контексте музыкально-педагогической деятельности в категориях слухового опыта (Со), профессиональной самооценки (Пс), музыкально-образовательного пространства (Моп); ФМ – феноменология музыки, включающая окружающий мир (Ом) и духовный мир конкретной личности (Дм); ВМ – восприятие музыки самими педагогом, предполагающее наличие общего впечатления о музыке (Ов), непосредственную эмоциональную реакцию (Эр), осознание композиционного устройства произведения (Ку); ПД – процедуры диагностики и прогнозирования, конкретно – диагностические задачи (Зд), диагностические и прогностические методики (Мт), объекты (Од) и критерии (Кд) диагностики, а также принципы организации диагностико-прогностической деятельности педагога-музыканта (Пр).              

Литература:

1.      Клюев, А.С. Философия музыки в синергетическом ключе / А.С. Клюев // Философские науки. – 2010. - № 6. – С.114-128.

2.     Волкова, М.В. Синергетический подход как основа профессиональной деятельности педагога  / М.В. Волкова // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 12. – С.72-76.