Богданова Е.Ф., к.п.н. Кушнир М.П.

Карагандинский государственный университет имени академика Е.А.Букетова, Республика Казахстан

Об уровне сформированности творчества младших школьников

 

Формирование творческих способностей младших школьников составляет фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. В наше время общество особенно остро ощущает потребность в людях инициативных, творческих, готовых найти новые подходы к решению современных социально-экономических, культурных задач, способных жить в новом, демократическом обществе и быть полезными этому обществу. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирование творчества в различных видах деятельности.

Законом Республики Казахстан «Об образовании» определяется, что одной из задач образования является «развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности» [1].

Формирование творчества происходит в процессе деятельности, имеющей креативный характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить самые неожиданные решения в нестандартных ситуациях. Возникает необходимость на каждом уроке средствами школьных предметов создавать учебные ситуации, развивающие в ученике творческое мышление, самостоятельность, инициативность [2]. Шестой день недели при пятидневном режиме учебной недели может отводиться на организацию самостоятельной проектно-исследовательской работы и других видов деятельности: спортивно-оздоровительной, творческой и другой [3].

Указанные положения обуславливают поиск в педагогической науке и практике новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие формированию творчества в различных видах деятельности.

Перед учителем также ставится ряд следующих задач: «развивать у обучающихся жизненные навыки, компетенцию, самостоятельность, творческие способности; постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, интеллектуальный, творческий и общенаучный уровень», т.к. без творчества учителя невозможно формирование творчества у учащихся [1].

В процессе разработки проблемы формирования творчества в науке:

- определено понятие творчества (П.К.Энгельмейер, А.Н.Лук, Ф.В.Шеллинг и др.),

- раскрыт содержательный аспект творческой деятельности и ее личностное и социальное значение (И.Кант, Н.Бердяев, В.Франкл, Э Фромм, А.Маслоу, К. и Н.Роджерсы и др.);

- рассмотрено соотношение творчества и деятельности (Г.С.Батищев, А.Л.Никифоров, В.С.Швырев, Я.А.Пономарев), источники и психологические механизмы творчества (Г.Уоллес, В.Н.Пушкин и др.);

- изучены способности человека к творчеству и особенности творческой личности (Дж.Гилфорд, Е.Торранс, Л.М.Термен, Д.Б.Богоявленская, В.Н.Дружинин, В.Д.Шадриков, Л.Халас и др.), а также условия воспитания творческой личности (А.Маслоу, Е.Г.Алиева, Д.В.Ушаков, А.М.Матюшкин, Л.С.Выготский) и другие вопросы, так или иначе касающиеся творчества.

Э. де Боно считает, что творческое начало не является природным качеством ума, но он убежден, что в сознании людей следует внедрять мысль о том, что в самом творчестве нет ничего мистического и таинственного. Творчеству можно и нужно учить.

М.Монтессори указывает, что именно способность к творчеству делает ребенка строителем будущего, а раскрытие его потенциала позволяет человеку и человечеству в целом выполнять свою роль в «космическом плане творения», что и является у М.Монтессори одной из важнейших задач воспитания.

Начальная школа, как первая ступень образования, представляет большие возможности для формирования творчества у младших школьников. Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

Тем не менее, возможности формирования творчества учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы.

Результаты проведенного нами в 2011-2012 уч.году тестирования учащихся начальных классов показывают низкий уровень развития таких способностей, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества. Так, 60% учащихся либо отказались выполнять творческое задание, либо выполнили его на низком уровне; 40% учащихся, выполнивших творческое задание, не смогли объяснить, почему именно так его выполнили.

Чтобы управлять процессом формирования творчества у младших школьников, необходимо знать уровень сформированности творчества. Для его определения возможно использовать следующие методики:

- опросник креативности Джонсона, адаптированный Е.Е.Туник [7], который дает представление об особенностях творческого самовыражения;

- методика определения уровня воображения [8];

- методика «Вербальная фантазия» [9];

- методики «Незавершенные фигуры», «Нарисуй картинку» [10].

Мы выбрали именно эти методики, т.к. они не только полностью соответствуют возрастным особенностям младших школьников, но и просты в проведении, а так же позволяют в наиболее короткий срок выполнить диагностику всего класса.

Наше исследование мы начали с определения уровня сформированности творчества. Для этого был проведен входной срез с использованием методики «Незавершенные фигуры», «Нарисуй картинку». В эксперименте принимали участие учащиеся 4 класс средней общеобразовательной школы (СОШ) №66 и школы-гимназии №97 г.Караганды.

Работы детей оценивались по критериям:

1) продуктивность (беглость) - способность к порождению большого числа идей за ограниченное время,

2) гибкость - способность к выдвижению разнообразных идей,

3) оригинальность - способность к выдвижению новых, необычных идей,

4) разработанность - степень детализации ответов. 

Полученные результаты свидетельствуют о том, что 25,4% учащихся СОШ имеют высокий уровень сформированности творчества, 59,8% учащихся средний уровень, 14,8% - низкий уровень. У учащихся гимназии показатели немного отличались: высокий уровень творчества - 30% учащихся, средний уровень – 57,3%, низкий уровень сформированности творчества - 12,7%.

Эти данные подтверждают, что необходима система в работе по формированию творчества младших школьников, что и стало новой задачей нашего исследования.

 

Литература:

 

1. Закон РК об образовании. – Астана, 2007.

2. Инструктивно-методическое письмо. Об особенностях преподавания основ наук в организациях образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования Республики Казахстан на 2010-2011 учебный год. – Астана, 2010.

3. Государственный общеобразовательный стандарт образования. Среднее образование. Основные положения// http://www.ayalyalakansko.kz/ru/legal/goso.shtml

4. Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. - М., 1993.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

6. Юнг К. Г. Конфликты детской души. - М., 1995.

7. Туник Е. Опросник креативности Джонсона// Школьный психолог. – 2000. - № 47. - http://psy.1september.ru/article.php?ID=200004708

8. Методика определения уровня воображения// Психология от А до Я. – М., 2000.

9. Тестирование детей/ Автор-составитель В. Богомолов. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 352 с.

10. Шумакова Н.Б., Щебланова Е.И., Щербо Н.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников при специальном обучении // Вопросы психологии. – 1991. - № 1.