Гареева Г.Н.

Башкирский государственный университет

Социально-нравственное содержание эпохи и поиски новых средств в художественном отражении современности в башкирской прозе 1950-1980-х годов

 

Как известно, в течение длительного времени в литературах народов СССР, в том числе и в башкирской, доминировал метод социалистического реализма,   были объективные исторические, социальные, идеологические причины его устойчивого развития.

В начале 50-х г.г. ХХ века узкие формулировки метода социалистического реализма препятствовали полнокровному  раскрытию тем и проблем времени,  свели к нормативности принципы реального отражения жизни, вытесняли художественность. «Вульгарный социологизм», «теория бесконфликтности» не давали писателям проникнуть в глубинные процессы исторического развития страны и отразить их во всей многогранности.

В середине 50-х г.г. в условиях обновления жизни народа зародились новшества и в области художественной мысли, появились качественные изменения в принципах отбора жизненного материала. Расширился круг проблематики, идейно-тематического содержания произведений. Так, стремление многонациональной советской литературы раскрыть духовный мир героя изнутри проявилось в произведениях О.Гончара, М.Алексеева, В.Козаченко, Ч.Айтматова, Р.Тухватуллина, С.Данилова, В.Садая, В.Алендея и др., в т.ч.  в повестях башкирских писателей Д.Исламова «Девушки» (1955), «Дорога Гульбадар»(1956) и Ш.Насырова «Были времена» (1956). В романах С.Агиша «Фундамент», А.Вали «Первые шаги» впервые основное внимание было уделено проблеме личности, морально-этическим вопросам любви, семьи, зарождению новых отношений, процессу духовного обновления.

В романах «Майский дождь» (1958) и «Цветок шиповника» (1962) А.Вали, «Щедрая земля» Д.Исламова (1959) на первый план выдвигается общественный конфликт, анализ социальных пластов жизни, конфликт между устаревшими и новыми методами и стилем работы руководителей хозяйств. Если в романах А.Вали тема еще довлела над образом, предопределяла схему романического сюжета, то в романе Д.Исламова активное применение психоанализа, упор на детальный показ сложной и постепенной эволюции  характера главного героя Рашита свидетельствовали об изменении принципов отражения действительности в романистике.

Начиная с 60-х г.г. достижения в общественной жизни страны, открытия в области науки и техники, процессы урбанизации  нашли отражение и в башкирской литературе. Особенно активизировалась интеллектуальная поэзия, в ней в центр внимания ставились борьба за новые нравственные принципы, вера в человеческие возможности.  В драматургии М.Карим («Одинокая береза», «Неспетая песня», «Страна Айгуль»), А.Мирзагитов («Седые волосы матери», «Матери ждут сыновей», «Жизнь не дается дважды»), И.Абдуллин («Свояки», «Озорная молодость») и др. создавали колоритные характеры, обобщенно отражающие основные противоречия  своего времени. В трагедиях М.Карима «В ночь лунного затмения», «Салават», «Не бросай огонь, Прометей!» важную роль сыграл  показ силы человеческого духа, его свободолюбие. Эти новые общественно-исторические явления нашли более широкое, многостороннее отражение в повествовательных жанрах. Идейно-художественное направление башкирской прозы 60–80-х г.г. ХХ века  развивалось именно в этом ключе.  На передний план выдвигался принцип психологически мотивированного изображения характеров, интересов, общественных идеалов, личного счастья конкретного героя труда  в тесной связи  с его делом, профессией.

В рассказах Д.Исламова, Ш.Янбаева, Р.Султангареева, Ф.Исангулова, Н.Мусина, Т.Кильмухаметова, Р.Баимова, Д.Булякова,   М.Идельбаева  нашли реальное отражение многие пласты  жизни – героика войны, романтика молодости, бытовые проблемы, традиции прошлого и устремления в будущее. Жизненность переживаний, драматизм ситуаций, неожиданные повороты сюжета, своеобразные композиционные приемы способствовали усилению экспрессивности, напряженности, эмоциональному воздействию текста.

В направлении  обобщения, типизации жизненного материала, в умении через судьбу героя отразить судьбу народа, в мастерстве подачи интимно-частного материала как общественно и социально значимого получает развитие повесть 60-х г.г. ХХ века, в которой находит художественное отражение тесная взаимосвязь национальных особенностей с общечеловеческим началом. В повестях Ф.Исангулова «Алтынбика», «Лебедушка моя»,  К.Киньябулатовой «Слово – живым»,  Я.Валеева «Сильная птица ты, скворец», Ф.Асянова «Цветы обновляют листья», Н.Мусина «Краса земли», «Человек улыбается», И.Абдуллина  «Судьба одной любви», «Не жди», З.Биишевой   «Странный человек», «Думы, думы», Д.Исламова «Годы и дороги», «Три встречи», в романе А.Бикчентаева «Я не сулю тебе рая», как и в русской литературе  в  рассказах и повестях К.Паустовского, О.Берггольц, В.Солоухина, Е.Дороша, в татарской  – А.Еники, Р.Тухватуллина, Ф.Хусни, в якутской –   Н.Габышева, В.Гаврильева, Э.Соколова, в чувашской – Ф.Агивера, В.Алендея, наблюдается взаимодействие различных стилевых начал, активизация лирики и публицистики, внедрение их в эпическую структуру, глубокий анализ духовного мира героев.

Психологическое восприятие истории привело к расширению стилевого «инструментария» прозы 1960-х г.г., ориентация на частное начало полностью изменило повествовательную структуру,  на первый план вышло самовыражение героя. Общим типологическим свойством различных стилей стало увеличение разговорной речи, внутренних монологов. Недостатки прозаических  произведений, связанные с преобладанием в них лирического начала, нужно оценивать как отражение интенсивных творческих поисков в области стиля, поисков на пути совершенствования принципов художественного отображения действительности.

В повестях 70–80-х г.г. ХХ века – Г.Ибрагимова «Шаровая молния»,  Н.Мусина «Дорога моей деревни», С.Шарипова «Дубовый столб», И.Гиззатуллина «Перед дорогой», Х.Зарипова «Приговор», М.Хайдарова «Облака»  усиливается эпичность, это отражается в структуре произведения, в объемности художественной мысли, в принципах типизации и обобщения. Суть событий и действия героев оцениваются с общественно-социальной точки зрения. Нравственно-этическое значение труда раскрывается в повестях  Р.Низамова «Корреспондент», «Зять», Н.Мусина «Мгновенье жизни», Н.Гаитбаева «Альфия», А.Хакима «Гульбика», Р.Султангареева «Теплый дождь». В них утверждается, что личная жизнь отдельного человека неразрывно связана с важными событиями жизни всего народа. В повестях Б.Рафикова «Ветры верховые» (1981),  Н.Мусина «Невестка из глубинки» (1981), «Чертово колесо» (1982), «Тропа человека» (1985), Т.Тагирова «Буранные дни» (1982) острые наболевшие проблемы в социальной, экономической, духовной областях, обличение негативных явлений, разваливающих страну, освещались на фоне изменения человеческого характера с критических позиций, более глубоко. Жизнедеятельность героев, их нравственные искания, духовные устремления усилили в прозе драматизм, философичность.

Такая важная тенденция прозы 70–80-х г.г. ХХ века, как углубление историзма в произведениях, была выражена в особенностях организации повествования с точки зрения художественного времени.   Эта обобщающая  дух времени тенденция вначале  прослеживалась в поэмах Н.Наджми «Ворота», «Баллада о песне», А.Атнабаева «Современник», Г.Рамазанова «У отца», Х.Гиляжева  «46-й солдат», А.Игибаева  «Клич Матери-Земли».   Они проникнуты мотивами философского взгляда на прошлое, прославлением общественной активности человека. В дальнейшем  отражение различных  временных пластов в судьбе одного человека как удачный литературный прием был использован  в повестях М.Карима «Долгое-долгое детство»,  А.Хакима «Радуга», «Скачки». В основу сюжета в них положены воспоминания Кендека, Ислама, Ягафара, проживших долгую, сложную, содержательную жизнь. Время и пространство, горы, леса, долины, родные места, где прошло счастливое детство, дом, деревенская улица, конные скачки, жизнь, переливающаяся всеми цветами радуги, духовная среда пропитаны  национальным колоритом и на их фоне ярче раскрываются характеры героев. В образе Кендека, как и у героев Ч.Айтматова, отражены личность писателя, его жизненный опыт, социальные и духовные идеалы.

В 1960-х г.г.  эпически масштабное отражение обновления  социально-духовной жизни народа, психологизм принес в башкирскую романистику новые художественные достижения. Созвучные произведениям В.Овечкина, Е.Дороша, Е.Мальцева,  П.Проскурина, А.Расиха, романы Х.Гиляжева «Солдаты без погон», Я.Валеева «Орлы не покидают гнезд», Н.Мусина «Люди дальних дорог», Г.Ибрагимова «Новолуние» хозяйственные проблемы смогли озвучить как социально-психологическую, философскую проблему, приводящую к масштабности мысли, драматическим переживаниям.

В романах 70-80-х г.г. ХХ века – Б.Рафикова  «Седой ковыль» и Ф.Исангулова «Пригожие дни»  во главу угла ставятся нравственные проблемы, освещение важных вопросов, касающихся духовных потребностей народа, что стало новаторством в литературе. Обогащение принципов отражения действительности, отказ от панорамного повествования, переход на компактную динамичную форму социально-аналитического, психологического изображения привели к положительным результатам в области жанрово-стилевых исканий. Тема сохранения духовных ценностей обусловила  использование новых изобразительных возможностей, активное обращение  к устному народному творчеству, к приемам обобщения с символическим значением. Углубление психологизма позволило писателям выявить незаметные на первый взгляд национальные истоки, выразить в характерах и в течение событий черты, присущие всему человечеству.