Д.филол. н., проф. Вохрышева Е.В.

Самарская государственная академия культуры и искусств

Остросюжетный женский роман: романы Татьяны Поляковой

 

         Рубеж веков в традиции русской истории был всегда средоточием многих динамических тенденций: противостояния культур, нарастания новых качеств, ресурсов, перемещающихся в следующее десятилетие. Так было и на рубеже XX и XXI веков, "когда произошла полная смена литературного кода” [4, с.238], "состоялось тотальное изменение самой литературы, роли писателя, типа читателя” [2, с. 283]. Поэтому закономерным представляется появление массовой литературы. М.А.Черняк отмечает, что "массовая культура – обязательная серединная составляющая любого культурно – исторического феномена, именно в ней находятся резервные средства для новаторских решений будущих эпох” [3, с. 327]. В.Маканин в эссе "Квази” создает свою модель "массового человека”: "МАССА рассредоточена по кварталам, улицам, по торговым палаткам, по офисам, по вокзалам и концертным залам. Людская масса – это мы. Каждый занят своим делом (или бездельем), и в то же самое время людская масса творит… у массы есть ее ММ (мифологическая мощь) – ее талант, ее нешумный инструментарий. Наше коллективное бытие – сознание своими ММ – спицами ткет паутину: медленно (а иногда вдруг разом) создавая образ, имя, знаменитость, героя – злодея или просто героя. Мы создаем себе кумиров. Наше ММ создает. Мы в этом нуждаемся. Нам надо” [11,211]. Если существует спрос, его надо удовлетворять. И писатели, не томя читательских ожиданий, создают серийные произведения, разнообразные по жанрово –тематическому содержанию.

Многие люди в настоящее время читают литературу остросюжетного содержания, среди которой репрезентативным звеном оказывается «женский» детектив. «Женский» – потому, что автором является представительница прекрасной половины, а также потому, что в большинстве случаев героиней выступает женщина. В основу романов  кладутся в основном проблемы, волнующие женскую душу, затрагивающие струны авантюризма, романтики, практичности, желания непотопляемости и надежного крыла или плеча.

         В поле литературы детективного жанра, пользующиеся спросом и интересом  у современного читателя, включаются романы Татьяны Поляковой. Чем характеризуются ее произведения?

1.     Главный герой – женщина.

Женщины, являющиеся героинями, достаточно разные. Их можно охарактеризовать следующим образом, разделив на несколько категорий: 1) ослепительно красивые и умеющие пользоваться своей красотой, умные, беспринципные, хладнокровные, циничные, решительные, практичные и деловые, часто с чувством юмора; 2) красивые, искренние, честные, нежные, любящие, попадающие в экстремальную ситуацию и вынужденно проявляющие дремлющие в них качества твердости духа, решительности, находчивости, умения выживать; 3) «волчицы в овечьих шкурах» («Фитнесс для Красной Шапочки»). Первые отличаются от третьих, так как не маскируются под качества вторых. Романы, в которых действуют героини третьего разряда, обычно вызывают чувство разочарования и оставляют осадок циничности. Вероятно, такое чувство появляется, потому что по закону жанра для читателя важно кому-то сочувствовать, а героини-перевертыши вызывают обратную реакцию. Сочувствие перерастает в брезгливость.

2.     Повествование обычно идет от первого лица  - женщины, находящейся в центре детективного события.

Героиня появляется в начале романа и является главным действующим лицом на всем его протяжении. Все ее мысли, все ее страхи, все ее переживания и нелепые попытки изменить текущие ситуации вызывают сочувствие читателя, желание помочь, подсказать, уберечь от ошибки. По мнению И. Гавриковой, можно говорить о диалогичности женского детективного романа,  выделяя несколько видов диалога – внутритекстовый, между автором и читателем, трансцендентальный, восходящий корнями к гоголевскому «разговору глухих», четко соблюдающему  правила игры. Неотъемлемой чертой диалога является присутствие автора, не стремящегося выдвинуться на первый план, а сливающегося с рассказчиком [1].

3.     Двигателем сюжета выступает определенный, строго заданный мотив.

Первым из таковых является какого-либо рода страсть – любовь к мужчине («Жестокий мир мужчин»), к ребенку («Мой любимый киллер»), к игре и развлечениям («Мой друг Тарантино»), к власти и деньгам («Чего хочет женщина»). Следующим мотивом развития сюжета выступает либо любопытство героини, которое втягивает ее в экстремальные для нее обстоятельства, либо случайное или умышленно подстроенное кем-то  стечение обстоятельств («Строптивая мишень», «Барышня и хулиган», «Отпетые плутовки», «Капкан на спонсора»).

4.     Повествование динамично.

События происходят быстро и в основном последовательно друг за другом, тесно связаны с развитием действия. Как и в американской традиции «крутого» детектива, внимание читателя удерживается наращиванием количества трупов на страницах романа. Исключение, может быть, в некотором смысле составляет «Ее маленькая тайна», сосредотачивающаяся на загадках психики и развитии психологии взаимоотношений разного рода личностей. В романах редко наблюдается ретроспективное и зигзагообразное развитие сюжета. Очевидно также ироническое отношение автора повествования (часто это героиня данного романа) к развертываемым событиям, что добавляет живости  и яркости интриге.

5.     У героини обычно есть подруга.

Подруга – наперсница, часто авантюрного склада личность, очень энергичная и жизнелюбивая, к которой героиня обращается за советами или они проводят расследование случившегося вместе («Отпетые плутовки», «Сестрички не промах», «Чего хочет женщина», «Амплуа девственницы»). Особый ряд составляют романы, где спутниками и помощниками героинь являются дети («Черта с два», «Интим не предлагать»). В романе «Ее маленькая тайна» наперсником героини выступает мужчина – ее доктор и друг.

6.     Наличие ангела – хранителя.

Особой характеристикой романов является то, что у героини в процессе ее перипетий изначально или по мере развития сюжета появляется ангел-хранитель, чаще всего – «враг» ее врагов («Как бы не так», «Тонкая штучка», «Мой любимый киллер», «Я ваши неприятности», «Брудершафт с терминатором»). Ангелом-хранителем обычно выступает мужчина. При этом в большинстве романов он практически  ничем не отличается от врагов героини – и по характеру, и по роду занятий, и по моральным представлениям. Однако он и лучше и круче, так как вытаскивает героиню из разных сложных ситуаций, если она не способна сделать это сама. Часто он становится  центром симпатий и стремлений  героини. Читателем он также начинает восприниматься положительно, хотя и с долей сомнения, так как к героине все-таки просыпается симпатия. Это происходит либо из-за ее безусловной обаятельности, либо из-за сочувствия и жалости к ней, не справляющейся с достаточно реальными жизненными ситуациями, в которых и сам находился или можешь оказаться.  В романе «Амплуа девственницы» злым гением и наперсницей, и ангелом хранителем героини, а также двигателем сюжета является достаточно неординарная женщина, стремящаяся убрать своих конкурентов с деловой арены. Мужчины в данном романе выступают в качестве марионеток, хотя каждый из них претендует на роль ангела-хранителя.

7.     Соединение черт триллера и любовного романа.

Море крови на страницах приближает текст к триллеру. Тем не менее, итоговая сцена типична именно для любовного романа. Т. Полякова разрушает все каноны и заповеди двух вышеназванных жанров, воспевая антигероя. Ее персонаж – женщина, обретающая, как и в любовном романе, счастье, часто является преступницей, хладнокровно рассчитывающей необходимые для достижения неправедной цели комбинации. Справедливости ради стоит отметить, что Т. Полякова выводит своего преступника, а, точнее, преступницу сухой из воды, но до чего же обаятельна ее героиня на фоне других законопослушных героев, деяния которых впоследствии раскрывают читателю глаза на их неблаговидные поступки. Если характеризовать героинь Т. Поляковой, то за время чтения романа к ним привязываешься настолько, что заключительный аккорд длиной в несколько строк, проясняющий истинные мотивы запутанного преступления, не в состоянии повлиять на симпатии читателя.

     В целом романы Татьяны Поляковой читаются легко, быстро, с интересом, так как апеллируют к чувству, которое называется любопытством.

Литература:

1.     Гаврикова И.  Женский роман и женский детектив в современном литературном пространстве / И. Гаврикова   //Литература XX века: итоги и перспективы изучения. Материалы Четвертых Андреевских чтений. - М.: Экон, 2006. – С. 51-58.

2.      Иванова Н. Гибель богов. – М., 1993. – С. 283.

3.     Массовая литература конца XX века // История русской литературы XX века. – М., 2002. – С. 326-351.

4.     Тимина С.И.Современный литературный процесс (1990-е годы) // История русской литературы XX века. – М., 2002. – С. 238-257.