Педагогические науки/5. Современные методы преподавания

 

Рябуха Т.В., Гостищева Н.А.

Мелитопольский государственный педагогический университет, Украина 

Использование проблемного метода

на продвинутом этапе обучения иностранному языку

 

Наиболее эффективный способ практического овладения иностранным языком в искусственных условиях (на уроках) на продвинутом этапе обучения – стимулировать процесс порождения обучаемыми собственных мыслей, идей, чувств, переживаний в связи с некоторым данным исходным материалом; стимулировать процесс поиска (выбора) обучаемыми языковых средств и форм для адекватного выражения собственных мыслей, идей, чувств и переживаний на основе имеющихся речевых навыков; стимулировать вышеназванные действия в процессе говорения.

Одним из мощных средств такого стимулирования является анализ художественного произведения, который традиционно выделяется в отдельный аспект – уроки домашнего чтения. Материал художественного произведения больше чем какой-либо другой материал дает обучаемым широкие возможности для выражения собственных мыслей, идей, чувств, переживаний и стимулирует их к дискуссии (обсуждениям, дебатам) и это становится решающим в овладении иностранным языком [5]. 

 Работая с текстом художественного произведения, важно не замыкаться только на его анализе, пересказе и оценке, а находить и использовать методы, которые помогут развитию заинтересованного, свободного, независимого общения обучаемых на иностранном языке. Одним из таких методов является проблемный метод обучения.          

В 80-е годы XX века на страницах журнала "Вестник высшей школы" была проведена широкая дискуссия о сути проблемного метода обучения. В ходе дискуссии отмечалось, что данный метод обучения не является абсолютно новым явлением в педагогической науке – в прошлом с ним связаны такие имена, как Сократ, Руссо, Дистервег, Ушинский, Дьюи [2].

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучаемых по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей [4].

Для проблемного метода обучения характерно то, что знания и спо­собы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила и инструкции, следуя которым обучаемый мог бы высказаться гарантированно правильно. Весь смысл метода заключается в стимули­ровании поисковой деятельности обучаемого. Подобный подход обуслов­лен современной ориентацией образования на воспитание творческой личности и на закономерности развития этой личности, человеческой пси­хики, в частности, мышления и интереса, формируемых именно в про­блемных ситуациях [1].

Чтобы разобраться в том, что такое проблемная ситуация, нужно понять, что такое проблема. Философы очень точно определяют про­блему как конкретное знание о незнании. В данном парадоксальном, на первый взгляд, суждении скрыто глубокое содержание. Действительно, проблема для человека существует лишь тогда, когда человек знает, что искать. Осознание известного и неизвестного в ситуации, при­нятие проблемы создают состояние озадаченности, психологического дискомфорта, что и побуждает искать выход из создавшегося положе­ния неопределенности, дефицита информации. Это и есть проблемная ситуация [6].

Решение проблемной ситуации предполагает (1) осознание проблемы; (2) расчленение задачи на данное и искомое; (3) выявление зависимости между данными и искомым (выдвижение гипотезы); (4) осуществление решения; (5) проверка решения.

Для создания проблемных ситуаций преподаватель использует следующие методические приемы: подводит обучаемых к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения) и т.д.

Для эффективного обсуждения той или иной проблемы заранее следует, во-первых, предложить обучаемым подготовить возможные вопросы друг другу по теме обсуждения; во-вторых, определить правила ведения обсуждения: организационный мо­мент, этические нормы, обязанность всех использовать речевые клише в речи, определить средний объем речевых высказываний, аргументированность высказываний и т.д. [3].

Для более эффективной организации проблемного обсуждения на уро­ках ряд ученых (Ф.М. Рабинович, Р.П. Мильруд, В.П. Коростелев, М.В. Ляховицкий, Е.И. Вишневский и др.) предлагают использовать разнооб­разные стимулы и опоры. Как отмечалось выше, в качестве опоры на продвинутом этапе обучения можно использовать текст художественного произведения, поскольку каждый отдельно взятый текст представляет собой содержательную и, что важно, лингвистическую опору для высказывания.

Поскольку часто художественное произведение имеет открытый финал, т.е. автор не говорит о том, как сложится жизнь того или иного персонажа в будущем, можно предложить обучаемым заполнить этот пробел и решить проблему “Что ждет персонажа Н. в будущем?” Для этого попробуем найти ответы на следующие вопросы:

1.     Что мы знаем о детстве, юности, годах учебы и начале его самостоятельной жизни из произведения?

2.     Нет ли в произведении персонажа, который напоминает Н. и который мог бы быт его возможным прошлым? Чем этот персонаж напоминает Н.?

3.     Нет ли в произведении персонажа, который напоминает Н. и который мог бы быт его возможным будущим? Чем этот персонаж напоминает Н.? Чем он отличается от Н.? Что из жизни этого персонажа может повторить персонаж Н.? 

4.     Проанализируйте политико-экономический и социальный фон произведения. Дает ли это что-то для понимания будущего персонажа Н.?

5.     Есть ли в произведении какие-либо косвенные авторские указания на возможное будущее персонажа Н., например, подчеркивание тех, а не иных черт характера, взглядов, убеждений?

6.     Не приходят ли вам в голову какие-либо аналогии из других произведений?

7.     Итак, ваше мнение! Сформулируйте его четко и аргументировано!  

Таким образом, использование проблемного метода на продвинутом этапе обучения иностранному языку способствует развитию самостоятельности обучаемых, включению их в поисковую и исследова­тельскую деятельность, формированию познавательного интереса, по­исковых навыков и умений. Он открывает возможности творческого сотрудничества учителя и ученика.

 

Литература:

1.    Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. – 298 с.

2.    Ильина Т.А. Проблемное обучение // Вестник высшей школы. – М., 1976. – № 2. – С. 25 – 29.

3.    Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.: Знание, 1993. – 187 с.

4.     Конышева А.В. Современные методы обучении английскому языку. – Минск: Тетра Системс, 2003. – 175 с.

5.    Матрон Е.Д. Художественное произведение на уроках иностранного языка. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 296 с.

6.    Никандров Н.Д. Проблемное обучение // Воспитание школьников. – М., 1993. – № 2. – С. 34 – 38.