Алдамбергенова Гаухар Туремуратовна

доцент, зав.  кафедрой социально-гуманитарных дисциплин

КазНАИ им. Т.К. Жургенова

 

Значение морально-этических традиции

 

В педагогических целях развития личности, пристальное внимание необходимо обратить на морально-этические традиции, которые необходимо рассматривать с точки зрения их содержания и выяснения методов работы и социально-психологических механизмов.

Считаем необходимым отметить, что характерные особенности, свойственные нравственности, как социально-психологическое явление, встречаются во всех сферах жизни, к примеру: нельзя рассматривать гуманность только в рамках моральной нормы, она способна подниматься до высших этических понятий и ценностей. Власкин А.Г. в нравственной традиции выделяет:

1. Традиции революционного содержания;

2. Моральные традиции, связанные с элементарными нравственными нормами. Эти традиции призваны обеспечивать сохранение порядка в обществе и вызывать уважительное отношению к человеку [1, С.19-29].

Нравственное отношение Ковалев С.М. разделяет на три группы: патриотизм, коммунистический взгляд на труд, гуманизм [2, С.71].

Султанова Ф. к нормам, правилам поведения человека относит следующие категории: совесть, гуманизм, патриотизм, взаимопомощь [3, С.133]. Некоторые авторы склоняются к мысли, что невозможно охватить все стороны человеческих отношений в принципе, т.к. нравственность или этика, как объект исследования, не поддается прямолинейному, одностороннему анализу.

По их мнению, существуют морально-политические, морально-экономические, морально-деловые, морально-прагматические, морально-гигиенические и другие отношения.

В понятие "морально-этические традиции" входят не только  нравственные ценности, но и совокупность основных компонентов, связанных с развитием нравственных и моральных качеств личности, характеризующих его на фоне жизненных явлений. Здесь уместно отметить, что очень важно оценивать личность в соответствии с его  поступками. У каждого человека существует свое видение понятия "ценность", которое не формируется само собой, оно составляется на основе норм, понятий, нравственных отношений, передающихся из поколения в поколение через исторический опыт. Мониторинг за нормативностью поведения личности - не есть безрассудное подчинение  нормам, она рассматривает различные формы поведения в заданных рамках. Личность не просто следует моральным нормам, напротив, она проявляет активность и любознательность при овладении и применении их на практике.

Уровень осуществления нормативно-ценностной системы общества может стать показателем нормативного ориентира личности.
Значение ценности, которая является содержанием нравственных отношений, определяется следующим образом: они обозначают интерес к достижениям людей, показывают целенаправленные установки, сформированные на основании этих достижений.

Если предмет искренне заинтересовал человека и подталкивает его на определенные действия, то ценность проявляется в качестве регулятора поведения.  

Мы считаем, что определение, данное Семеновой М. по данной проблеме является наиболее приемлемым. Она определяет ценность, как "объект социальной действительности, встречающийся только во взаимоотношениях людей и имеющий значение в практике и познавательной деятельности человека". Также, она высказывает мнение, что "если в общественных отношениях постоянные производственные ценности сочетаются с общественным поведением человека, то тогда происходит исправление целой системы". Инструментом этих элементов является: мировоззрение, идеи, целенаправленность, мотивы, убеждение, традиции и др. [4, С.34].

Для осознания категории "ценность" человек должен пройти несколько этапов: процесс взросления, переход от простого к сложному, приближение к идеалу.

В целом, о развитии нравственности можно судить по степени воплощения моральных норм и требований в жизнь.
По мнению А.В. Зосимовского: "того, кто достиг высокой карьерной ступени без "определенной" поддержки, можно назвать высоконравственным человеком" [5, С.35].

В условиях, когда происходит процесс совершенствования нравственности, основой становления морального сознания личности может служить безграничный мир духовных ценностей.

Моральные ценности имеют нормативный и императивный характер. Использование моральных норм, в том числе и в виде идеала, позитивно влияют на процесс развития поведения человека.

Значение ценностей проявляется в интересе к достижениям человечества и показе целей, сложившихся на основе этих достижений.

А.М. Леонов основываясь на "теории ценностей" в воспитании нравственности у старшеклассников, систематизирует морально-этические традиции на следующие типы:

- традиции добра и чести по отношению к себе;

- традиции человеколюбия к человеку и человечеству;

- традиции любви к труду и природе;

- традиции тэйповости по отношению к семье, к роду, обществу;

- традиции любви по отношению к Отечеству, народу [6, С.27].

Автор не случайно делает подобную выборку типов морально-этических традиций, это предоставляет исследователю возможность дать всесторонний анализ изучаемой проблемы.

В основе воспитания нравственности через морально-этические традиции лежит метод раскрытия духовно-этических ценностей, который дает возможность сформировать целостную нравственную личность, раскрыть присущие только ему качества его характера и помогающий выбрать наиболее эффективный для этого способ.

По мнению исследователей, морально-этические традиции можно разделить на два вида:

1. традиции рационально-логической формы;

2. традиции традиционной (ритуальной) формы. Здесь речь не идет о синхронизации моральных целей общества с мифами, религиозными обрядами и т.д.

Рационально-логические традиции проявляются в процессе формирования интересов группы и выработке общественных моральных правил, другими словами, это раскрытие содержания указанных выше правил.  

В традициях, которые принимают облик ритуала или обычая,  цели общества выступают в иррациональной форме, основой ее является пример действий, которого придерживались минувшие поколения.  

Главной функцией морально-этических традиций является регулирование и направление поведения человека (в труде, в отношениях). Эта функция может проявляться как интегративно, так и в виде формирования личности.

Морально-этические традиции являются формой, отличающейся постоянностью, неизменностью и выполняющие функции по передаче  моральной культуры. Это особенно относится к традициям (обычаям), здесь принципы поведения человека и их соблюдение в повседневной жизни практически являются одним и тем же.  

В традициях рационально-логического типа принципы и нормы поведения человека находятся вне зависимости от моральных ситуаций, они универсальны.  Ценность их заключается в том, что они имеют творческий оттенок и быстро адаптируются к моральным требованиям дня. Морально-этическая традиция имеет особое значение, так как, являясь основой развития нравственных качеств, она воплощает  нравственность на практике.

Приведенные выше типы морально-этических традиций свидетельствуют о том, что состоят из совокупности моральных качеств. Например, традиция уважения человека означает уважение к старшим, заботу старших о младших, формирование в человеке гуманных воззрений. Традиции, связанные с честью, совестью воспитывают качества, направленные на поддержание авторитета семьи и рода, а также учат  гордиться своим трудом и обществом. Общинные традиции прививают любовь к семье, сородичам, традиции, связанные с природой воспитывают уважительное  отношение к  Родине, государству, дому.

"Эти типы морально-этических традиций считаются для воспитания нравственности началом начал, основой, направлением к чему-то, потому что они "интегральны", то есть содержат в себе свободные взгляды".

Следовательно, невозможно понять роль морально-этических традиций в воспитании нравственности, не зная устоев моральной жизни общества, значения морально-этических традиций, перспектив государства. Морально-этические традиции непосредственно связаны с интересами и направлениями социальных групп в обществе.  

Таким образом, мы, систематизировав взгляды на морально-этические традиции, уточняем, что морально-этические традиции - это моральные правила и нормы, введенные в моральное сознание и проявившиеся в содержании нравственных отношений.

Морально-этические традиции находят свое воплощение в психологическом опыте, богатом наследии народа, искусстве,  национальных ремеслах, таким образом, важно понять, что   воспитание через морально-этические традиции - сложный, трудоемкий процесс. Это - направленное на достижение цели,  отображающее целостность нравственных поступков действие. Морально-этические традиции - главный регулирующий механизм общества, который занят созданием конкретной воспитательной модели. Юное поколение через морально-этические традиции не только совершенствует свои знания о своем народе и обществе, но  применяя традиций в повседневной жизни, формирует у себя  свойственные своей нации стереотипы поведения и поступков.

Воспитательная сила морально-этических традиций состоит в том, что выполняя требования моральных норм и правил, мы тем самым, сохраняем обычаи традиций общества и повышаем уровень воспитания.
Итак, проведенный анализ научной литературы доказывает, что  ученые попытались всесторонне изучить морально-этические традиции, как отдельный объект исследования. Принимая их за основу, мы предлагаем следующую классификацию морально-этических традиций казахского народа:

- традиции чести и достоинства казахского народа (к самой себе, человека к своей национальности, к другим национальностям, человека к самому себе, взгляды людей разного пола друг на друга и т.д.);

- традиции поведения казахского народа (отношения в семье,  отношения старших к младшим, к труду, гостеприимство, милосердие и т.д.);

- традиции национального самосознания (отношение нации к духовным и культурным достижениям, родному языку, знаниям, науке и искусству, обычаям и традициям, к различиям между национальностями, к развитию межнациональных отношений).

Ценность этой классификации состоит в том, что она проявляется в гармонии знаний и нравственных чувств, в единстве и системности нравственного поведения.  Например, а) традиции чести и достоинства казахского народа воспитывают патриотизм, любовь к своей нации, семье, родной земле, воспитывают уважение и почтение к другим народам, развивают чувство доверия друг к другу; б) традиции поведения казахского народа учат уважать старших, помогать младшим, определяя ценности труда, они формируют отношения к земле, природе, орудиям труда, и самое главное,  трудовой деятельности, а это, в свою очередь, приучает человека к внимательности, аккуратности, вежливости, порядочности, богослужению, находчивости, деловитости; в) традиции национального самосознания помогают уметь радоваться достижениям своей нации, видеть различия между национальностями, правильно понимать межнациональные отношения.

Все это показывает, что казахские национальные морально-этические традиции имеют большие возможности в воспитании нравственности у студентов. Рассматривая проблему воспитания нравственности студентов, прежде нужно выяснить, что такое нравственные качества личности, как они характеризуются, также выделить и рассмотреть качества, которые являются важными в профессиональной деятельности учителя.  Нравственные качества личности - это признак постоянства по отношению к другим людям, коллективу, обществу, к самому себе. Они занимают главное место среди духовных качеств личности. Моральные признаки личности, ее идеологические и интеллектуальные качества взаимосвязаны. В современной школе к главным нравственным признакам относят: любовь к детям, ответственность, сдержанность, объективность, трудолюбие,  честность, профессиональную безупречность, патриотизм, интернационализм, целеустремленность и др.

Воспитание нравственности превращает выполнение личностью моральных требовании, норм и идеи современного общества в убеждение, формируя у нее постоянное положительное поведение, влияет на их совершенствование.

В современном мире проблемы развития личностных качеств преподавателя нужно рассматривать в неразрывной связи с насущными нуждами государства и общества, а они диктуют следующие требования: формирование у студентов целеустремленности, привычки жить, учиться и работать соблюдая принципы морального кодекса; руководствоваться высшими нравственными идеалами и претворять их в жизнь; воспитание честности, принципиальности, ответственности, искренности, гуманных качеств, нравственной культуры; поддерживать отношения в коллективе и в обществе; развивать в каждом студенте патриотические и интернациональные чувства, понимание будущим педагогом своего долга перед народом, а также ответственности за обучение и воспитание будущего гражданина своего Отечества. Развитие морального сознания будущих педагогов - сложный процесс. Он характеризуется освоением опыта старших поколений, овладением наиболее приемлемыми нравственными традициями.

На формирование личности будущих учителей оказывает большое влияние система взглядов на нравственные ценности, установившаяся в учебном заведении, где будущий педагог проходит обучение. Именно там происходит процесс закрепления у студентов  моральных норм и требований.

Формирование нравственности у будущих учителей происходит посредством нравственного просвещения и их участия в различной практической деятельности.

Воспитание нравственности студентов - организованный, управляемый процесс. Управление процессом развития нравственности у студентов высших педагогических учебных заведений заключается в тщательном отборе используемых форм, методов и средств воспитания. Они способствуют значительному повышению уровня нравственной воспитанности студентов. А это дает возможность определить профессионально-педагогическую готовность будущих учителей, и, учитывая цели и задачи современного общества, определить четкий нравственный образ.

Вопрос воспитания нравственности, будучи объектом социального управления, имеет определенную систему. Она заключается в структурном единстве компонентов, обеспечивающих педагогическое влияние на личность и ее нравственность. Воспитание нравственности требует отбора сложных систем задач  и сложных видов деятельности. Реализация системы воспитания нравственности будущих учителей помогает повысить эффективность различных воспитательных работ. Последние должны соответствовать целям и содержанию воспитания нравственности. Точнее говоря, нравственность должна формировать гражданственность, гуманистические взгляды у будущих учителей.

В заключении можно отметить, что казахские народные морально-этические традиции играют большую роль в воспитании  нравственных качеств у будущих учителей.

Литература:

1. Власкин А.Г. Мораль и традиция. - Ленинград, 1981. - 36 с.

2. Ковалев С.М. Формирование социальной личности. - М., 1980. - 228 с.

3. Султанова Ф. Роль народных традиции в формировании в развитии коммуникативной морали. Автореф. дисс. к.п.н.  - Ташкент, 1971. - 24 с.

4. Семенова М. Ценностная система личности. - София, 1985. - 166 с.

5. Зосимовский А.Д. Диагностика моральной воспитанности // Советская педагогика, 1970, № 7, с. 30-36.

6. Леонов А.М. Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических традициях русских (семейских) Забайкалье. Дисс. на соис. учен. степ. к.п.н. - М., 1994, 207 с.

Резюме

В статье автор рассматривает использование типичных норм в педагогических целях развития личности, пристальное внимание необходимо обратить на морально-этические традиции.

Summary

Considering the application of typical norms in pedagogical aims of person development the author pays attention to moral and ethic traditions with the help of which pupils and students realize their direct activities.